Как-то летел на самолёте из одного города в другой. Погода была ужасной. Противный дождь, леденящая прохлада. Из одного пасмурного города улетаю и в такой же приземляюсь. За четыре часа полёта сложно понять - сдвинулась ли моя точка на карте планеты. Ощущение такое, что посидел в салоне и вновь вышел на трап в своём городе.
Самолёт остановился на рулёжке, подождал своей очереди в общем потоке и устремился по бетонной полосе с нарастающей скоростью, пока шасси не оторвались от земли. Набрал высоту, покачал крыльями, развернулся по маршруту и полетел! У меня в такие минуты начинается эйфория от чего-то нового, ещё по пути в аэропорт, а в полёте просто счастлив!
Во время взлёта электронное устройство для чтения ещё включать нельзя, пока на табло не появится команда <можно отстегнуть ремни>. Таковы устаревшие правила. Можно полистать журнал, поглазеть по сторонам и поиграть с пальцами. Но каждый раз, когда самолёт набирает высоту и уходит высоко за тучи - появляется солнце! Тёплое, даже жгучее, его лучи прорываются в салон сквозь малюсенькие иллюминаторы и это при том, что за бортом от минус 30 до 40 градусов мороза.
У Богов всегда солнечно!
На этой неделе, мне попалась на глаза статья о <лидерстве> среди устройств и тех компаний, которые их продают. Процитирую первую пятёрку без искажений, и потом поговорим. Источник указывать не буду, у них своя специфическая аудитория, поэтому собственное представление о лидерстве. Единственное, что бросается в глаза сразу - рейтинг явно тяготеет к <стоимости> брендов, потому что составлен таким образом - что чаще упоминается, то с их точки зрения явный лидер. Пока же скажу, что все рейтинги были построены на основе одной единственной социальной сети <Одноклассники>, где стареющие школьники постоянно что-то обсуждают. Выборка произведена по многочисленности групп поклонников конкретного бренда, без учёта того, что частенько в подобной выборке выигрывают универсальные компании, которые способны говорить обо всем, а линейка продуктов у них шире, чем у конкурентов.
Согласно рейтингу популярности электронных книг:
Sony - 19000 голосов. PocketBook - 16000 голосов. Prestigio - 4000 голосов. Globex - 292 голоса. Kromax - 79 голосов. Wexler - 21 голос. Texet - 20 голосов. Ritmix - 10 голосов. Qumo - 6 голосов. EvroMadia - 4 голоса. Не все компании я знаю, скажу честно, но если 4 человека составляют единую группу в социальной сети, что-то постоянно обсуждают, то, скорее всего, смысл для общения уже есть.
В составленном рейтинге, журнал честно признался, что Sony <выпускает разнообразную электронику, игровые консоли и прочую продукцию такого типа>. Какого такого типа? Не знаю!
Далее <аналитики> заглянули в Яндекс Маркет и посчитали рейтинг несколько иначе <число запросов поиска о брендах электронных книг>:
PocketBook - 128000 голосов. Texet - 13000 голосов. Wexler - 11000 голосов. Sony - 6000 голосов. Ritmix - 5000 голосов. Prestigio - 2000 голосов. Amazon - 1900 голосов. Qumo - 1600 голосов. AirBook - 12000 голосов. Азбука - 290 голосов. То есть, вероятно, можно представить всю эту аналитику таким образом: социальная сеть - это информационный интерес, а Яндекс Маркет - продуктовый интерес.
Что не сходится? По своему опыту знаю, что достаточно сложно продавать больше, при минимальном интересе к продукту. Практически все компании в реальности имеют другое соотношение - спрос на информацию выше, чем готовность купить. У каждого потребителя есть собственный цикл от появления желания до реализованной покупки.
То есть, если Sony известна потребителям по сумме своих продуктов, то обсуждают они больше, чем покупают конкретный продукт. Их нужно убедить в преимуществе бренда, а потом подтолкнуть, например, купить читалку или только наушники для плеера.
Главное, что видно сейчас, что <аналитики> взяли цифры и представили их рейтингом, хотя, по сути, он ничего не отражает в сумме, а только отдельно.
Забавно прочитать промежуточный вывод по двум таблицам, что <третью позицию занял российский бренд , который представляет собой одного из наиболее крупных в стране поставщиков электронного контента>.
То есть, искали бренд, нашли контент? Вероятно, <аналитикам> стоит убедиться самим, что Яндекс Маркет не даёт никаких ответов о наличие контента, и тем более о занимаемом брендом месте на рынке в этой связи.
Есть ещё третья таблица. Она, с точки зрения <аналитиков> отражает <популярность интернет-магазинов, занимающихся продажей электронных книг>, при этом <также применялся критерий, заключающийся в количестве соответствующих поисковых запросов>. Сейчас не очень хочу знать, искали люди холодильник или телевизор, а вдруг зашли купить читалку в интернет-магазин. Мне кажется, что <упоминаемость> всё-таки в данном случае зависит от известности магазина. Что на слуху, то и ищут в любой связи.
М.Видео - 1700000 голосов. Эльдорадо - 1570000 голосов. Юлмарт - 1050000 голосов. Евросеть - 614000 голосов. Техносила - 322000 голосов. Холодильник.ру - 161000 голосов. Сотмаркет - 107000 голосов. Белый ветер - 77000 голосов. E5 - 57000 голосов. Доставка.ру - 18000 голосов. Дальше <аналитика> развивалась уже предсказуемо. Перечисляли страны и города, а также их доли в <запросах>: Россия, Беларусь, Украина, Абхазия, Казахстан, Молдова, Киргизия, Армения, Узбекистан, Таджикистан и так далее. Не важно, что после первой тройки коэффициент запросов равнялся сотым (0.01, 0.02 и так далее), что, по сути, показатель отсутствия рынка.
Но самое интересное, что <аналитики> так и не подвели итогов того, что исследовали.
Ну, а теперь вернёмся к реальности. Рынок проседает. С него уходят компании, которые не являются энтузиастами. Смысл сказанного можно передать иначе - рынок электронных книг более не привлекателен для быстрой спекуляции и на нем постепенно остаются только те, кто может это сделать в течение ближайших нескольких лет.
Рынок просел к итогам прошлогоднего аналогичного месяца. В прошлом году, в 2013 году, рейтинг брендов, которые зарабатывали на электронных книгах, в рамках отечественного рынка, был таковым (цифры более 100% показывают увеличение спроса):
Amazon Kindle - 172% PocketBook - 156% Barnes & Noble Nook - 53% Sony - 42% Onyx - 40% Kobo - 36% Inch - 26% Texet - 18% Explay - 11% Perfeo - 10% Аналогичный рейтинг в этом, в 2014 году:
PocketBook - 166% Amazon Kindle - 99% Barnes & Noble Nook - 40% Sony - 37% Onyx - 41% Kobo - 26% Texet - 23% Qumo - 15% Bookeen - 19% Akunin Book - 17% По моим подсчётам, чтобы было понятно в цифровом выражении, конверсия PocketBook в этом месяце равна 18315 единицам устройств. При том, что проглядывает рост спроса на бренд до 166%, сумма в штуках не такая большая. То есть, приблизительно каждый процент это 110 устройств. Если представить, что в таком ритме устройства будут продаваться весь год, а это не правда, так как подъём и падение очень сильно зависит от способа подачи новых продуктов своим потребителям, то до конца года будет продано приблизительно всего 637560 устройств. Добавим погрешность ко всем брендам, которые не учитывались и количество устройств окажется в районе 800000 единиц, что на 400000 меньше результата прошлого года и соответствует состоянию рынка 2009 года, если не ошибаюсь.
Такое состояние рынка показывает, что подобный спад скоро наметится среди планшетов. Проблема рынка в том, что он не обновляется, нет таких устройств, на которые потребители захотят сделать покупку.
Но главный вывод в том, что за облаками есть солнце! Оно светит даже тогда, когда у нас дождливо и пасмурно. Можно долго притворяться, что всё-таки у отдельных компаний виден рост. Но это ненадолго. Нужен рывок! Нужна принципиальная смена настроения у потребителей. Быстро достигнуть положительных результатов можно только внешним изменением конструкций устройств. Более ничего на рынке не меняется - софт, экран, процессоры и прочее - все это только в представлении производителей отличает их хоть чем-то от других. Реально - всё это калькуляторы
Кстати, а у кого-то на столе ещё есть калькулятор? Вот в этом и опасность для рынка электронных книг. Название останется, но вряд ли кто-то захочет пользоваться.