Как будет выглядеть корпоративная сетевая архитектура? Своим мне-нием на сей счет делится Пол Макнаб (Paul McNab), вице-президент компании Cisco Systems по разработке интегрированных сетевых систем:
<Наш мир снова меняется. Освоив новые коммуникационные и развлека-тельные технологии, миллионы людей по всей планете все шире применяют их в своей трудовой деятельности, а также в сфере почтовой связи. Границы между домашним и офисным миром становятся все более размытыми, и бизнес обязан реагировать на это, ибо новые технологии уже оказывают влияние и на продукты, и на услуги, и на сотрудников компаний. В то же время сеть превращается в базо-вую систему доставки услуг, которая служит гибкой основой для персонализации пользовательских сервисов. Конвергенция создает небывалые возможности для компаний, готовых взять на вооружение новые формы коммуникаций, и небывалые трудности для тех, кто эти формы не воспринимает. Сегодня сетевой доступ возможен в любом месте с помощью любого устройства. Наступает новая эра интерактивных социальных коммуникаций. Этот факт воздействует на весь рынок и все компании, независимо от размера и отрасли.
Технология мгновенных сообщений (Instant Messaging, или IM), вначале захватившая молодежную среду, стала распространяться и в бизнесе. Сегодня текстовыми сообщениями в реальном времени обмениваются не только подростки, но и солидные дяди, работающие в солидных компаниях. Технология IM помогает укреплять взаимодействие между сотрудниками и связи с заказчиками.
Персонализированные Web-форумы, блоги, загрузка видео и другие совре-менные формы мобильных коммуникаций, получившие широкое распространение среди молодежи, могут творчески применяться и в бизнесе. Web-технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни нового поколения людей, желающих пользоваться удобными Web-функциями и на работе.
Среди пользователей популярного сайта MySpace распространена такая практика: человек передает сообщение об отличной вечеринке всему списку своих приятелей, в результате чего многие из них присоединяются к нему. А теперь по-думайте, какие возможности эта практика открывает для вашего бизнеса. Сооб-щение о распродаже может с быстротой молнии распространиться по городу, или вы можете мгновенно обратиться за помощью к службам спасения и врачам. Спо-собы применения этой функции ограничиваются только широтой человеческого воображения.
Операторы связи и интернет-провайдеры энергично внедряют интерактив-ную сетевую модель, признавая ее огромный потенциал. К примеру, некоторые операторы мобильной связи предлагают услугу узнавания мелодии. Абонент, услышав по радио понравившуюся ему песню, может набрать номер и загрузить эту мелодию в качестве рингтона. Он также может загрузить всю песню целиком или заказать компакт-диск, который ему вышлют по почте. Вся транзакция занимает не более минуты. Возможность совершать подобные "импульсивные покупки" способна удовлетворить многих абонентов и, возможно, уменьшить их отток от дан-ного оператора.
Простота и стандартный характер Web-услуг дают возможность людям ре-шать, как взаимодействовать с той или иной организацией. Между тем до недавнего времени дело обстояло совсем наоборот. В будущем заказчик будет сам решать, как обращаться к представителям той или иной компании: лично, по телефону, с помощью видеоконференции, через Web-чат или с помощью нескольких методов сразу.
Все это заставляет предприятия внедрять сети, ориентированные на поль-зовательские услуги. В быстро меняющейся информационной экономике конкурентное преимущество заключается не только в характеристиках продукта (который к тому же можно скопировать), но и в учете запросов и пожеланий сегодняшних и будущих заказчиков. Для этого нужны гибкие бизнес-процессы, которые основаны на Web-сервисах и сетевых технологиях, ориентированных на услуги.
Современная сетевая архитектура должна быть не только гибкой, но и безопасной и надежной. Этого, прежде всего, требует необходимость строго придерживаться законодательных и нормативных правил. Кроме того, безопасность и надежность сетевой архитектуры помогают заслужить доверие пользователей, укрепить лояльность заказчиков, сократить отток абонентов и, в конечном итоге, повысить прибыль.
Наконец, будущая корпоративная сетевая архитектура должна способство-вать творчеству, поощрять новаторство и побуждать сотрудников к достижению общих корпоративных целей. Разработку этой архитектуры предприятие должно, по возможности, поручать представителям нового поколения, то есть людям из будущего, которые сегодня вынуждены работать со вчерашней технологией. Может быть, они еще не в состоянии доходчиво выразить свои устремления, но порождаемые ими новые идеи вполне могут быть использованы в новых бизнес-моделях.
На крупном предприятии разработка, оценка и внедрение новых бизнес-процессов и архитектур могут занять годы. Еще и поэтому уже сегодня нужно отслеживать новые тенденции и планировать внедрение новых решений, способных принести большую пользу бизнесу, повысить его гибкость и вывести на рынок продукты и услуги завтрашнего дня.