Опубликовано в "Литературной газете" (
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg382005/Polosy/2_1.htm )
N 38 от 21 сентября 2005 года
Юрий
КРУПНОВ
С
каждым днJм по мере приближения празднования 625-летия
Куликовской битвы мне становилось очевидной главная
причина, по которой удалось развалить СССР. Мы
- народ, государство, правительство - бездарно
отпраздновали 600-летие той Великой Победы.
Конечно,
и тогда было много самых разных мероприятий. Однако
не было главного - ясного сознания всемирно-исторического
и вечного смысла и значения празднуемого. А без
этого любые усилия, сами по себе важные и нужные,
оказываются в лучшем случае пустыми.
И народ вырождается в население, не помнящее родства.
Отсюда и безразличие к своей государственности,
т.е. способу существования во Всемирной Истории.
Куликовская битва шесть столетий назад - это Сталинградское
сражение шестьдесят лет назад. К сожалению, этот
мировой - и главный - аспект Куликовской битвы
либо не понимается, либо толкуется превратно.
Это неудивительно, поскольку обычно рассматривают
историю страны либо в плане <внутренней политики>,
либо - <внешней>. И рассекают, убивая тем самым
то, на чJм только и существует великая государственность,
- еJ единое мировое действие в мире.
По СоловьJву, <Куликовская победа была знаком
торжества Европы над Азиею; она имеет в истории
Восточной Европы точно такое же значение, какое
победы Каталонская и Турская имеют в истории Европы
Западной, и носит одинаковый с ними характер,
характер страшного, кровавого побоища, отчаянного
столкновения Европы с Азиею, долженствовавшего
решить великий в истории человечества вопрос -
которой из этих частей света восторжествовать
над другою Таково всемирно-историческое значение
Куликовской битвы >
Этот предрассудок здравствует поныне. Его повторяют
как историки, так и политики, работающие на обоснование
того положения, что мир изначально устроен антагонистично
и именно антивосточно (<Запад против Востока>)
и что Россия всегда входила и будет входить в
<правильный> Запад.
Подобные представления являются преобладающими:
они есть и у Маркса, и у наших современных политиков,
повторяющих зады западных передовиц о борьбе <мировой
цивилизации с варварами>.
А мнение Ключевского и просто можно принять за
мнение Хантингтона или самого Буша: <Почти вся
Северная Русь под руководством Москвы стала против
Орды на Куликовом поле и под московскими знамJнами
одержала первую народную победу над агарянством>,
т.е. над исламом!
Ну чем не современные стоны об <исламском терроризме>,
за которым, как и тогда, 625 лет назад, очень
часто торчат уши нынешних <генуэзцев> - спецслужб
ряда стран Запада?
А вот и <открытия> в области политики <внутренней>.
В Госдуме организовали замечательную выставку,
посвящJнную 625-летию Куликовской битвы. Но название
еJ - <Руси великое начало> - не может не поражать:
разве наша государственность не в два почти раза
старше? К сожалению, оказывается, это теперь такая
формула, т.е. высшее знание.
За подобной формулировкой стоит, как ни прискорбно
это писать, также неорганичное, типично западническое
или восточническое представление о русской истории.
Западническое потому, что тут считается, что России
как оригинальной цивилизации и государственности
до ухода из-под ордынской власти попросту не было.
Восточническое потому, что считается (как у Л.
ГумилJва), огрубляя: только монголы и научили
русских государственности и, стало быть, опять
же, еJ до обретения полной независимости от Орды
не было. А если что и было, то совсем другая -
ГумилJв даже специально разделил, пользуясь изменением
в правописании с <рус> на <рос>, <русскую> и <российскую>
государственности в своей известной книге <От
Руси к России>. Крайности же эти сходятся на том
положении, что до XV века вовсе и не было российской
государственности, т.е. ей в лучшем случае чуть
более 600 лет.
Тысячелетняя российская цивилизация и российская
государственность много раз были в критических
ситуациях и много раз возрождались буквально из
ничего. В этом тайна и чудо нашей государственности.
Куликовская битва положила начало никак не новой
государственности, а очередному еJ восстановлению
на новых, современных той ситуации, основаниях.
Отсутствие серьJзного подлинного внимания к Куликовской
битве, уже достаточно хорошо изученной к настоящему
времени, поражает и тревожит. Особенно это касается
тех, кто чуть ли не профессионально в наше время
занимается патриотизмом.
Почему-то у них, в частности, нет времени изучить
блестящую работу выдающегося мыслителя и историософа
Вадима Кожинова <История Руси и Русского Слова>,
особенно главу <Монгольская эпоха> в истории Руси
и истинный смысл и значение Куликовской битвы>.
Там много спорного? Наверное, так проведите общенациональную
дискуссию. Организуйте сессию РАН с широким общественным
резонансом.
Но нет. Проще полностью принимать версию СоловьJва
- Ключевского и с удовольствием рассуждать о величии
Куликовской битвы <вообще>, не различая Золотую
Орду и Орду Мамая, чингизидов и самозванцев, наконец,
монголотатар того времени, кипчаков и булгар -
и нынешних татар.
В итоге всякий раз, даже когда <хотят как лучше>,
выходит <борьба русского народа с татарами>. Одним
из закономерных результатов этой поверхностной
трактовки и является во многом справедливый гнев
немалого числа современных татар. И подрыв нашей
возрождающейся государственности - вместо еJ укрепления.
Вот то же самое было и с СССР. Много-много заслуженных
людей лениво, по инерции воспроизводят то, что
им удобно, и живут так, как комфортно. Пусть и
за счJт развала страны
Россия - наследник и Византийского, и Золотоордынского
царств. В равной степени. Россия тогда, 625 лет
назад, сумела принять правильное геостратегическое
решение и в очередной раз восстановила себя как
законное вселенское царство - мировую державу.
Это-то и надо уяснить. Это-то и надо праздновать.
Поскольку мы сами опять, в который раз, находимся
нынче в точно такой же ситуации. И обязаны сделать
правильный выбор.