Дети читают книгу Дети все меньше и меньше читают. Мир полон цифровых развлечений, ярких мультфильмов, красочных и захватывающих видеоигр. Куда с ними тягаться обыкновенным текстовым книгам, даже с картинками. Но родителям порой не нравится, что их дети предпочитают электронные книги бумажным.
Книги Ведущая ресурса Coomon Sense Media Кэролайн Кнорр, основываясь на исследовании, проведенном центром Joan Ganz Cooney Center, полагает, что если дети читают электронные книги, родителям следует радоваться, а не сетовать на то, что их чада не проявляют интереса к бумажному носителю.
Это представители старших поколений могут любить бумажные книги за то, что это книги их юности. Для нового поколения электронный носитель предпочтительнее, потому что он удобнее. Ведь у них нет никаких ярких эмоциональных воспоминаний, связанных с бумажными книгами. Нет и не может быть. Что делать, они привыкли к своим Android- и iOS-девайсам. Это, а не бумага, технологии их эпохи. То, что они будут с теплотой вспоминать, став постарше.
Если родители хотели бы, чтобы дети начали проявлять интерес к литературе, необходимо выбирать книги, где текст превалирует над картинками. И не важно, будут эти книги бумажными или электронными. А чтобы увлечь чтением детей, которые не любят читать, лучше отдавать предпочтение книгам с интегрированными мультимедийными возможностями.
Аудиокниги предпочтительны для изучающих языки, детей со специальными потребностями и тех юных читателей, которые не располагают временем на то, чтобы тихонько посидеть с книжкой.
Несмотря на появление множества новых способов получения информации, чтение остается тем навыком, который необходим человеку. Сегодня выбор и бумажных, и электронных книг огромен. Перенасыщенные мультимедийным контентом книги не позволяют детям в должной мере усваивать материал, поскольку отвлекают их внимание на внешние эффекты, связь которых не в сознании ребенка с текстом может быть не совсем очевидной.
По данным проведенного исследования, юные читатели мультимедийных книг в меньшей степени запоминают детали повествования. То есть, если электронная книга - это обычная текстовая книга, пусть даже и с картинками, по своим свойствам она практически ничем не отличается от бумажной. Электронные книги, которые якобы <хуже> бумажных, - это книги, содержащие насыщенный мультимедийный контент, не позволяющий детям сосредоточить свое внимание на самом главном в излагаемом авторами книги материале. Это как раз та ситуация, при которой красивая <упаковка> затмевает содержание.
Эксперты рекомендуют родителям читать своим детям, читать вместе с ними. Но, самое главное, дети должны видеть своих родителей читающими. Вряд ли существует способ заставить детей полюбить книгу, если взрослые в семье сами предпочитают держаться подальше от литературы, зато поближе к телевизору и компьютеру с социальными сетями.
Рекомендуется также подбирать детям книги для чтения. При этом очень важно учитывать вкусы самих детей. Может оказаться и так, что та детская литература, которая нравится взрослым, не произведет на малышей никакого впечатления.
Старшее поколение нередко сетует на чрезмерное увлечение подростков своими цифровыми устройствами, планшетами и смартфонами. Но ведь эти девайсы - превосходные инструменты для знакомства с сокровищами мировой литературы! Хотя есть и аргументы против того, чтобы знакомить детей со смартфонами. Да и против планшета в школьном классе тоже есть доводы. Может быть, основные опасения в отношении мобильных у родителей сложились как раз потому, что девайсы отвлекают детей от чего-то серьезного и важного?
Подросткам следует просто подсказать, что планшет необходим им не только для того, чтобы общаться с социальных сетях и играть. Порой достаточно просто указать нужное направление, показав юным и любознательным ценителям электроники, какой важный пласт человеческой культуры проходит мимо них.
Не впечатляет формулировка? На самом деле все намного проще. Подросток ищет ответ на какой-либо вопрос. В этой ситуации родители могут подсказать ему книгу, в которой раскрывается интересная ему тема и недвусмысленно дать понять, что книги как раз для того и служат, чтобы рассказывать что-то интересное юным <почемучкам>. При этом, разумеется, литературу следует подбирать с учетом возраста и мировосприятия каждого подростка.
Как вы считаете, имеет ли значение формат книги: бумажная или электронная? Или главное - любовь к чтению, а носитель второстепенен?