TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.07.2019
09:30

Ещё один самоубийца

    Андрей Ширяев… Так случилось, что для “первого” самоубийцы, Бориса Рыжего, у меня нашлось (см. тут), чем мотивировать, что он “предвидел” смерть человечества от . . .

26.07.2019
10:59

На ноль делить нельзя, но...

    Разделить -- значит подобрать подходящее умножение. Для этого существуют специальные методы, но можно просто угадывать. Угадай, на какое число надо умножить 4, . . .

24.07.2019
13:15

Как-то жаль...

    Как-то жаль, что нет в интернете такой обслуги, как передача мысли на расстояние… То есть она есть – активная ссылка. Кликай и читай. Но надо ж читать. А я как-то . . .

23.07.2019
13:39

Нарвусь на неприятность? - Ну и пусть.

    Заглавие написал до начала чтения “Асфальта” (2008) Гришковца. Почему так? – Потому что не везёт. Беру читать книги, претендующие на премию “Большая книга” и раз за . . .

19.07.2019
10:11

Чернуха?

    Чернуху, по-моему, сочиняют о путинской России во исполнении социального заказа несистемной оппозиции. Та считает, что есть единственный магистральный путь . . .

18.07.2019
13:23

Опять очертя голову

    Хорошо быть непризнанным. Не связан с поддержанием своей репутации среди собратьев по цеху. В который, вообще-то, я не принят. Что я сейчас сделаю? – Я разверну . . .

17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

15.07.2019
14:34

Опа. Ещё раз.

    Первый раз было с рязановским “С лёгким паром!” (см. тут). Теперь – с Гайдаем. Я поверил прилепинским словам: "Если вспоминать о войне, то классический момент из . . .

12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно пошлости и оболванивания масс. Одно из таких свежих – муссирование выставок коллекционеров Морозова и Щукина. И никто-никто при этом никогда не опускается (или не воспаряет?) к вопросам, ЧТО хотел выразить такой-то деталью такой-то картины такой-то художник. (За что – по-хорошему – можно было б ожидать Морозов или Щукин картину приобрели. Имея каким-то чудом образование, достаточное, чтоб указанное ЧТО постигать. Чудо при этом, я понимаю, в том, что у богатых-то людей много времени занимают дела, богатство обеспечивающие. Когда ж они научились некому искусствоведению?)

    А интернет всё знает. И, оказывается, что эти двое действительно отличались от других коллекционеров. Другие покупали современную французскую живопись (от которой все шарахались) для того, чтоб потом, когда живописец войдёт в моду, подороже продать. А эти – нет.

    "…относительно московских купцов злые языки говорили, что Щукин тронулся. И сам Щукин, мы знаем по воспоминаниям, не без гордости показывал новоприобретенного Гогена, говоря собеседнику: “Сумасшедший писал — сумасшедший купил”. Это тоже характерный мотив — это скорее мотив растраты денег на непонятные вещи, а не спекуляция” (https://arzamas.academy/materials/1439).

    Или это – трёп барина. А на самом деле у них стихийно прорезался вкус. Та загадочность, которая требует, чтоб её не разъясняли. (Что лично меня, человека очень низкого происхождения и прожившего всю жизнь в провинции, бесит. Ибо, получается по такому воззрению, что такому мне дорога “ко вкусу” закрыта.)

    Я согласен, что на свете имеет место быть такое явление как вкус, что он появляется от окружения и что он безотчётен у большинства, кто его обрёл.

    Но тогда у меня претензия к искусствоведам, рекламирующим упомянутые выставки из собраний меценатов: ну вы хоть скажите, что хотел сказать автор и что невнятно почуял коллекционер.

    "Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что “я вижу здесь голубого Сезанна”. И однажды эта лакуна заполнилась совершенно выдающимся полуабстрактным поздним Сезанном — картиной, которая известна как “Голубой пейзаж” и находится сейчас в Эрмитаже. Если мы перевернем эту вещь, то, в общем, мало что изменится, потому что только очень большое усилие зрительное заставит нас разобрать в этой череде мазков контуры дерева, горы, дороги и, может быть, домика там в центре. Это Сезанн, который уже освобождается от фигуративности. Но здесь важно именно то, что Морозов собирает по-другому: у него есть некий идеальный образ мастера, идеальный образ коллекции и он готов сидеть в засаде для того, чтобы получить нужную картину” (Там же).

    Сезанн. Голубой пейзаж. 1906.

    Что б устроило меня? По максимуму.

    Чтоб было признано, что, с постимпрессионистов начиная, началась во французском модерне полоса выражения ницшеанского идеала (как крайней реакции на скуку прогресса, сытости, благополучия и позитивизма). Что в связи с тогдашним триумфальным подъёмом науки был упадок христианства, отчего крайнее разочарование в действительности не могло спасаться на христианском том свете, а уповало на иное, принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Образом чего у Сезанна сперва были всякие нарушения пространства, а дошёл он, вот, до образа этого иномирия в "череде мазков”, почти освобождающих "от фигуративности”. Что Морозов невыразимо, но чуял эту тенденцию анти-"фигуративности”. Ждал её проявления. И, гений своеобразный, дождался.

    Ну и чтоб показали на экране этого "голубого Сезанна”.

    Я б был в восторге.

    Но этого ж нет!

    "Исторический момент: “Танец” лавирует между колонами самого большого Белого зала Пушкинского музея.

    Это настоящее соло Матисса. Несколько минут, и картина занимает своё по праву центральное место на выставке. Щукин, Марк Делок Фурко [потомок того Щукина] аплодирует. Символ всей коллекции, "Танец", написанный Матиссом по заказу Щукина специально для его московского особняка, встречать гостей будет почти как когда-то в доме Сергея Ивановича ровно напротив просторной лестницы. "Танец" и парное ему панно "Музыка", - говорил Щукин, - помогают ему взбираться по лестнице. Сам собиратель всегда шёл к вершине художественного вкуса.

    "Музыка", второе панно, которое эквидистантно стояло на лестнице щукинского особняка, оно тоже не может перемещаться. Технологические особенности позволяют ему остаться только в своих стенах. Но время от времени вещи, конечно, должны соединяться.

    Беспрецедентная и долгожданная выставка действительно соединит части щукинской коллекции, разделённые в 1948 между Москвой и Ленинградом, и воссоздаст уникальную обстановку щукинского особняка в Знаменском переулке.

    Великолепный иконостас Поля Гогена, композиция, которую создал в своём доме Сергей Щукин самостоятельно. Он, человек инициативный, взрывной, увлекающийся. Я

    думаю, что это была взрывная, очень быстрая, но всё-таки эволюция. А вот для остальных, для окружающих, для современников это несомненно была революция вкуса” (Полина Ермолаева. Марина Лошак. Алексей Петухов. Россия-24).

    А что б хотел услышать я?

    Что усталость Гогена от импрессионистской суеты мелких мазков чистого цвета (то же отчаяние от скуки Этого мира) породило убегание этого художника от цивилизации путём широких пятен чистого же цвета. И это был тоже образ ницшеанского иномирия.

    То же и фовисты. Они рванулись вон из техногенной цивилизации – в традиционную, в Африку, Океанию или хотя бы просто за город. Уже не гогеновскими пятнами, а ещё размашистее. До примитивизма. И это тоже был образ того самого ницшеанского иномирия.

    А не услышав этого, единственно ценного сообщения, я могу только ухмыляться на импотенцию искусствоведов.

    Их рассказы могут лишь научить притворяться, будто вы что-то сечёте в живописи модерна.

    21 июня 2019 г.

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100