Блог американской журналистки Кристи Эссик (Kristi Essick)
Вниманию редакций: при использовании этого материала просим ссылаться на сайт http://thenetwork.cisco.com/. При этом необходимо иметь в виду, что точка зрения автора может не совпадать с мнением компании Cisco
Похоже, все - от воспитателей детского сада и преподавателей ВУЗов до генеральных директоров и политических деятелей - обеспокоены дефицитом технических кадров. Стало в порядке вещей ворчать по поводу того, что мы не прививаем студентам навыки в области STEM , необходимые им для успеха в технократическом обществе. Компании жалуются, что у них тысячи вакансий на технические должности, но они не могут найти достаточно квалифицированных соискателей, чтобы их закрыть. Компании во всем мире - от Сан-Франциско до Остина, от Сиднея до Лондона - утверждают, что развивались бы быстрее и нанимали бы больше сотрудников, если бы только могли закрыть все вакансии в сфере IT.
В своем недавнем исследовании Брукингский институт констатировал, что STEM-навыки невероятно востребованы у работодателей, но на поиск специалиста в области высоких технологий уходит гораздо больше времени, чем на поиски специалистов в других областях: соискателей со STEM-навыками слишком мало. Исследования компании Manpower также показывают, что в 2013 году сложнее всего было найти IT-специалистов и инженеров.
Недостаток квалифицированных кадров - большая проблема и за пределами США. По данным компании IDC, в Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китае, на Дальнем Востоке и в Африке к 2016 году дефицит технических специалистов составит 1,3 миллиона человек, т.е. 27% от общего числа вакансий в технических областях. В Европе, по данным той же IDC, к 2015 году количество вакансий в сфере информационных и коммуникационных технологий составит 864 тысячи.
Очевидно, что недостаток технических специалистов - проблема реальная, к тому же постоянно усугубляющаяся. А что если решение этой проблемы кроется в самих технологиях? Множество стартапов, таких как Code Academy, Udemy, Udacity, Coursera, Creative Live, Skillshare, Grovo, General Assembly, Treehouse, и такие авторитетные учебные организации в сфере IT, как Lynda.com, Cisco Networking Academy и Microsoft IT Academy, предлагают приложения для дистанционного обучения с использованием браузера и мобильных устройств, чтобы подготовить IT-специалистов и лидеров будущего. Эти компании используют технологии, чтобы обучать технологиям, предлагая курсы и сертификацию тем, кто хочет попасть на рынок технических специалистов или получить повышение. Они преподают соискателям множество дисциплин: от программирования и администрирования сетей до веб-дизайна и управления базами данных.
<В рамках нашей программы Сетевой академии (Cisco Networking Academy) мы разработали платформу дистанционного обучения под названием NetSpace. Она зиждется на трех китах: контенте, совместной работе и непрерывной оценке достигнутых результатов, - рассказывает Харбриндер Канг (Harbrinder Kang), старший директор компании Cisco по корпоративному развитию, в том числе по развитию программы Сетевой академии, в рамках которой обучение сетевым технологиям ежегодно проходит более одного миллиона человек и проводится более 12 миллионов аттестаций. - NetSpace дополняет практические занятия с преподавателями, которые мы организуем на базе 10 тысяч вузов и школ во всем мире, обеспечивая студентам доступ к учебным материалам, общению друг с другом и регулярному онлайн-тестированию>.
Использование платформ дистанционного обучения в сочетании с традиционными занятиями - эффективный способ развития у работников не только технических, но и таких социальных навыков, необходимых для успешной карьеры, как способность взаимодействовать и совместно работать.
<В процессе обучения по модели "экспресс-урок" ("flip the classroom") лекции заменяются видеозаписями, а в аудиториях основное внимание уделяется выработке необходимых навыков, их практическому применению и наставничеству, - объясняет Рон Рейбин (Ron Rabin), старший преподаватель Центра творческого руководства (Center for Creative Leadership), глобального лидера по обучению руководящих работников. - Технологии виртуального обучения позволяют студентам делиться информацией и опытом, совместно работать и решать проблемы методами, делающими обучение эффективнее и увлекательнее>.
Вместе с тем многие платформы дистанционного обучения вообще не предполагают занятий в аудиториях с личным присутствием. К таким платформам относится большинство открытых онлайновых курсов для масс (Massive Open Online Courses, MOOC), например, Udacity и Coursera, а также основоположник онлайн-обучения в сфере технологий - Lynda.com. Подписчики получают доступ к библиотеке, в которой содержится более 116 тысяч видеуроков на сотни технических тем, записанных экспертами в своей области, и каждый месяц на ресурсе появляется более 60 новых курсов.
Один из клиентов Lynda.com, Patagonia, использует версию Lynda.com для предприятий и предлагает обучение в области современных технологий сотням соискателей по всему миру. Особенно популярны курсы по Excel, Adobe Illustrator и Photoshop. <Сотрудникам с большим стажем работы lynda.com необходим, потому что когда они начинали, навыки владения компьютером не требовались, - объясняет Энтони Гарсия (Anthony Garcia), менеджер Patagonia по профессиональному обучению. - Молодые работники знают об онлайновом обучении (многие из них прослушали университетские онлайн-курсы), так что они с технологиями на <ты>>.
По словам Джоша Берсина (Josh Bersin), руководителя и основателя научно-исследовательской компании Bersin by Deloitte, платформы дистанционного обучения имеют ряд преимуществ над традиционным обучением. Во-первых, организация и проведение онлайновых уроков обходится гораздо дешевле, поскольку один преподаватель может обучать сотни и даже тысячи студентов, и для этого не нужны аудитории. Во-вторых, онлайн-курсы с опытными экспертами и профессорами в роли преподавателей открывают доступ к высококачественному образованию тем студентам, которые не могут позволить себе учебу в ведущих вузах. В-третьих, онлайн-уроки дают студенту возможность самому выбирать скорость изучения материала, работать в привычном ему темпе, возвращаться к пройденному и проходить уроки заново, если он не усвоил все с первого раза. <Ни один курс не способен полностью заменить опыт, приобретаемый на практике, но платформы онлайн-обучения сейчас активно используются в программах профессиональной подготовки, комментирует Берсин. - MOOC и другие платформы дистанционного обучения предлагают материалы самого высокого качества>.
Дэниел Сепулведа (Daniel Sepulveda), специалист по программному обеспечению из Сан-Франциско, прошел несколько технических сертификационных онлайн-курсов и согласен с тем, что возможность работать в собственном темпе дает веб-курсам большое преимущество. Недавно он прошел онлайн-курс компании 10Gen по платформе баз данных MongoDB. <Это пошаговый курс с постоянной самопроверкой, так что я мог пройти урок вновь, если с первого раза не понимал основные идеи, - говорит Сепулведа. - Если сравнивать с традиционными техническими курсами, которые я посещал, то там урок проводится только один раз, так что возможность учиться в моем собственном темпе помогла мне как следут отточить нужные навыки>.
Поскольку онлайн-обучение - явление новое, традиционные курсы еще несколько лет будут доминировать в области технического образования. Но, по мнению Берсина, дистанционное обучение станет стандартом обучения навыкам корпоративного взаимодействия в ближайшие десять лет, задолго до того, как оно преобразует традиционное дошкольное, школьное или высшее образование.
Дистанционное обучение востребовано на предприятиях, поскольку компании хотят обучать работников быстро и экономично, а сотрудники обычно дружат с компьютером и не против использовать ПК для обучения. Однако Берсин предупреждает, что онлайн-курсы никогда не заменят практическое обучение: <Да, эти программы - отличный источник знаний, но, чтобы стать профессионалом, все равно нужно применять полученные знания на практике, а для этого требуются настоящие проекты с грамотным руководителем и постоянной обратной связью>.