Источник: IBusiness от 19.02.2014
Агентство Informa Telecoms & Media в конце января дало прогноз, согласно которому в 2014 году одной из ключевых технологий, влияющих на сферу продаж, станет Bluetooth Low Energy (BLE). Основанные на ней сервисы будут активно внедряться на устройствах на базе iOS и Android и в перспективе могут <задвинуть> на второй план альтернативную технологию NFC. Уже в начале 2014 года в мире имелось как минимум полторы сотни устройств, поддерживающих BLE. В обзоре iBusiness.ru - пять примеров практического применения этой технологии.
Устройства Bluetooth Low Energy - это миниатюрные датчики, способные передавать информацию на расположенные рядом с ними мобильные устройства. Отличие от <обычного> Bluetooth в том, что модули BLE легче, дешевле и, главное, потребляют намного меньше энергии, однако радиус их действия ограничен расстоянием в пару метров. Возможности широки: такие <маячки> могут <рассказывать> покупателю в супермаркете о свойствах товара, следить за состоянием здоровья пользователя в квартире или офисе, быть связующим звеном для устройств <умного> дома.
Apple iBeacon
Apple можно считать первопроходцем в области освоения этой технологии. Летом 2013 года корпорация из Купертино представила свои чипы iBeacon. Их уже стали использовать в фирменных магазинах компании Apple Store - ими оснащены все магазины, находящиеся на территории США. Как только пользователь с iOS-устройством в кармане или сумке входит в зону действия датчика iBeacon, его устройство получает push-уведомление с информацией о товаре, который <обслуживает> данный датчик. Система, к которой подключены чипы iBeacon, следит за историей покупок пользователя и сама предлагает ему информацию о скидках, акциях и новых товарах.
В Apple полагают, что технология может иметь успех и в других отраслях. Посетитель музея или художественной галереи сможет, например, узнавать интересную ему информацию об экспонатах без помощи экскурсовода. Путешественники - лучше ориентироваться в незнакомых торговых центрах и на станциях метро, где обычная GPS-навигация не работает. Во время саммитов и конференций система будет определять, на каких секциях побывал пользователь, и сбрасывать ему отчеты с этих мероприятий или стенограммы выступавших спикеров. Все, что при этом необходимо пользователю: всегда и везде ходить со смартфоном с включенным модулем Bluetooth.
PayPal Beacon
Платежная система PayPal осенью 2013 года представила маломощный Blueotooth-коммуникатор Beacon. С его помощью покупатели могут <чекиниться> в любом магазине и получить от него информацию, например, о скидках и акциях. Также Beacon позволяет платить за продукты без передачи банковской карты кассиру магазина - с помощью приложения PayPal на смартфоне или планшете. Вице-президент компании Хилл Фергюсон убежден, что новое устройство будут покупать администраторы торговых сетей. С их помощью они смогут эффективнее управлять продажами и добьются большей лояльности покупателей. В розничной продаже Beacon появится в 2014 году. Стоимость и точные технические характеристики устройства пока не раскрываются.
Qualcomm Gimbal
На рынок BLE-чипов вышла и компания Qualcomm. Ее маячки получили название Gimbal. Возможности этих чипов такие же как и у конкурентов, но поддерживать они будут устройства как на iOS, так и на Android. Стоить эти маячки будут от $5 до $10 в зависимости от мощности передаваемого сигнала. Дешевый вариант <мячков> может работать без подзарядки на протяжении трех месяцев - при условии, что передавать сигнал он будет раз в две секунды. Более дорогие маячки могут <держаться> на одном заряде батареи целый год, а допустимая частота передачи данных - десять раз в секунду. Функциональность устройств сохраняется в температурном диапазоне от минус 40 до плюс 60 градусов по Цельсию. Кстати, Gimbal может заменить термометр, так как постоянно измеряет температуру в помещении.
В Qualcomm полагают, что магазинам эти устройства помогут стимулировать покупателей чаще совершать <импульсные покупки>. Компания предлагает использовать их разработку не только магазинам, но и администраторам крупных автомобильных стоянок, владельцам больших шопинг-моллов: в громадных закрытых помещениях BLE может стать альтернативой GPS.
Estimote Beacons
Стартап Estimote хочет сделать торговлю BLE-маячками основой своего бизнеса. Свои чипы компания продает комплектами по три штуки. Стоимость одного набора - $100. Зато диапазон <дальнобойности> превышает десять метров, а каждый маяк способен обслуживать до 100 квадратных метров. Так что предложение Estimote должно заинтересовать, в первую очередь, крупные гипермаркеты.
Компания приводит пример эффективности своих чипов с сравнении с NFC-решениями. Одна NFC-метка стоит $0,1, но в традиционном супермаркете сети розничных магазинов Macy's обычно продается более 100 тыс. наименований товаров, поэтому затраты на NFC-метки могут достигнуть $1 млн. Использование BLE-чипов в этих случаях будет в десятки раз выгоднее.
Также компания предлагает использовать эти <маяки> для дома. Скажем, в разных комнатах на смартфоне пользователя будут запускаться разные приложения. А если подключить такой <маячок> к розеткам, то можно управлять освещением в доме, не нажимая на выключатели. Благо, Estimote уже выпустила среду разработки (SDK), с помощью которой программисты смогут настраивать эти чипы по своему усмотрению.
SWIRL Beacons
SWIRL также позиционирует свои BLE-маячки как выгодное предложение не столько для конечных пользователей, сколько для магазинов и торговых залов. Их назначение - следить за покупками, которые делает пользователь, собирать информацию о том, как именно он перемещается по магазину. Имеющаяся информация об истории взаимодействия с магазином тысяч клиентов даст подсказки, где лучше разместить товар, как грамотнее организовать секцию товаров со скидками.
Технологию, в частности, уже стал использовать бренд модной обуви
Timberland. В фирменных магазинах компании новая технология получила позитивный отклик среди покупателей. Так, в ходе исследований выяснилось, что 75% пользователей, получающих уведомления на смартфон после того, как зашли в магазин, немедленно прочитывают их. 50% из тех, кто его прочитал, воспользовались акционным предложением магазина.
Подобно конкурентам, Swirl уже выпустила набор SDK, позволяющий провести <тонкую> настройку ее чипов в соответствии с нуждами магазина. Минус маячков от компании - в том, что они слишком большие и заметные. И пока они совместимы только с iPhone и iPad.