Компания Gartner назвала 10 основных технологий и тенденций, которые будут иметь стратегическое значение для большинства компаний в 2014 г. Аналитики представили свои выводы на мероприятии Gartner Symposium/ITxpo, завершившемся 10 октября.
Стратегическая технология определена как потенциально способная оказать существенное влияние на предприятие в предстоящие три года. Среди факторов существенного влияния: высокая вероятность резких перемен в ИТ или способах ведения бизнеса, необходимость крупных капиталовложений или риск запоздалого внедрения.
Стратегической может быть существующая технология, которая достигла зрелости и/или стала пригодной для более широкого круга применений. Ею может быть также новая технология, которая открывает стратегические бизнес-преимущества в случае быстрого внедрения, или способная вызвать значительные перемены на рынке в предстоящие пять лет. Эти технологии влияют на долгосрочные планы, программы и инициативы компаний.
<Мы определили 10 основных технологий, которые компаниям следует учитывать при стратегическом планировании, - говорит Дэвид Сирли. - Это не значит, что надо обязательно внедрять все перечисленные технологии и инвестировать в них, но в предстоящие два года компаниям следует принять по ним обдуманные решения>. Сирли считает, что соединение четырех мощных факторов - социального, мобильного, облачного и информационного - будет по-прежнему стимулировать изменения и открывать новые возможности, порождая спрос на сложную программируемую инфраструктуру, функционирующую в масштабах Интернета.
Ниже перечислены 10 основных стратегических тенденций в развитии технологии в 2014 г.
Разнообразие и управление мобильными устройствами
Неожиданным следствием возможности работать с собственными вычислительными устройствами стало удвоение и даже утроение численности мобильной рабочей силы. Это создает огромную нагрузку на ИТ- и финансовые подразделения. Политики предприятия относительно принадлежащих работникам устройств необходимо глубоко пересмотреть и, при необходимости, обновить и расширить. У большинства компаний есть лишь политики для сотрудников, обращающихся к сетям через устройства, принадлежащие и управляемые компанией. Назначьте политики, которые четко определят, что можно и чего нельзя делать работникам. Сочетайте гибкость с требованиями конфиденциальности.
Мобильные программы и крупные приложения
По прогнозу Gartner в 2014 г. повышение производительности JavaScript даст толчок применению HTML5 и браузера в качестве основной среды разработки программ на предприятии. Специалисты Gartner рекомендуют разработчикам сосредоточиться на создании расширенных моделей пользовательского интерфейса с более мощными функциями голосовой связи и видео для разнообразных новых способов связи. Продолжится рост компактных, узкоспециализированных программ, а число крупных, полнофункциональных приложений начнет сокращаться.
Разработчикам следует искать способы соединять мобильные программы в крупные приложения. Для создания пользовательских интерфейсов приложений, охватывающих разнообразные устройства, требуется понимание фрагментированных строительных блоков и адаптивная структура программирования для их объединения в оптимизированный контент на каждом устройстве.
Рынок инструментов для создания программ, обращенных к пользователям и предприятиям, отличается сложностью, потенциально его участниками могут стать более 100 поставщиков. В течение нескольких следующих лет ни один инструмент не будет оптимальным для всех типов мобильных приложений, поэтому следует готовиться к использованию нескольких инструментов. Следующим шагом эволюции взаимодействия с пользователем станет использование намерений, выявленных из эмоциональных проявлений и действий, для поощрения изменений в поведении конечного пользователя.
Всеохватывающий Интернет
Интернет распространяется за пределы ПК и мобильных устройств, охватывая такие ресурсы предприятий, как передвижное оборудование и потребительские устройства, например автомобили и телевизоры. Проблема в том, что большинство предприятий и поставщиков технологий пока не изучили возможности расширенного Интернета и не готовы к нему организационно или по эксплуатационным возможностям. Представьте себе оцифровывание самых важных продуктов, услуг и ресурсов. Комбинация потоков данных и услуг, созданных путем всеобщего оцифровывания, формирует четыре основных модели использования - управление, монетизация, выполнение, расширение. Эти четыре основных модели могут применяться к любому из четырех <интернетов> (люди, предметы, информация и места). Предприятиям не следует считать, что только <Интернет вещей> (то есть ресурсы и машины) имеет потенциал для реализации четырех моделей. Компании всех отраслей могут взять на вооружение эти четыре модели.
Гибридное облако и ИТ-компании как сервис-брокер
Чрезвычайно важно соединить персональные облака и службы внешнего частного облака. Предприятиям следует проектировать частные облачные службы, помня о гибридном будущем и заботясь о перспективах интеграции/взаимодействия. Гибридные облачные службы можно строить разными путями, от сравнительно статичных до чрезвычайно динамичных. Управление их построением часто возлагается на облачного сервис-брокера (CSB), обеспечивающего агрегирование, интеграцию и настройку служб. Роль CSB берут на себя предприятия, расширяющие частные облачные службы в гибридное облако. Для описания возможностей, открывающихся благодаря гибридному облаку, часто используются такие термины, как <перерасход> (overdrafting) и <расширение в общедоступное облако> (cloudbursting). Однако поначалу огромное большинство гибридных облачных служб будут гораздо менее динамичными.
Скорее всего, первые гибридные облачные службы окажутся статичными, искусственными построениями (например, интеграция между внутренним частным облаком и общедоступной облачной службой для определенной функциональности или данных). По мере развития CSB появится больше развертываемых композиций (например, частная инфраструктура как служба, в которой можно задействовать внешних поставщиков услуг на основе политики и использования ресурсов).
Архитектура облако-клиент
Вычислительные модели облако-клиент смещаются. В архитектуре облако-клиент последний представляет собой полнофункциональное приложение, выполняемое на подключенном к Интернету устройстве, а сервер - ничто иное как набор служб приложений, размещенных на все более эластичной масштабируемой облачной вычислительной платформе. Облако представляет собой точку управления, и система или приложения могут распространяться на много клиентских устройств. Клиентская среда может быть собственным приложением или основываться на браузере; все более мощные браузеры доступны на многих клиентских устройствах, как мобильных, так и настольных.
Широкие возможности многих мобильных устройств, повышенный спрос на сети, стоимость сетей и необходимость управлять использованием полосы пропускания канала связи в ряде случаев приводит к необходимости снижать требования облачных приложений к вычислительным ресурсам и хранилищам данных, пытаясь задействовать интеллект и память клиентских устройств. Однако из-за усложнения требований мобильных пользователей приложения во все большей степени будут полагаться на вычислительные ресурсы и память на стороне сервера.
Эпоха персонального облака
Эпоха персонального облака ознаменуется переходом от устройств к услугам. В новых реалиях конкретные особенности устройств станут менее важными для компаний, хотя необходимость в них сохранится. Пользователи будут работать с набором устройств, среди которых ПК - лишь один из многочисленных вариантов, но ни одно устройство не будет доминирующим. Эта роль, скорее всего, достанется персональному облаку. Объектом управления и защиты будет доступ к облаку и хранимому и совместно используемому контенту, а не устройство само по себе.
SDx
Software-defined anything (SDx) - собирательный термин, описывающий нарастающую потребность рынка в улучшенных стандартах для программируемой инфраструктуры и взаимодействия с центрами обработки данных. Необходимость в стандартах обусловлена автоматизацией, как неотъемлемой характеристикой облака, новой методологией разработки DevOps и требованием быстрой подготовки инфраструктуры. SDx охватывает и такие инициативы, как OpenStack, OpenFlow, Open Compute Project и Open Rack, в которых заложены похожие идеи. По мере развития отдельных технологий SDx и формирования консорциумов, можно ожидать появления стандартов и совмещения возможностей. Поставщики всегда будут называть открытость своей целью, но различные интерпретации определений SDx означают что угодно, кроме открытости. Поставщики технологий SDN (сети), SDDC (центры обработки данных), SDS (хранение данных) и SDI (инфраструктура) борются за лидерство в соответствующих областях, и одновременно внедряют инициативы SDx с оглядкой на смежные рынки. Поэтому поставщики, доминирующие в секторе инфраструктуры, неохотно выполняют стандарты, которые потенциально могут привести к снижению маржи и усилить конкуренцию, даже несмотря на выигрыш в простоте, стоимости и эффективности консолидации для потребителей.
Веб-масштабирование ИТ
Веб-масштабирование ИТ - вычислительный метод глобального уровня, предоставляющий возможности крупным поставщикам облачной службы внутри ИТ-структуры предприятия благодаря пересмотру подходов по нескольким направлениям. Ведущие поставщиков облачных служб, такие как Amazon, Google, Facebook и другие, ищут новаторские способы доставки ИТ-служб. Их возможности не ограничиваются лишь преимуществами, связанными просто с размерами, но включают в себя также быстродействие и динамичность. Компаниям, желающим идти в ногу со временем, необходимо воспроизводить архитектуры, процессы и методы этих образцовых поставщиков служб. Специалисты Gartner называют комбинацию этих элементов веб-масштабированием ИТ (Web-scale IT).
Цель веб-масштабирования ИТ - внести систематические изменения в цепочку добавления стоимости ИТ. Центры обработки данных проектируются с учетом промышленных реалий, которые требуют использовать все возможности для снижения стоимости и непроизводительных расходов. Решения не ограничиваются изменениями в конструкции оборудования с целью экономии энергии; они охватывают самостоятельную разработку ключевых аппаратных компонентов, таких как серверы, хранилища данных и сети. Веб-ориентированные архитектуры позволяют разработчикам строить гибкие и эластичные системы с меньшим временем восстановления после аварии.
Интеллектуальные машины
До 2020 г. наступит расцвет <умных> машин благодаря распространению учитывающих контекст интеллектуальных персональных помощников, <умных> консультантов (таких как IBM Watson), сложных глобальных промышленных систем и широкой доступности первых образцов автономных автомобилей. Наконец появляются новые системы, соответствующие первым прогнозам, касающимся перспектив ИТ, - возможность делать вещи, которые в прошлом считались исключительно уделом человека. Специалисты Gartner полагают, что индивидуальные пользователи будут приобретать, управлять и эксплуатировать собственные интеллектуальные машины. Противоречия между потребительскими тенденциями и централизованным управлением не уменьшатся.
3D-печать
Ожидается, что поставки 3D-принтеров на мировом рынке в 2014 г. вырастут на 75 процентов, а в 2015 г. их число почти удвоится. Очень дорогостоящие аппараты для <аддитивного производства> продаются уже 20 лет, но теперь формируется молодой, но быстро растущий рынок устройств в ценовом диапазоне от 500 до 50 000 долл., с соответствующими материалами и сборочными функциями. В результате активной рекламы на потребительском рынке компании убедились, что 3D-печать - вполне реальный и экономичный способ сократить затраты, благодаря улучшениям на этапах конструирования, изготовления опытных образцов и мелкосерийного производства.