30.12.2005 |
|
||||||||||
26.12.2005 |
Опубликован проект Демографической доктрины России
|
||||||||||
21.12.2005 |
|
||||||||||
08.12.2005 |
Птица счастья: зарплаты учителей будет определять тотализатор?
|
||||||||||
08.12.2005 |
Образование не услуга, а главное дело страны!
|
||||||||||
05.12.2005 |
Опубликован проект Ядерной доктрины России
|
||||||||||
04.12.2005 |
Интервью Юрия Крупнова газете "Твоя Провинция" (г. Благовещенск)
|
||||||||||
01.12.2005 |
Российское образование в 2030 году
Российское образование в 2030 году: наша школа может и должна быть лучшей в мире к 2030 году, абсолютным лидером мирового образования - а Россия - первой образовательной державой мира Тезисы к дискуссии для передачи Первого канала <2030" (Программа Александра Гордона) на тему "Российское образование в 2030 году" (показана 30 ноября 2005 года)
Видение и прогноз (рисуя будущее) К 2030 году российское образование станет лидирующим в мире и будет иметь абсолютную глобальную монополию, станет ведущей статьёй экспорта и доходов для России. Россия будет первой образовательной державой мира - страной лучших педагогических практик и технологий, страной педагогов, каждый молодой человек которой в 22 года становится человеком мира, мировой личностью. Почему так Мы находимся в трижды уникальной ситуации. Впервые за долгое время в России не избыток, а критический недостаток человеческого ресурса. Россия развалена. И единственной абсолютно конкурентоспособной сферой в стране на сегодня является само образование. И это требует от нас трижды сделать ставку на развитие образования, поскольку образование всегда выступает главным средством развития страны, а теперь ещё должно выступить инструментом резкого повышения антропологического качества населения и естественным наличным конкурентным преимуществом России. Каждый человек должен быть в три раза более глубоко и эффективно образованным, чем сегодня. Как придти к России как первой образовательной державе мира? Образование не услуга - а главное дело страны, которое отличает мировую державу от <банановых республик>. Не инвестиции, не нефтедоллары создают величие и творят историю - а образование. Именно образование является своего рода ДНК страны, основой её идентичности и развития. Общество знания и интеллекта, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО должно оставить в прошлом нелепое и бесперспективное общество <трубы>.
Пояснения и материалы к тезисам: Российское образование в 2030 году: наша школа может и должна быть лучшей в мире к 2030 году, абсолютным лидером мирового образования - а Россия - первой образовательной державой мира Тезисы к дискуссии для передачи Первого канала <2030" (Программа Александра Гордона) на тему "Российское образование в 2030 году" (показана 30 ноября 2005 года) Данные тезисы изначально предполагалось построить по форме средневекового диспута на фиксировании противоположных утверждений, причём, позитивного утверждения в проектной форме (что должно быть и что следует делать) и отрицающего утверждения в форме выделения основания, прогноза и определения последствий. Также следует учесть, что внятная реальная образовательная политика в РФ отсутствует. Ни в каких документах не содержится всей полноты мер, которые считаются необходимыми. Документы являются или предельно общими, или предельно конкретными, разовыми. Высказывания высокопоставленных чиновников фрагментарны и нередко непонятны и сенсационны (<частное образование является некачественным[1], 25 процентов уроков родители могли бы оплачивать сами и т.п.) Мною утверждается: заявленная модернизация образования приведёт к разрушению российской школы и дальнейшему ослаблению страны - необходим курс на развитие образования. В настоящее время имеется две принципиально разные доктрины и политики российского образования: Модернизация образования и Развитие образования. Модернизация. Российское образование неадекватно нынешним экономическим реалиям, поэтому его надо приспосабливать к экономике - экономике <трубы>. Российская школа может неплохо выглядеть в середине списка стран. Отсюда и идеология и практика модернизации, требующая на место остатков советской школы поставить сконструированное новое, собранное с миру по нитке. Итогом модернизации будет превращение России в сырьевую колонию, в цивилизацию <трубы>, неуклонная депопуляция - для обеспечения сырьевых отраслей достаточно 50 - 80 млн. человек[2] и т.д. - убогое образование в убогой стране. Развитие. Российское образование ещё имеет потенциал, оставшийся от советской школы, имеет все необходимые экспериментальные заделы для развития - поэтому образование - ключевой механизм восстановления и развития страны как мировой державы. Российская школа может и должна быть лучшей. Отсюда и идеология и практика развития, т.е. требование воспроизвести советскую школу по уровню и качеству образования, обеспечить преемственность - но в разы умощнив наше образование на базе уникальной российской исторической традиции. Итог - Россия как мировая держава, мировой лидер, сумевший остановить депопуляцию и перейти к демографическому развитию (для развития России нужно не менее 200 млн. человек населения). Модернизация является исключительно ведомственной реорганизаций, совершаемой в интересах снижения бюджетных расходов (государство уходит из образования - экономия на образовании) и приспособления к другим сферам и экономике в целом. Модернизация переводит сферу образования в сферу обслуживания населения и других отраслей. Развитие образования исходит из необходимости решения очевидных всеобщих задач страны, которые могут и должны решаться сферой образования: В условиях падения численности населения качество и высокий уровень образования на протяжении всей жизни для каждого гражданина России (особенно ребёнка и молодого человека) становится критической для развития страны и обеспечения базовой безопасности страны. Образование жизненно необходимо для страны как штаб развития страны, а не ликвидационная комиссия по утряске советского наследства. Модернизация строится на приспособлении к демографической катастрофе. Развитие - на использовании демографических тенденций ближайших лет (резкое уменьшение численности учащихся - в течение десяти лет фактически в 2 раза[3]), когда уменьшение числа учащихся даёт возможность перейти к персональному - <штучному> - образованию, к резкой интенсификации образования и подъёму его качества. Это требует сохранения и повышения существующих расходов на образование вне зависимости от сокращения контингента учащихся и, главное, перехода к новой формации образования, введение в школы принципиально новых технологий персонального образования, основанных на принципе личности. Модернизация базируется на организационно-экономических нововведениях (например, подушевое финансирование, ЕГЭ - ГИФО, бакалавры-магистры и др.). Это является неэффективным и насквозь идеологическим, если не вульгарно фискальным - сэкономить на образовании, переложить максимум ответственности с государства на родителей. Развитие образования основано на кардинальной смене содержания образования и всего набора образовательных технологий. Новое содержание образования должно сохранять и наращивать традиционную фундаментальность российского образования - но на принципах личности и деятельностного подхода (фигурально: лучшее из немецкой, американской и российской традиций образования). В основе нового содержания должны лежать всеобщие способы и техники мышления и деятельности, представленные в итоге в виде высших способностей понимания, воображения, мышления, позициирования, моделирования, идеализации и др. Каждый без исключения российский ребёнок должен быть введён в систему фундаментальных высших способностей как главного жизненного капитала. Создание из разбухшего набора низкокачественных предметов системы немногих предметов, которая организуется метапредметными стратегическими курсами и проектно-исследовательской деятельностью. Итогом развития образования должна стать средняя и высшая школа, выпускающая мировых личностей. Отсюда и приоритетные меры: Для модернизации статус учащегося и учителя по необходимости будет ниже общего статуса специалистов других сфер. Требуется исключительно экономическое повышение статуса при небрежении к ценностной основе статуса (<Ты, что, дура, в школе работаешь?>) Развитие требует не только кардинального повышения фактического комплексного статуса учителя, педагога (включая управленцев), но и превращение образующихся и образующих в первое сословие - т.е. повышение ценности образования, учительской профессии и т.п. в разы, всеми силами государственной и общественной организации. Кардинальная переорганизация педагогических вузов под задачу ежегодного выпуска пяти тысяч отобранных по конкурсу выпускников (<пятитысячники>) с повышенным содержанием образования и полным материально-техническим обеспечением (дом, компьютеры, книги и др.). Всё это в целом связано и с расходами на образование, которые в настоящее время составляют не более 7 процентов в федеральном бюджете и должны составлять не менее 10 - 15 процентов[4]. Последствия проведения модернизации образования: чудовищное социальное расслоение общества и слом вертикальной мобильности (<лифтов>), деградация страны и её окончательное скатывание в разряд третьестепенных стран - культурная революция в той или иной форме Последствие курса на развитие образования: превращение новой российской школы в лучшую школу мира, в абсолютного лидера - и построение России как мировой державы на основе немилитаристской мощи и неагрессивной образовательной экспансии и образовательном лидерстве в мире. Для этого необходимо организовать в России 100 авангардных элитных школ и Академию развитию, которая даёт возможность каждому желающему ребёнку в России за государственный счёт реализовать с 12 до 22 лет личную образовательную программу (ЛОП) в рамках персонального образования. Модернизация идёт вразрез со всеми мировыми тенденциями Развитие исходит из базовых мировых тенденций и необходимости не только опираться на них, но и использовать (<осёдлывать>) их через собственный мировой образовательный проект Авторы модернизации кладут в основу адаптационную и ликвидационную логику Авторы развития ставят на логику целей и содержательного преобразования. Модернизаторы - не верящие в российское образование люди и фантазёры, поскольку не хотят взглянуть в глаза реальности. Они реализуют задачу экономии на образовании и приспособлении его к трубе - а всё остальное выступает исключительно в функции обоснования наукообразием (например, берётся всё самое слабое из зарубежных систем образования - то же, скажем, ЕГЭ - известная <аналитическая> записка для В.М. Филиппова, в которой утверждалось, что в большинстве стран мира ЕГЭ; или миф о перегрузке детей и т.п.)
Более подробно позиция Ю.В. Крупнова по курсу на развитие российского образования представлена в статьях, опубликованных по адресу: http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/8 .
[1] Андрей Фурсенко, министр образования и науки России в
Екатеринбурге - <Я никому бы сейчас не советовал отдавать детей в
частные школы Вокруг детей там много суетятся, но на самом деле
качество образования не всегда соответствует требованиям, которые мы
предъявляем к самым обыкновенным школам> - Московский Комсомолец
от 20.12.2004
[2] Бывший министр экологии (с 1991 года, когда он входил в
правительство Е. Гайдара, до 2000 года), член-корреспондент РАН и
поклонник А. Чубайса В.И. Данилов-Данильян утверждает: <Сырьевая
экономика предполагает концентрацию трудовых и прочих ресурсов только
там, где расположены эксплуатируемые природные объекты А остальное
население в сырьевой экономике не нужно. И чем меньше его будет, тем для
сырьевой экономики лучше, тем меньше с нее будут драть налогов, потому
что меньше будут социальные затраты государства. С этой точки зрения
можно сказать, что сырьевая экономика заинтересована в депопуляции> (http://www.opec.ru/comment_doc.asp?tmpl=comment_doc_print&d_no=37800
).
[3] А.А. Фурсенко в декабре 3004 года: <Есть некоторые отечественные
реалии, которые носят объективный характер. Прежде всего нам нужно быть
готовыми к тому, что текущие демографические процессы приведут в
ближайшие годы к значительному сокращению числа учащихся. Например, в
общем образовании сокращение числа обучаемых к 2010 году составит около
23 %. В начальном профессиональном образовании - 36 %, в среднем
профессиональном - 26 %, а в сфере высшего образования рост сохранится
еще пару лет, а затем число студентов сократится на 16 %. Эта тенденция
в совокупности с рядом субъективных факторов указывает на необходимость
серьезных структурных изменений>.
[4] <Народ Тайваня всегда придавал первостепенное значение
образованию. Одна из статей прежней Конституции гласила, что расходы на
образование, науку и культуру должны быть не менее 15 % от общего
бюджета Центрального правительства. Несмотря на аннулирование 15%-ной
нормы, фактические ежегодные бюджетные ассигнования, направляемые на
образование и культуру, намного превышают эту цифру>, - писал в 1999
году Президент Тайваня Ли Дэнхуэй в своей книге <Позиция Тайваня> в
главе под много говорящим названием <Образование прокладывает путь в
будущее>
|
||||||||||
01.12.2005 |
|
||||||||||
27.11.2005 |
Необходимо работать на развитие страны
|
||||||||||
26.11.2005 |
Миром будет править русский джоуль
|
||||||||||
17.11.2005 |
Ничего устойчивого, однозначного, автоматически реализуемого сейчас нет
|
||||||||||
02.11.2005 |
|
||||||||||
19.10.2005 |
Будет ли Россия праздновать 150-летие присоединения Приамурья?
|
||||||||||
04.10.2005 |
Россия как мировая держава. Тезисы доклада
|
||||||||||
04.10.2005 |
|
||||||||||
22.09.2005 |
|
||||||||||
22.09.2005 |
Сталинград четырнадцатого века
|
||||||||||
20.09.2005 |
Создадим свой Новый Свет. Дальний Восток - ключ к возрождению России
|
||||||||||
20.09.2005 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"