Источник: CRN/RE от 18.07.2014
Наступление эры Post-PC, о которой грезил еще основатель Apple Стив Джобс, похоже, откладывается. После двухлетнего спада объемов продаж персональных компьютеров, спрос на них снова стал расти.
В аналитической компании IDC подсчитали, что по итогам второго квартала 2014 года продажи ПК <просели> всего на 1,7% - это самый медленный спад за последние два года. Корпорация Intel, крупнейший поставщик чипсетов для персональных компьютеров, отчиталась о росте прибыли во втором квартале сразу на 40%.
Intel - компания, которая занимает очень прочные позиции на рынке традиционных компьютеров, но так и не смогла занять свое место на рынке чипов для планшетов и других мобильных компьютеров. Рост ее прибыльности означает только то, что <хоронить> рынок персональных компьютеров еще явно рановато.
Большое значение для индустрии имеет и недавний отчет аналитиков из компании Gartner. Здесь говорят о том, что за период с апреля по июнь 2014 года в мире было продано 75,8 млн персональных компьютеров. Это на 0,1% больше, чем было продано за аналогичный период в прошлом году. Конечно, динамика практически нулевая, но сам факт того, что падение отрасли прекратилось, уже говорит о многом. Многим экспертам начинает казаться, что определенный кризис в отрасли, который наблюдался в последние годы, вызван вовсе не засильем более легких переносных планшетов, а общим отвратительным состоянием мировой экономики. Экономика оживает - и вместе с ней оживает и IT-отрасль. Выясняется, что <слухи о смерти ПК оказались слегка преувеличенными>.
Эксперты сейчас говорят, что единственный сегмент, который точно умер из-за влияния планшетных компьютеров, это нетбуки. Кроме того, аналитики обращают внимание на тот факт, что в этом году истек срок поддержки Windows XP со стороны Microsoft. Это заставило многих офисных менеджеров в спешном порядке обновлять программное обеспечение, а вместе с ним - и свои компьютеры.
Генеральный директор Intel Брайан Кржанич говорит, что на развитых рынках активно работает около 600 млн настольных компьютеров и ноутбуков. Традиционный цикл их замены - раз в четыре года. И есть все признаки, что несмотря на кризис, большие и малые частные предприятия придерживаются этого графика обновления оборудования.
Финансовый директор Intel Стейси Смит тоже считает, что ПК-отрасль стабилизировалась. Он также отметил, что, как и в США, на потребительских рынках Китая и других развивающихся стран скоро начнется восстановление спроса. Intel рассчитывает на рост выручки в этом году как минимум на 5%.
Аналитик NPD Display Стивен Бейкер говорит, что в США сейчас наблюдается бум популярности новых настольных компьютеров: пользователи одинаково серьезно охладели в последнее время и к планшетам, и к ультрапортативным лэптопам. В конечном счете, к большинству потребителей приходит осознание того факта, что все равно большую часть рабочего времени они проводят за столом в офисе. А за столом в офисе удобнее всего работать как раз за настольным компьютером - с большим монитором и настольными операционными системами.
В то же время Бейкер отмечает, что продажи планшетов в этом году практически не растут и находятся на одном уровне. Более того, во втором квартале 2014 года глобальыне поставки планшетных компьютеров сократились с 59 млн штук до 56 млн. По мнению экспертов из NPD, все дело в том, что многие активные пользователи мобильных технологий переходят с использования 7-дюймовых планшетов на смартфоны с большими экранами (от 4,7 до 6 дюймов). По той же причине, кстати, падают и продажи электронных букридеров.
Аналитик Forrester Research Фрэнк Джилетт говорит, что изначально продажи ПК немного просели, потому что потребители поверили в чушь маркетологов о том, что планшеты могут заменить обычные компьютеры. В 2010 году появился первый iPad, и продажи ПК по всему миру упали на 0,5%, в 2011 году - на 3,5%, а в 2013 году рынок и вовсе просел на 10%. Но после того, как стали поступать сигналы о том, что Microsoft-таки собирается вернуться к старым ценностям и снова адаптировать Windows не под планшеты, а под традиционные компьютеры, потребители пересмотрели свои приоритеты.
Теперь на рынке наблюдается период <отрезвления>, подчеркивает аналитик. И прогнозирует: рост рынка ПК в ближайшие годы будет становиться только все более уверенным. , - заключает Джилетт.
В 2011 году тогдашний гендиректор HP Лео Апотекер говорил о том, что давление на индустрию ПК со стороны планшетных комьютеров будет постоянно усиливаться.
<Эффект планшетов реален>, - подчеркивал он и даже собирался выделить бизнес HP по производству ПК в отдельную компанию.
Три года спустя эти заявления выглядят бредом. Боб О'Доннелл, основатель аналитической компании TECHnalysis, говорит, что в действительности мы сейчас живем не в эпоху Post-PC, а эпоху Post-tablet.
<Планшеты могут быть привлекательны и удобны для каких-то задач. Но для работы мы по-прежнему нуждаемся в компьютерах>, - заключает он. И добавляет: <Только 10% времени, которое мы проводим в интернете, мы посвящаем планшетам. Значение "таблеток" будет падать по мере того, как их станут вытеснять смартфоны с большими дисплеями>.