80 лет со дня рождения.
Рассказывают, будто, впервые увидев Александра Огнивцева, Антонина Васильевна Нежданова воскликнула, обращаясь к музыкальному руководителю Большого театра, главному дирижеру Николаю Семеновичу Голованову: "Коленька, да ведь это вылитый Федечка Шаляпин!"
Действительно, 29-летний выпускник Кишиневской консерватории - светловолосый и сероглазый великан с густым, красивым и могучим басом - будто сошел с фотографии полувековой давности.
И реакция Неждановой не случайна. Четыре года спустя на экраны вышел художественный фильм "Римский-Корсаков", в котором Огнивцев - практически без грима - великолепно сыграл Федора Ивановича Шаляпина, и знатоки в один голос утверждали, что по-настоящему шаляпинский не только вид артиста и певца, но и его роскошный голос.
Однако не только прекрасные внешние данные и глубинные народные корни (Александр Огнивцев - уроженец села Петровское Луганской области} сближали его с выдающимся русским певцом.
Сразу после окончания консерватории принятый в Большой театр (1949), Огнивцев естественно влился в то поколение артистов, что благоговейно постигало и свято берегло лучшие традиции русской оперы, ярчайшими звездами которой сияли Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова. Для этого старшего поколения театр, музыка, сцена были не просто престижной работой, но высоким служением Великому Искусству. В свои работы Огнивцев, сохраняя богатейший опыт своих предшественников-учителей, привносил блеск собственного "я", а его великолепное техническое мастерство обогащала внутренняя трепетная напол-ненность его голоса.
Александр Огнивцев сумел блестяще проявить собственную индивидуальность. Он одинаково убедительно, пропуская через себя жизнь своих героев, передавал жестокую непоколебимость царя Ивана Грозного {'Псковитянка" Н. Римского-Корсакова), религиозный фанатизм старообрядца До-сифея в "Хованщине" М- Мусоргского и страшные муки совести царя Бориса в "Борисе Годунове". -апомнились его разгульный Дон Базилио ("Севильский цирюльник' Д. Россини) и циничный Мефистофель из "Фауста" Ш. Гуно.
А в роли ревнивца Алеко ("Алеко" С- Рахманинова) Огнивцев запечатлен в художественном фильме-опере (1954). Тогда эти фильмы шли широким экраном, и каждый мог услышать и оценить богатство голоса и неординарные артистические данные так быстро взлетевшего на олерные высоты парня из глубинки. Его жизненный облик сохранила лента "Большой концерт", где Александр Огнивцев поет классический романс. Лишь одна страничка из его обширного концертного репертуара, и вновь поражает его удивительное сходство с Шаляпиным!
Но эта удивительная похожесть имела и обратную сторону медали. На первых порах она помогла молодому начинающему артисту, поскольку зритель устремился послушать и посмотреть "нового Шаляпина", что заставляло певца стремиться следовать столь высокому эталону. С другой стороны, завистники поговаривали, что всю жизнь Александр Павлович, дескать, играл одну-единственную роль - Федора Шаляпина. Но тот, кто хоть раз слышал Александра Огнивцева в опере, на концерте или с киноэкрана, навсегда останется под впечатлением истинно русской его красоты, голосового богатства, яркого артистизма.
Это был большой самобытный мастер!
А. П. Огнивцев - лауреат Государственной премии СССР (1951), народный артист СССР (1965).