Блог Стюарта Тейлора (Stuart Taylor), директора подразделения компании Cisco по трансформации деятельности сервис-провайдеров (Service Provider Transformation Group)
По данным ООН, в период 2008-2009 годов городское население впервые в мировой истории сравнялось по численности с сельским. Поскольку люди из сельских районов стремятся к благополучию и социальным возможностям городской жизни, процесс урбанизации неуклонно набирает обороты. По прогнозам ООН, с 2007-го по 2050-й год численность городского населения вырастет с 3,1 до 6,4 миллиардов человек. По мере роста городов мы начинаем замечать, как ограниченность ресурсов, инфраструктуры и услуг устанавливает естественные границы урбанизации, что, в свою очередь, сказывается на темпах экономического роста. Обеспечение устойчивого городского развития стало одной из ключевых задач 21-го века. Вместе с тем городские власти стремятся добавить <индивидуальности> в облик своих городов и используют расширяющиеся возможности Всеобъемлющего Интернета для улучшения качества жизни горожан.
Такие разные города, как Барселона, Ницца, Даллас и южнокорейский Сонгдо, уже используют передовые технологии и анализ данных для создания <умной>, подключенной инфраструктуры. Эти и многие другие города по всему миру внедряют такие новые цифровые сервисы, как <умные> системы освещения, управления дорожным движением, утилизации отходов и анализа данных, чтобы сократить расходы, открыть новые источники прибыли, создать инновационные бизнес-районы и повысить общий уровень жизни населения. Появление подобных мегаполисов создаст массу преимуществ для городов и их жителей, а также откроет широкие возможности для разработчиков и их партнеров по созданию и обслуживанию <умных> цифровых городов будущего.
Соединение всех датчиков, устройств, людей и данных имеет решающее значение для создания <умного> города. Предлагая продвинутые сети проводной и мобильной связи, провайдеры играют ключевую роль в обеспечении необходимой сетевой связности. Но компания Cisco уверена, что потенциал провайдеров выходит далеко за пределы простого обеспечения связи. Провайдеры имеют множество возможностей для увеличения своей доли <стоящих на кону> 1,5 триллионов долларов, которые, по оценке Cisco, будут вложены в ближайшие десять лет в ИКТ и <умную> городскую инфраструктуру во всем мире.
Чтобы понять, какая роль в создании <умных> городов подходит провайдерам лучше всего и как они могут получать прибыль, необходимо рассмотреть такие факторы, как потенциальная выгода, роль и финансирование/управление.
1) Можно выделить следующие виды потенциальной выгоды:
Хпрямая выгода, вытекающая из сетевого доступа, управления сетью, сервисов (например, на основании определения местоположения пользователя, облачных технологий и информационной безопасности), тех или иных решений вроде <умных> систем парковки, освещения и управления дорожным движением, а также выгода, связанная с применением технологических и бизнес-платформ;
Хсопутствующая выгода, вытекающая из права развертывания сети на базе муниципальных ресурсов, увеличения объема поставок городским властям, местным компаниям и потребителям и связанная с удержанием клиентской базы;
Хкосвенная выгода, вытекающая из брендинга, связей с общественностью, обслуживания клиентов, послаблений со стороны регуляторов и взаимоотношений с государственными органами.
2) Роль провайдеров. Мы рассматриваем потенциальные роли провайдеров в условиях <умного> города как пирамиду или совокупность уровней, где каждый уровень поддерживает вышестоящий, и где потенциальная прибыльность бизнеса растет по мере движения от основания пирамиды к вершине.
3) Модели финансирования/управления:
Хфинансирование производится из городского бюджета, а активы находятся в собственности города (городские власти приобретают оборудование и сервисы, становясь их владельцами, а финансирование производится из городского бюджета или путем выпуска облигаций);
Хфинансирование производится вендором/сервис-провайдером (инфраструктура приобретается вендором/провайдером, становясь их собственностью, и арендуется городом вместе с услугами);
Хгосударственно-частное партнерство (финансирование и обслуживание осуществляется через партнерство городских властей с одним или несколькими частными провайдерами);
Хновое самостоятельное юридическое лицо (создается новая организация, объединяющая основных партнеров экосистемы. Эта организация финансируется и и действует как самостоятельная компания на основе принципов прибыльности/рентабельности.
Точно оценивая имеющиеся варианты и свои возможности с учетом вышеупомянутых факторов, провайдеры могут выработать успешную стратегию и определить операционную модель для получения прибыли при развитии <умных> городов. Провайдеры имеют уникальную возможность предоставлять в основных городских районах <интеллектуальные> цифровые услуги на базе Всеобъемлющего Интернета в виде комбинации из подключений, сети Wi-Fi, платформ, операций, внедрения и интеграции, а также специальных приложений и решений.