Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.10.2017 |
|
|||||
19.10.2017 |
|
|||||
16.10.2017 |
|
|||||
15.10.2017 |
Почему меня не волновал "Василий Тёркин".
|
|||||
09.10.2017 |
|
|||||
09.10.2017 |
|
|||||
05.10.2017 |
|
|||||
02.10.2017 |
|
|||||
01.10.2017 |
Чья правота: Юрского или Михалкова?
|
|||||
29.09.2017 |
Несогласие с Иваном Образцовым.
|
|||||
27.09.2017 |
|
|||||
24.09.2017 |
|
|||||
22.09.2017 |
|
|||||
21.09.2017 |
Донос или Об "Ученике" Серебренникова.
|
|||||
18.09.2017 |
Почему нравятся произведения искусства.
|
|||||
09.09.2017 |
|
|||||
08.09.2017 |
Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.
|
|||||
04.09.2017 |
Феникс, всегда восстающий из пепла. Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ нужны”). Потому обязан, что в этой (и не только) вещи есть скрытый смысл. И он не совсем такой, как кратко и хлёстко своё творчество озвучил сходу на интервью у Познера Шнуров: ""Ленинград” [так называется группа Шнурова] здесь выполняет функцию… ту энергию бесконечно, там, русского самоедства какого-то, самоуничижения мы перерабатываем с каким-то… со знаком плюс, да. Это, собственно говоря, такой… эсхатологический восторг, да… Вот ядерный гриб перед вами разворачивается, а вам не страшно – вы восхищены этим зрелищем” (https://www.youtube.com/watch?v=Lq7gJqXobcE). Попутно – немного о теории искусства: "Познер: Вы подчас предпочитаете не отвечать на вопрос, который вам задают и уходите довольно интересным способом. Ну например. Вас спросили, как вы относитесь к троллингу. Ну, намёк был понятен, потому что имелось в виду, что вы сами этим занимаетесь со своей группой и даже без группы. Вы отвечаете так: “Что такое троллинг? Про любую вещь можно сказать, что это троллинг, точно так же, как и про пиар. Когда ты что-то называешь троллингом, пиаром, этими совершенно непонятными словами, ты как бы делаешь сложное простым. Но на самом деле не отвечаешь ни на один вопрос. С таким подходом можно сказать, что Эйнштейн и теория относительности это тоже троллинг”. Теперь смотрите: вы же прекрасно понимаете, что цель у троллинга – это как раз дразнить, доставать. Цель Эйнштейна совершенно не такая. У него такой цели нету. Шнуров: Давайте возьмём Микеланждело и Давида. У него ж была цель достать людей, наверняка, великаном произвести впечатление. Это как? Познер: Нет. Это разные веши. Шнуров: Задачи искусства… Познер: Минуточку. Произвести впечатление – это, может быть, очень позитивная вещь. Троллинг – это всегда негатив. Шнуров: Почему? Познер: Ну как? Достать, рассердить, дразнить. Шнуров: Хорошо. Тогда весь футуризм – это, собственно говоря, такой троллинг, который… Негативная пощёчина общественному вкусу… Что такое троллинг? Это просто задеть человека, чтобы его задеть. Без какой-либо другой цели. Чтобы вызвать у него негативную реакцию. В этом смысле троллингом, конечно же, я не занимаюсь” (Там же). Оба не знают теории художественности по Выготскому. Она одним словом такова: дразнение. Двумя: дразнение противочувствиями. А ещё несколькими: ради возбуждения третьего, нецитируемого, возвышения чувств. Катарсисом его предложил назвать Выготский. И катарсис неосознаваем. Озарение (словами), что он выражает, возможно только после акта восприятия – в последействии искусства. Которое ещё хорошо, если случится. Чаще не случается. И нужна помощь специалиста – критика. А иногда и века проходят без интерпретации. Не мудрено, когда всё это не доходит до сознания, и Познер (для себя и многих не позорно) не различает дразнение в троллинге и дразнение в искусстве. Это плохо доходит до сознания тем более что теория Выготского категорически никем в науке об искусстве не применятся. Хоть стихийно она применятся всеми художниками. Тем же Шнуровым. Без ясного осознавания этого. (А Познер – журналист – вообще далёк от этих сфер, с него и спрашивать грех.)
Насколько Шнуров идеалист – настолько он и матерщинник. Как и Высоцкий – хрипун. Оба – спасатели страны. Высоцкий – от впадания её в капитализм. Шнуров – от безнадёжности погрязания её в капитализме. Капитализм – это обращение в человеке к тому, что ниже пояса (почему он и силён). Иные подобное лечат подобным. Вот у одного – хрип, у другого мат. И "постельные тона”. И – заросшая щетиной рожа Шнурова.
И ограниченность героини, особенно выделяющаяся на фоне Абсолюта (кого в первую очередь называют из художников? – Леонардо и Ван Гога): "На выставке Ван Гога, я - главный экспонат!” И вся эта изнанка женской жизни, которую не показывают, а Шнуров – наоборот. – От ненависти к глубине падения России в маразм Потребления. И к мизерности остатков генетической памяти об антипотреблении. Казалось, когда город назывался Ленинград, у Высоцкого ещё был какой-то шанс встряхнуть нас от обывательского сна приспособленцев для настоящей жизни. Но какой шанс остался для этого же у Шнурова через 40 лет после Высоцкого? Через четверть века после реставрации капитализма? Или как раз от безнадёжности и рождается надежда? Безумная.
Понятно, что Шнуров считает своими врагами и патриотов, и либералов. – И те и те видят будущее России капиталистическим. Только одни – с независимостью от США, другие – с зависимостью, раз уж мир такой застали, однополярный. И оба – в комфорте. А Шнурову не столько возвращение в прошлое нужно (раз группу назвал “Ленинград”), сколько вообще в коммунизм (по пути к которому не шли в бытность города Ленинградом, в бытность, лживо почитавшую Ленина). Вообще невероятица Шнурову нужна (рай на земле, отголосок которого – в виде мечты-свадьбы – ослепительно мелькает и в самом клипе). Невероятица! И оттого он так парадоксально творит. Но он политического тона не осознаёт в себе. Что и обеспечивает ему художественность его клипов.
Согласитесь, что здорово – быть аполитичным в эстетике: считать художественным только то, что идёт от подсознательного идеала, то есть выражено не прямо, не образно, а противоречиями “текста”. Не зря теория Выготского никем не применяется для выявления художественности. – Слишком политизированным стал мир, чтоб допустить к себе такую аполитичность. И кто ж из критиков, зарабатывающих вокруг искусства, захочет лишить сам себя заработка… 18 августа 2017 г.
|
|||||
02.09.2017 |
|
|||||
31.08.2017 |
Почему неувядаем вальс Хачатуряна.
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"