Великий диалектик
В 1788-1793 Гегель учился в Тюбин-генском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гельдерлином). В 1801-1806 жил в Йене, В 1808-1816 был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 - профессор философии в университетах Гейдель-берга (1816-1818) и Берлина (с 1818). Гегель - уроженец Швабии , страны пиетизма, Личный образ жизни и главные ориентиры его мысли, по словам Дильтея, были определены той строгой нравственностью, которая воспитывалась в нем с раннего детства: пиетизм полагает, что центр тяжести веры - личная святость, освобождающая человека от всякого внешнего авторитета и одновременно предполагающая глубочайшую внутреннюю ответственность за исполнение своих обязанностей. ' Другим духовно значимым источником для Гегеля стало знакомство с античным взглядом на мир как на разумный порядок, органично включающий в себя индивида (по мнению Гегеля, античность является почвой, на которой вырастает вся современная культура). Наконец, третьим духовным источником философии Гегеля было приобщение к миру немецкой литературы и философии. Наиболее значительное влияние на него оказали Лессинг, Гете и Шиллер. В философском же отношении он сформировался под влиянием Канта, Фихте, Шеллинга.
Среди других представителей немецкого классического идеализма Гегель выделяется обостренным вниманием к истории духовной культуры. В 'Феноменологии духа" (1807) духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа" получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое самосознание этой идеи. Диалектическое переосмысление логики было осуществлено Гегелем в "Науке логики" (1812). Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как внутренний импульс развития духа. Диалектика пронизывает не только логику, но и другие части гегелевской философской системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его "Энциклопедии философских наук" (1817). Философия духа развертывается далее в "Философии права" (1821) и в изданных после смерти Гегеля лекциях по филсхю-фии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Развитое в "философии права" учение Гегеля об объективном духе оказало серьезное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии, Объективный дух по Гегелю - это область права, морали и нравственности, причем под нравственностью понимается сфера объективированной свободы и ответственности - семья, гражданское общество и государство.
Гегель отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда. Большое место он отводил анализу труда, который считал основным фактором становления человека.
Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа" в сознании свободы, причем этот прогресс развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.
В эстетике наиболее важной для ее последующего развития оказалась содержательная трактовка Гегеля прекрасного как "чувственного явления идеи".