08.12.2000 |
|||||||||||
08.12.2000 |
|||||||||||
07.12.2000 |
|||||||||||
06.12.2000 |
|||||||||||
02.12.2000 |
|||||||||||
01.12.2000 |
|||||||||||
27.11.2000 |
|||||||||||
27.11.2000 |
|||||||||||
26.11.2000 |
|||||||||||
26.11.2000 |
|||||||||||
26.11.2000 |
|||||||||||
25.11.2000 |
|||||||||||
24.11.2000 |
|||||||||||
22.11.2000 |
Вспомним о шимпанзе
Художественный талант, по моим наблюдениям, не так уж и редок. Обычно один человек из тридцати умеет неплохо рисовать, и среди этих рисовальщиков один из десяти обладает талантом композиции. Таким образом, существует шанс, что из трехсот человек один окажется сносным художником. Талант есть явление сугубо зоологическое, поэтому распределение талантов среди шимпанзе не должно бы сильно отличаться от человеческого. Я не думаю, что художественными экспериментами было охвачено более нескольких десятков шимпанзе, поэтому вероятность обнаружения подлинного таланта среди уважаемых приматов была не очень высока, и нам, скорее всего, так и не довелось познакомиться с Шиловым или Глазуновым из Бандар-Лога. Вполне возможно, однако, что данный текст попадется на глаза счастливому обладателю соответствующего гранта, и талантливый шимпанзе будет, наконец, обнаружен. Мы получим возможность лицезреть картины этого дарования, изображающие банановые плантации на закате или жанровые сценки из жизни шимпанзе под назавнием "Последняя блоха" или "Поймай и полюби" и так далее. Несомненно, у художника немедленно обнаружатся тысячи почитателей, и не только среди шимпанзе. Томные критики будут писать тончайшие эссе об элементе трагедии в работе "Последняя блоха", а любезные дамы будут тратить деньги, отпущенные им на булавки новыми и подержаными русскими, на покупку репродукций. Как известно, словарь шимпанзе изучался так же тщательно, как и их художественные способности. В результате было обнаружено, что язык шипанзе насчитывает довольно много слов и выражений, так что вполне вероятно, что среди шимпанзе встречаются талантливые поэты и писатели. Сегодня их произведения уже могут считаться явлениями культуры, так как несмотря на то, что обезьяны не имеют письменности, их устные предания, по наблюдениям ученых, передаются от поколения к поколению. Вполне возможно, что проблема обезьяньей письменности будет со временем решена, не без помощи все тех же грантов, и публикации наиболее талантливых приматов появятся в сети и на твердых носителях. Так как отбор и публикация будут осуществляться солидными обладателями грантов, вероятность массового появления шимпанзе-графоманов не очень велика. Естественно предположить, что структура литературного таланта у человека и приматов не должна значительно различаться. Когда-нибудь мы прочтем такие, скажем, строчки: "В шале банановом, банано-зебренном, у кроко-озера..." написанные молодым талантливым шимпанзе и не очень удивимся. Единая структура таланта предполагает и похожие литературные приемы, и схожие сюжеты. Вспомним, впрочем, что если А есть Б, то несомненно и Б есть А, и если произведения шимпанзе могут быть похожи на произведения человека, то и в произведениях людей должно быть нечто от шимпанзе. Внимательный читатель, несомненно, согласится с этим наблюдением; более того, он укажет, что такие примеры настолько многочисленны, что более целесообразно привести их типические признаки, а не заниматься цитированием, которое кому-то может показаться обидным, хотя ничего обидного в этом быть не может. Не следует забывать, что мы рассуждаем здесь исключительно об одаренных шимпанзе. Вспомним о произведениях талантливых, но сомнительных с интеллектуальной точки зрения. Такие произведения почти всегда описательны, их герои обнаженно просты и очень близки к природе, то есть в их поступках преобладают инстинкты, а не глубокие размышления. Очень большое место здесь занимает гормональная тематика: соитие, стяжательство, присвоение предметов и территории других особей, истерическое поведение слабых и победные ритуалы сильных. Этим текстом мне хотелось бы застолбить область исследования и некоторые термины. Так, литературоведческий прием, основанный на сравнении произведений, принадлежащих людям, с гипотетическими произведениями шимпанзе имеет основание быть названным "шимпанализом" (chimp-analysis). Соответственно, могут быть введены термины "шимп-дискурс", "шимп-даровние" и "шимпанизм". Некоторые произведения, написанные в СССР до 1986 года могут быть названы "Советским шимпанским". Думаю, что тщательного шимп-анализа заслуживают некоторые произведения, опубликованные и на нашем сайте. Всему виной тот несоменнный факт, что многие господа неправильно понимают "русскость" Переплета за разрешение публиковать произведения, хотя и несомненно талантливые, но совершенно лишенные глубокой мысли, тонкого подтекста, того, что описывается известной строчкой "Да здравствует разум, да скроется тьма!".
|
||||||||||
18.11.2000 |
|||||||||||
17.11.2000 |
|||||||||||
15.11.2000 |
|||||||||||
15.11.2000 |
|||||||||||
14.11.2000 |
|||||||||||
10.11.2000 |
Архив Обозрения | Добавить статью |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
![]() |
© 1999 "Русский переплет"