TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины. Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло. Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл . . .

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

     

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания.

    Гёте

    Внимание! Читать будет трудно.

    Ну кто знает, кто такие формалисты (а дальше – о них)? – Формалисты заявили, что стихи, например, сочиняются не для выражения чего-то, а просто так, для упоения звучанием. Кто знает, что их, формалистов, предшественниками были символисты, напиравшие на звуковую сторону стихов. Что тем надоела революционность с её содержательностью. Вот они и улетали… Что, когда пришли упомянутые формалисты, надоевшими были уже и символисты с их улётами, и досадно было пришедшим, что революция 1905 года потерпела поражение, а социальные революционеры отступили. Хотелось наступать… ну хоть в поэзии, ну хоть в звучании…

    А мне интересно, смогу ли я решить попутную задачу…

    "Если в годы борьбы и полемики формалисты, чтобы показать значение именно конструктивных приемов, “все остальное” отодвинули в сторону <…> то теперь совершенно необходимо это “все остальное”, т.е. все богатство и глубину идеологического смысла, снова выдвинуть на первый план исследовательской работы.

    Но тогда и конструктивное значение приемов в корне изменится. Им придется конструировать идеологически полновесный материал, не теряя ни йоты его смысла. Тут только и обнаружатся настоящие трудности, но в то же время — и глубокая продуктивность конструктивных проблем” (Бахтин. http://vladas2005.narod.ru/Bahtin/6.pdf).

    Я как раз "настоящие трудности” и хочу преодолеть. – Кто? – Я, которому преодолеть бы хоть и не настоящие, а простые трудности… Например, слышало ли моё ухо у Пушкина…

     

    Цыганы шумною толпойю

    По Бессарабии кочуют.

    Они сегодня над рекойю

    В шатрах изодранных ночуют.

    такое:

    "Фонетика мелодического стихотворения обнаруживает как бы предпочтение гласного звука У, то глухого и задумчивого, уходящего в былое и минувшее, то колоритно-дикого, то знойного и узывно-унылого; смуглая окраска этого звука или выдвигается в рифме, или усиливается оттенками окружающих его гласных сочетаний и аллитерациями согласных; и вся эта живопись звуков, смутно и бессознательно почувствованная уже современниками Пушкина, могущественно способствовала установлению их мнения об особенной магической напевности нового творения, изумившей даже тех, которые ещё так недавно были упоены соловьиными трелями и фонтанными лепетами и всею влажною музыкой песни о садах Бахчисарая” (Шкловский. http://ka2.ru/nauka/shklovsky.html#r2).

    Интересно, символист Вячеслав Иванов про У не выдумал? Есть ли скопления У у Пушкина в этой поэме.

    Какая частота У в русском языке? - На 1000 букв 21 "у". У нас на картинке 35 "у" на 879 букв. Гм. Действительно, повышенное число У.

    Хорошо, а в "Бахчисарайском фонтане" не будет такое же количество У, если прав Вяч. Иванов?

     

    Здесь 33 "у" на 907 букв. Я б не сказал, что это существенно отличается от "Цыганов".

    Кстати эти поэмы обе являются переходными от романизма к реализму. И это малое отличие оказывается как раз кстати. Ибо, если "у" как-то сродно с грУстьЮ, то и Пушкину ж было грустно расставаться со своеволием романтизма и привыкать к трезвой неволе реализма.

    Но смею ли я такое прицепливание считать, что я сконструировал "идеологически полновесный материал”?

    Ведь можно сказать, что всегда глубокие художники находятся в переходном состоянии от одного мировоззрения к другому и грустят по поводу изменчивости…

    Или к футуристам-заумникам, на стихах которых преимущественно и воспитались формалисты, грусть не применима? И у них можно ожидать превалирования не буквы “у”? Раз их тянет "к „непрожеванному крику” души, к беззастенчивой искренности” (Шапир. http://danefae.org/pprs/markov/wapir.htm ). Тянет в "бунт „содержания” против той материальной структуры, в которой оно роковым образом осуждено воплощаться” (Там же).

    Это, как терроризм: сил недостаточно, чтоб победить, и думают победить нахрапом. Какая уж тут грусть из-за собственной изменчивости.

    В самом деле, слова ж, их звучание – случайны по отношению к тому, что они означают. А хотелось бы – непосредственнее выражаться. Вот бы был это "язык незнаковый, “непосредственно несущий смысл”, “в котором звук сам по себе, буква сама по себе несли бы всю полноту смысла”” (Там же).

    И в первой знаменитой строчке:

     

    Бобэоби пелись губы

    Вээоми пелись взоры,

    Пиээо пелись брови,

    Лиэээй — пелся облик,

    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

    Так на холсте каких-то соответствий

    Вне протяжения жило Лицо.

    <1908 — 1909>

    всё получилось, казалось бы:

    "Губы — здесь прямо осязательны, — в прямом смысле.

    Здесь — в чередовании губных б, лабиализованных [огубленных] о с нейтральными э и и — дана движущаяся реальная картина губ; здесь орган назван, вызван к языковой жизни через воспроизведение работы этого органа” (Там же).

    Но это заблуждение:

    "…согласные — это “плоть” слова, а гласные — его “душа” <…> и потому нет ничего удивительного, что от стиха к стиху зияний становится все больше, а невокальных согласных — все меньше. Имматериализация фоники происходит параллельно имматериализации самого Лица: губы → глаза (“взоры”) + брови → облик = тело → душа → дух. Губы — это чистая плоть, глаза — “зеркало души”, а облик образует устойчивое сочетание со словом духовный. (При этом взоры тесно связаны с внутренней жизнью, а брови — нечто внешнее, поэтому в вээоми невокальный [в] — звонкий, а в пиээо невокальный [п’] — глухой. Вслушиваясь дальше, можно еще заметить, что взгляд этих глаз [в] — твердый, а изгиб бровей [п’] — мягкий.) В свою очередь, блестящая золотая “цепь”, сковывающая портрет воедино, сугубо материальна — здесь целых шесть невокальных звуков [г, з’, г, з’, г, з] и всего одно зияние <…> Контраст усилен тем, что в первых четырех строках вообще нет сочетаний “согласный + согласный”, а в 5-й строке таких сочетаний три, причем все редкие, два из них совершенно тождественны, а третье имеет совсем незначительное отличие. Отдельные “звенья” “цепи” Хлебников обозначил дефисами, подчеркивающими слогоделение (гзи-гзи-гзэо), которое особенно заметно на фоне 4-й строки, где ряд зияний создает слоговую не­прерывность (ср. также три прерванных [г] в 5-й строке и ни одного такого звука в 4-й). Длина “цепи” велика — в гзи-гзи-гзэо десять звуков, тогда как в других словах такого рода — от пяти до семи.

    Однако всем этим сходство оригинала и портрета далеко не исчерпывается. При движении снизу вверх (губы → глаза → брови → облик) в “заумном” описании Лица высокие звуки [то есть гласные переднего ряда, зубные (кроме [л]), передненебные и средненебные согласные] постепенно вытесняют низкие (то есть гласные непереднего ряда, губные и задненебные согласные). В 1-м стихе высоких звуков два [э, и], низких — пять [б°, о, б, о, б’] во 2- м — уже три высоких [э, э, и] и три низких [в, о, м’]; в 3- м — высоких по-прежнему три [и, э, э], но низких — только два [п’, о]; и наконец, в 4-м — шесть высоких [л’, и, э, э, э, j] и ни одного низкого <…> При этом показательно, что в стихотворении все низкие звуки представлены только губными и лабиализованными, закономерно исчезающими по мере удаления от губ: в 1-м “заумном” слове, как отметил еще Тынянов, таких звуков пять, во 2-м — три [в, о, м’], в 3-м — два [п’, о], в 4-м — ни одного. (Здесь, как и в других случаях, “заумь” выполняет работу, с которой не могут справиться обычные слова: ясно, что взоры, облик и тем более брови — слова не менее губные, чем сами губы.) Заметим также, что в бобэоби и вээоми лабиализованный о стоит под ударением, а в пиээо он уже безударен (и в то же время в правой части каждого стиха все четыре ударных гласных — лабиализованные: гэбы, взуры, бруви, ублик). Так иконичность поэтического звука восполняет условность языкового знака

    Немаловажно, что в “Бобэоби ...” заумные слова имеют сходство не только с изображенными на портрете предметами, но и с их общеязыковым обозначением. Фонетическая композиция стихотворения организована так, что от начала к концу это сходство все увеличивается. В словах бобэоби и губы совпадает один звук [б] и один признак — лабиализованность гласных [о] и [у]. У вээоми и взоры совпадают уже два звука: [в] и [о]. В пиээо и брови по два совпадающих гласных — [и, о] — и по два совпадающих признака у начальных согласных: оба они губные и взрывные, хотя [п’] — глухой и мягкий, а [б] — звонкий и твердый. В лиэээй и облик со­впадают только два звука, но зато в обоих словах они идут подряд и в одинаковом порядке — [л’и], а потому сходство здесь ощутимее, нежели в предыдущем случае.

    Звуковые переклички есть не только между “заумными” словами и “бытовыми” — последние, в свою очередь, тоже связаны друг с другом. Хлебниковская “алхимия слова” разлагает Лицо на “об­лик” и “цепь”: ли + це = лице — этот церковнославянизм в языке Хлебникова не редкость <…> различие между ѣ (цѣпь) и e (лице), по-видимому, в расчет не принималось]. Облик и цепь многократно предсказаны повторяющимися из стиха в стих пели (сь), пел (ся), пел (ась): [п’] и [э] — цепь; [л’] и [и] — облик. Формула Лица выявляет в нем два начала: духовное (“облик” = лиэээй) и материальное (“цепь” = гзи-гзи-гзэо). Во втором равенстве важно не столько совпадение ударного гласного [э] сколько игра на согласных [ц] и [п’] оба прерванные, один — слитный, другой — взрывной. Слитность [ц], состоящего как будто из двух согласных, находит известный аналог в звукосочетании гз <…>

    В целом можно сказать, что поскольку от начала к концу ма­териальное тождество (губы — бобэоби) сменяется имматериальным подобием (μίμησις) предмета и его звукообраза, постольку фактическая диссимиляция правой и левой частей стиха компенсируется их фонетическим подобием, в четвертом стихе достигающим частичного тождества ([л’и]эээй — об[л’и]к). Дополнительной мотивировкой “зауми” являются сквозные “звукотемы”, пронизывающие слова вторых (“понятных”) полустиший.

    Мы рассмотрели довольно длинный ряд трудно уловимых, но реально существующих “соответствий” между обозначаемым, его “умным” и “заумным” обозначением. По-видимому, это единственный “путь сделать заумный язык разумным разумным, а не рассудочным! <…> Большая часть этих “соответствий” не зависит от конкретного языка — в нашем случае от русского языка эпохи Велимира Хлебникова — и потому могла бы быть положена в основу универсальной, или “мировой”, “зауми” — языка “вне времени и пространства”. “Для Хлебникова, в сущности, вообще нет времени, вообще нет пространства, все вечно, всегда, в своей глубокой сущности, неизменное и постоянное одно” <…> Таким же, вне временно-пространственного “протяжения”, вечным, обобщенным, лишенным индивидуальности (и в этом смысле — безликим) оказалось изображенное на хлебниковской “иконе” Лицо — Лицо Как Таковое” (Там же).

    То есть этот Шапир вывел максимализм Хлебникова, выражающий бегство вперёд при безнадёжной ситуации, что была после поражения революции 1905 года, ощущаемое р-р-революционером в предавшем революцию окружении. Авангардизм. Шапир вывел то, что требовал (см. выше) Бахтин: "идеологически полновесный материал”.

    Но для меня (теперь) самое любопытное то, что Хлебникова, оказывается, всю эту конструктивную сложность “Бобэоби” создал подсознательно! Нет, даже не то удивительно, а то, что он оставил следы, по которым можно доказать, что именно подсознание тут сработало. Наконец, странно, что сам Шапир не вывел подсознательность происхождения “Бобэоби”.

    Вы ж понимаете, что я утрирую, напирая на подсознательное. Без сознания, конечно, не обошлось. Но. Утрирование полезно, чтоб обратить внимание на незамечаемое или не очень признаваемое.

    Что ж это за следы оставил Хлебников?

    Оказывается он в разное время после сочинения этого стихотворения принимался его толковать: уподоблял каждое заумное слово какому-то цвету. Так при этих поползновениях он и забывал, как именно в его стихотворении заумное слово было написано (и, повторяя, писал по-разному), и забывал, какому именно цвету он уподоблял.

    Вот эти уподобления:

    1.

    "(1919): “Еще Маллармэ и Бодлер говорили о звуковых соответствиях слов и глазах звуковых видений и звуков, у которых есть словарь.

    В статье „Учитель и ученик” семь лет <назад, то есть в 1912 г. — М. Ш. > я дал кое<->какое понимание этих соответствий.

    Б<,> или ярко красный цвет, а потому губы бобэоби, вээоми — синий<,> и потому глаза синие, пииэо — черное”” (Там же).

    2.

    "В маленьком словарике, озаглавленном “Звукопись”, Хлебников сообщает о том, что “м — синий цвет”, “л — белый, слоновая кость”, “г — желтый”, “б — красный, рдяный”, “з — золотой”, “к — небесно-голубой”, “н — нежно-красный”, “п — черный с красным оттенком”” (Там же).

    3.

    "1919 г.: “Можно было бы прибегнуть к способу красок и обозначить M темно-синим, В — зеленым, Б — красным, С — серым, Л — белым и т.д.”” (Там же).

    Лишняя иллюстрация, что нечего слушать, что художник говорит о своём произведении, что важно лишь то, что он “сказал” в нём самом (потому в кавычках “сказал”, что сказывается подсознание).

    9 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333350  2016-01-09 13:42:35
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Геннадию Королёву.

Когда я вам писал 333349, у меня уже была готова статья, как бы специально в ответ на ваш 333345 написанная, но ещё не поставленная в мою колонку в РП. Теперь – поставлена. Может, прочтёте? Хоть я знаю, что вы, наоборот, не читаете то, что я вам советую. Но всё-таки. Вдруг…

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100