23 мая в офисе компании Cisco Systems была проведена пресс-конференция, посвященная проведению 7-й международной школы по телемедицине в Москве. О школе и о развитии телемедицины в России рассказал Валерий Столяр, исполнительный секретарь российской ассоциации телемедицины. В России уже есть около 110 центров телемедицины (из них, по словам г-на Столяра, активно работают 50-60), в Москве таких центров 18 (9 активно работающих). Центры есть в Якутсе, Улан-Удэ, Иркутске и многих других городах. Количество таких центров постоянно растет, поскольку, как подчеркнул г-н Столяр, создается открытая сеть по всей стране. Он более подробно рассказал о Научном центре сердечно-сосудистой хирургии, где ежегодно проводится более 1500 консультаций с более чем 20 регионами России. Телемедицина сегодня - это телеконсультации и телеобучение.
Телеконсультация представляет собой сеанс связи между врачом и пациентом, либо между лечащим врачом консультируемого пациента в одной клинике и врачом-специалистом - в другой. Клиники могут находиться в разных районах, городах и даже государствах, единственным неотъемлемым условием является наличие в каждой из них телемедицинского пункта, оснащенного необходимым оборудованием. В процессе такой консультации происходит передача видеоизображения в режиме реального времени между консультантом и пациентом, либо между врачами двух клиник. Это позволяет врачу и пациенту общаться и видеть друг друга, как если бы они находились рядом. Врачи имеют возможность оперативного обмена медицинской информацией о пациенте, будь то выписки, электрокардиограммы, рентгенограммы, видеозаписи, заключения специалистов, результаты анализов и другое. При необходимости имеется возможность организации одновременного общения между тремя и более клиниками, т.е. проведение телеконсилиума.
Проведение телеконсультации дает возможность пациентам из регионов воспользоваться консультациями специалистов из лучших российских клиник. Оперативность общения может играть большую роль в тех случаях, когда время является критическим фактором (неотложные состояния, жизнеугрожающие ситуации); наш Центр имеет опыт проведения срочных консультаций. Экономическая выгода от проведения телемедицинской консультации очевидна: затраты на ее проведение гораздо меньше затрат на поездку, например, пациента из Сибири на обследование в московскую клинику. Консультация, таким образом, помогает исключить случаи, когда необходимая помощь может быть оказана в том городе, где проживает пациент, и поездка на лечение в другой город нецелесообразна. Социальная значимость телемедицинских консультаций заключается в том, что они могут оказать реальную помощь людям, для которых поездка в центральные клиники затруднительна, например, новорожденным и престарелым, а также больным, находящимся в тяжелом состоянии. В том случае, если специалисты Центра принимают решение о госпитализации и возможности проведения операции в Центре, пациенту оформляется вызов. При необходимости для консультаций привлекаются врачи других специальностей.
Г-н Столяр сказал, что средняя консультация длится около 20-30 минут и стоит пациенту 1000 рублей. Он привел несколько наиболее ярких примеров действенности телеконсультаций. Часто проводится обследование новорожденных детей в Якутске и Улан-Удэ на предмет наличия у них порока сердце, такая диагностика проводится даже у беременных женщин. После активного внедрения телеконсультаций смертность у детей в Улан-Удэ от порока сердца снизилась в 2.5 раза.
С 16 по 26 мая в Москве прошла уже VII международная школа <Современные аспекты телемедицины>, организованная Российской ассоциацией телемедицины и Департаментом здравоохранения ОАО <РЖД> совместно с Учебным исследовательским центром <Современные медицинские технологии>. Обучение в этой школе проходило на базе головного телемедицинского центра ОАО <РЖД>. Перед слушателями школы с лекциями и докладами выступили ведущие специалисты в области практического использования телемедицинских технологий из России, Германии, Италии, Норвегии, США, Франции, Швейцарии, Швеции. Часть лекций - например, по телехирургии из Франции, - проходила по видеоконференцсвязи. 23 мая с лекциями по актуальным вопросам применения информационных технологий в телемедицине перед участниками форума выступили ведущие специалисты представительства компании Cisco в странах СНГ: Павел Теплов сделал сообщение на тему <Видеотелефония на платформе Cisco для телемедицины>, а Сергей Нефедов рассказал о решениях по обеспечению сетевой безопасности на базе оборудования Cisco.
<Это уже седьмая школа, которую мы организуем для руководителей телемедицинских центров России и других стран СНГ. Формат, в котором проходит наш форум, уникален как для России, так и для Европы в целом. Это не семинар и не конференция - мы предлагаем нашим слушателям полноценный 72-часовой курс обучения, который обеспечен очень высоким уровнем преподавания, - рассказал Валерий Столяр. - Характерно, что при объявленном наборе для 24-х человек мы приняли на обучение 36 специалистов из Казахстана, Молдовы и России и при этом были вынуждены отказать большому числу желающих, предложив им пройти обучение на следующий год>.
Обучение в школе носит прикладной, практический характер - слушатели изучают конкретные методики и осваивают уже существующие технологические разработки в области телемедицины. На лекциях рассматриваются все аспекты создания и работы телемедцентров - от организации каналов связи до маркетинга и психологии телеобучения. В программе школы - следующие темы:
∙Технологии телеобучения и дистанционных видеоконсультаций
∙Каналы видеоконференцсвязи и техническое оснащение телемедицинских центров
∙Медицинские информационные системы и телемедицинские технологии
∙Мобильные телемедицинские комплексы
∙Организационное и юридическое обеспечение телемедицины
∙Персональная телемедицина
∙Современные информационные технологии и телемедицина
∙Экономика и маркетинг телемедицины
∙Зарубежный опыт в области телемедицины
∙Телехирургия
∙Перспективы разработки нового оборудования для телемедицины
Работа московской школы <Современные аспекты телемедицины> лежит в русле мировых тенденций развития здравоохранения. Сегодня специалисты озабочены проблемами старения человечества и роста бюджетов в медицинской сфере: во всем мире на медицину сейчас тратится около 6 триллионов долларов в год. Ситуация требует изменения всей системы здравоохранения, в том числе за счет внедрения новых технологий. На помощь медикам сегодня приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые могут сыграть решающую роль в снижении стоимости медицинского обслуживания при сохранении его качества и повышении эффективности. По оценкам Еврокомиссии, к 2010 году около 5% национальных бюджетов здравоохранения в Европе будут вкладываться в системы и услуги электронного здоровья. Использование ИКТ в медицине стало одним из наиболее быстро развивающихся направлений IT-рынка, на котором активно работают лидеры индустрии высоких технологий.
Являясь признанным лидером в области сетевых технологий и оборудования для Интернета, Cisco Systems проводит активную политику по продвижению информационных технологий в медицине. О повышенном внимании компании к теме здравоохранения говорит хотя бы тот факт, что с недавних пор в Cisco Systems существует специальное подразделение, занимающееся внедрением технологических разработок в медицинскую сферу. Решения, предлагаемые специалистами Cisco для медицинских учреждений, лежат в основе корпоративной концепции Connected Health (о влиянии передовых технологий на развитие здравоохранения).
Компания Cisco Systems накопила богатейший опыт разработки решений для медицины и их внедрения в медицинских учреждениях по всему миру. Подход, который Cisco предлагает отечественным медицинским учреждениям, состоит в принятии простых решений, повышающих эффективность работы персонала, оперативность обслуживания пациентов и при этом не требующих серьезного вмешательства в существующую инфраструктуру. Для телемедицинских центров, широко использующих в своей работе видеотелефоны, таким решением может стать установка видеокомпонентов на рабочих местах врачей. В основе технологии лежит использование продукта компании Cisco Systems - VT Advantage. Cisco VT Advantage включает в себя недорогую Cisco USB-камеру и программное обеспечение для персонального компьютера, подключаемого к IP-телефону в кабинете врача. При установлении соединения с IP-телефона на удаленное видеоустройство видеоизображение автоматически передается на экран персонального компьютера, при этом голос передается на IP-телефон абонента. Система проста в эксплуатации и позволяет абонентам использовать привычные функции IP-телефона для управления установленным видеосоединением. Например, врач может перевести звонок коллеге или секретарю. При этом, если секретарь пользуется видеоустройством, будет установлено видеосоединение. Если же звонок переведен на обычный телефонный аппарат, то будет установлено только голосовое соединение. Точно так же врачи могут подключать к разговору других участников, организовав видеоконференцию со своего IP-телефона. Решение Cisco VT Advantage позволяет преодолеть основные проблемы существующих видеосистем - сложность использования для абонентов и трудоемкость поддержки и управления для администраторов системы. Оно является одним из наиболее простых и экономически эффективных вариантов обеспечения рабочего места врачей функциональностью видеотелефонии. Обо всем этом в своей лекции слушателями VII международной школы <Современные аспекты телемедицины> рассказал Павел Теплов.
Сергей Нефедов выступил перед участниками этого форума с докладом о решениях по обеспечению сетевой безопасности на базе оборудования Cisco. На исследования и разработки в области безопасности информационных сетей (ИС) Cisco Systems тратит свыше 300 миллионов долларов в год, считая это направление своей деятельности одним из приоритетных. Компания удерживает первое место в различных сегментах рынка информационной безопасности, предлагая целый спектр уникальных технологических решений. Это, в частности, самостоятельные продукты для защиты определенных участков сети, например - межсетевые экраны (firewall), аппаратура для построения виртуальных частных сетей (VPN), системы обнаружения и предотвращения атак, а также ряд других решений, позволяющих серьезно повысить безопасность сети. Cisco Systems применяет стратегию Self Defending Network (SDN), нацеленную на защиту бизнес-процессов от растущих угроз со стороны вредоносных программ и злоумышленников, воздействующих на бизнес-процессы изнутри и извне. Учитывая скорость распространения этих угроз, средства защиты компании Cisco Systems строятся на основе проактивного подхода, заключающегося в предвосхищении угроз, а не в борьбе с их последствиями.
Являясь лидером рынка средств защиты информации в России и других странах СНГ, компания Cisco Systems считает необходимым неукоснительно соблюдать принципы безопасного хранения и передачи информации, принятым в медицинской сфере. Это, в первую очередь, защита врачебной тайны, защита конфиденциальной информации, защита информационных систем от простоя и выхода из строя. Чем более открытой для внешних коммуникаций становится информационная сеть той или иной компании, тем выше вероятность покушения на ее безопасность.
Специалисты Cisco так формулируют список наиболее частых угроз в отношении медицинских информационных сетей:
∙Изменение передаваемых данных, используемых для принятия решений
∙Утечка конфиденциальной информации
∙Реконфигурация удаленных сенсоров, устройств ввода-вывода, контроллеров и т.д.
∙Атаки <отказ в обслуживании>
Нападения на медицинские ИС могут иметь весьма трагичные последствия - от предъявления медицинскому учреждению различных исков и претензий за ненадлежащее лечение и срыв договорных обязательств до смерти пациентов, что, в свою очередь, влечет за собой административную и уголовную ответственность руководителей клиник. В своей лекции, посвященной решениям по обеспечению сетевой безопасности, специалист компании Cisco Systems Сергей Нефедов подробно рассмотрел особенности медицинских учреждений с точки зрения информационной безопасности, рассказал о правовых основах защиты врачебной тайны, предложил наиболее эффективные решения этих вопросов, применимые в работе организаций системы здравоохранения.
Технологические решения Cisco Systems все шире внедряются в информационную структуру медицинских учреждений во всем мире. Из наиболее интересных и значимых проектов последнего времени можно отметить совместный проект компаний HP, Cisco Systems и CARDIAC под названием <Революция в медицине: цифровая больница 21-го века>. Cisco Systems поставила в это решение свою сеть Cisco Medical Grade Network, системный интегратор компания HP - системы хранения и обработки информации DHI (Digital Hospital Infrastructure), а CARDIAC обеспечила интеграцию систем диспетчеризации вызовов, медицинского оборудования и терминалов доступа на базе ПО IMATIS. Проект, объединивший усилия трех компаний, был реализован в норвежской больнице Святого Олафа города Тронхейм и проходил под руководством компании Telenor. Внедрение интегрированного решения позволило медикам ускорить обмен информацией о пациентах и на ее основе быстрее и точнее ставить диагноз, отслеживать перемещение оборудования и другого имущества больницы, следить за пациентами удаленно и при этом оперативно реагировать на экстренные ситуации. Этот проект обеспечил эффективное общение врачей с больными и сестрами, врачей и сестер - с руководством, больных - с родственниками и обслуживающим персоналом, словом, соединил всех и каждого, на кого он рассчитан.
Кроме того, компания Cisco Systems предложила решение для медицинского мониторинга - Cisco Clinical Connection Suite Patient Monitoring Solution, разработанное совместно с ведущим поставщиком медицинского оборудования Philips Medical Systems и крупной интеграционной компанией Emergin. Оно предоставляет врачам экстренный доступ к важной информации, например, к электрокардиограммам. Решение Cisco Patient Monitoring передает данные электрокардиограмм в графическом и текстовом формате из системы медицинского наблюдения Philips IntelliVue на устройства Cisco Wireless IP Phone 7920 через шлюзы Emergin Patient Monitoring Gateway. Являясь вторичным (дополнительным) средством предупреждения медицинского персонала, данное решение позволяет медицинским сестрам и врачам сохранять мобильность, не теряя доступа к критически важным данным о пациентах. При этом первичная система предупреждения остается прежней (монитор у больничной койки, подключенный к центральной системе управления). Дополнительная же система не только сигнализирует врачу о той или иной возникшей проблеме, но и позволяет врачу начать анализ всесторонней информации о состоянии пациента еще по пути к его палате.
Внедрение разработок Cisco в области медицины происходит и в российском здравоохранении. Так, недавно было объявлено о завершении проекта по интеграции решения для контакт-центров Cisco IPCC с системой автоматизации для многопрофильных медицинских учреждений <Медиалог>, в результате чего появилось уникальное технологическое решение для медицинских учреждений, внедрение которого значительно ускорит процесс обслуживания пациентов и повысит уровень комфорта и сервиса в российских клиниках. В основе нового решения - медицинская информационная система (МИС) <Медиалог>, которая позволяет автоматизировать процессы многопрофильного медицинского учреждения: ведение истории болезни и амбулаторной карты пациента, планирование лечебного процесса, медицинскую статистику, учет услуг и расчеты с контрагентами, учет материалов и медикаментов.
Компания Cisco Systems продолжает исследования и подготовку технологических решений в сфере медицины, тем самым внося свой профессиональный вклад в развитие отечественного здравоохранения.