В России растет охват населения мобильным Интернетом. Об этом свидетельствуют первые результаты ежегодного мониторинга инновационного поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года.
В ходе исследования было опрошено 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет. Выяснилось, что половина всех опрошенных за последние три месяца хотя бы один раз выходили в Глобальную сеть с помощью портативных устройств. 35% опрошенных для этого использовали мобильные телефоны, ноутбуки или нетбуки - 29%. Еще 10% пользовались планшетами и 3% - другими портативными устройствами (часть опрошенных могли использовать несколько разных устройств).
Таким образом, как отметили авторы исследования, для большинства пользователей России Интернет стал не просто частью их повседневной жизни. <Мобильные устройства позволяют стереть границу между онлайном и офлайном. В результате оба информационных пространства переплетаются гораздо сильнее, чем в условиях отсутствия мобильности>, - говорится в исследовании.
Авторы проекта также задались вопросом, является ли мобильный Интернет индикатором каких-то значимых различий в социальных установках его пользователей. Для этого суточная аудитория Интернета была условно разделена на две группы: пользователи Интернета с мобильных устройств и обычные пользователи. Исследователи сравнили их цели выхода в Интернет за последние три месяца и выявили значимые различия. Самое главное из них заключается в том, что <мобильные> пользователи чаще используют Интернет для коммуникации, развлечения и размещения различной информации, чему способствует обилие соответствующих мобильных приложений. Исключение составляют такие параметры, как чтение новостей, газет, журналов и поиск информации о товарах и услугах: доля пользователей с такими целями в обеих группах практически одинакова - чуть более 40%.
Пользователи мобильного Интернета отличаются склонностью к инновационному поведению. Выявить это помогли результаты опроса на предмет отношения интернет-пользователей к различного рода новшествам. Среди пользователей мобильного Интернета оказалось максимальное число тех, кто на специальной опросной шкале от 1 до 10 выбрал наибольшие значения, свидетельствующие о склонности к переменам, экспериментальной деятельности, нововведениям в работе и повседневной жизни. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении опрошенных к техническим новинкам.
<Пользователи мобильного Интернета используют возможности Сети не только для чтения новостей и общения, но и для образования, покупок, взаимодействия с государственными органами, - считает научный сотрудник отдела исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валентина Полякова. - В целом они более открыты миру и новым веяниям и могут выступать в качестве трендсеттеров, задавая новые модели поведения и потребления>.
<Таким образом, использование мобильного Интернета сегодня может служить индикатором открытости инновациям среди населения. Можно предположить, что пользователи мобильного Интернета представляют собой группу населения, обладающую наиболее активным потенциалом к вовлечению в различные инновационные практики>, - указали авторы исследования.
Что касается количества регулярных пользователей Глобальной сети, то здесь Россия пока отстает от большинства европейских стран. Тем не менее большая часть россиян (71%) в возрасте от 16 до 74 лет сегодня имеет опыт использования Интернета, а каждый второй обращается к возможностям Всемирной паутины практически ежедневно.
<Прирост российской аудитории Интернета в 2013 году по сравнению с предыдущим годом произошел в основном за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста>, - отметил заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта <Мониторинг инновационного поведения населения> Константин Фурсов.
Например, среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет доля трехмесячной аудитории выросла с 45% до 53%. В группе от 55 до 64 лет доля пользователей достигла более чем трети, увеличившись на 10 процентных пунктов (п.п). И еще на 5 п.п. выросла доля аудитории среди самой старшей исследуемой группы - от 65 до 74 лет. При этом, по словам Константина Фурсова, среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет и от 25 до 44 лет доли трехмесячной аудитории Интернета остались на прежнем уровне (95% и 81% соответственно). Фактически Интернет в России сегодня осваивается <поздним большинством> и так называемыми <отстающими> (термины Э. Роджерса), говорится в материалах исследования.