TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.01.2025
15:23

Козыряю терией

     

    Политизация в области искусства всегда воняла. А у меня бзик, можно сказать: я считаю, что настоящие произведения искусства рождаются идеалом художника. А идеал – это близко к идее, идея же – это близко к идеологии, а они – к политике. И… Как проходить щепетильного насчёт политизации редактора? – Остаётся только надежда на того мудрость.

    И подход с мерилом “настоящие произведения искусства” тоже хромает: похож на стрельбу из пушек по воробьям, ибо вероятность, что очередное произведение окажется гениальным – мала. А у меня другой бзик. Я столько десятков лет неумело дерусь за приятие теории художественности по Выготскому, что впал в раж, и, во-первых, только удовлетворяющих этой теории называю имеющими художественность, во-вторых, начинаю читать вещь и писать о ней одновременно, прислушиваясь к себе: что мне кажется странным (что есть признак подсознательного идеала и, что то же самое, художественности).

    Вот и начну так читать. Николай Козырев. “Вывернулся” (2012).

    Какая первая странность? – Не знаю даже, странность ли она… “Я”-повествователь сел в поезд, скоро уснул, лёжа, "подложив под голову…”. А места своего по билету не искал: "найдя свободную полку, удобно на ней устроился”. – Как это? (Я, правда, уже почти четверть века не бывал в России.)

    Вторая странность тут же и такого же рода. Если про бабушек сказано: "сидевших на противоположной нижней полке”, то как можно написать про одну из них: "сидевшая к окну спиной”? – Это значит, сильно изогнувшись… Что мало вероятно. (Или в России за эти почти четверть века изменилось устройство вагонов?)

    Более здравая мысль другая: автор не видит внутренним взором то, о чём он пишет. Т.е. или халтурщик, или не знаю что.

    Следующая странность опять рядом. Разве продают козу ради поездки "навестить своих деточек”. Причём поезд идёт из Москвы. Москвичи держат коз? Или она в Москве пересадку делала? (Я, можно сказать, не жил никогда там, где держат коз. Неужели соседей, тоже имеющих козу, не просят присмотреть?)

    Я боюсь, что стану очень придирчивым от такой густоты странностей. Но попробую спуску не давать. – Мне сомнителен оттенок будущего времени ("Про себя решила так: поживу у каждого недельки по четыре…”) в соседстве с прошлым временем ("Сперва поехала к старшим…”). – По-моему, веет халтурой из-за того, что автор и течения времени в своём мире не представляет, а не только пространства. Или это что-то антиреалистическое, скажем так? Сон?

    Дальше у меня опять претензия – к точности слов:

    "…принимали меня по-разному. Сыновья были рады моему появлению, а их жёны – не очень”.

    Может, это придирка, но "по-разному” - что-то не тае.

    Следом – такая же придирка:

    "Правда, невестки виду не показывали, разговаривали вежливо, обходительно. Но, когда я уезжала от них, наверно, вздохнули с облегчением”.

    Что это за "наверно”?

    Всё больше тянет на халтуру. Это неприятно. Я люблю разбираться, а не ругать.

    А тут новая неуютность. – Боковой бегунок показывает, что я уже на середине рассказа, а в секцию входят ещё двое, здороваются, садятся, и… продолжается рассказ бабушки…

    К чему эти ещё двое? И… повествователем забыто, что он хотел есть и стал вынимать "снедь”. Он что: окаменел, весь превратившись в слух от этой совершенной неинтересности? Или это как абстрактный анекдот: “Один пришёл в кафе. Официант ему: “Что закажете?” - “Чай”. – “Вы шахматист?” - “Почему вы спрашиваете?” - “А ваш мотоцикл за углом стоит””.

    "Абстрактные анекдоты возникли сравнительно недавно и являются, скорее всего, русскоязычным явлением…

    Можно предположить, что слушатели устали от обычных анекдотов и возник запрос на нечто новое, экстравагантное, как это происходило в стихах, живописи, музыке.

    Новое в искусстве создаётся вначале для избранных, “объевшихся” привычными формами знатоков. Если неподготовленный читатель раскроет сборник Велимира Хлебникова, он вскоре его и ... закроет. Четырёхстопный ямб куда милее.

    Если человек, пожелавший стать любителем живописи, начнёт знакомство с ней с полотен Пикассо или Гогена, он вряд ли найдёт в их картинах отдохновение сердца. Его потянет на Шишкина, Репина, Рафаэля. То же и с современными формами классической музыки. Читатель, хоть раз побывавший на концерте модернистской музыки, согласится, что это, пожалуй, единственное, что нельзя назвать “тихим ужасом”. Вагнер и Чайковский несравнимо лучше.

    Но профессионалам и настоящим любителям, которые “превзошли” традиционное искусство, оно может в конце концов наскучить, исчерпать себя. Им не интересны Шишкин и Пушкин. Они сыты “Утром в лесу”, “Русланом и Людмилой” и “Щелкунчиком”. Им нужны новые формы.

    В юморе такой формой стал абстрактный анекдот” (https://textarchive.ru/c-1752970-p9.html).

    То есть абстрактный анекдот – явление модернизма. А тот, в общем и кратко, выражает совершенно крайнее разочарование в действительности, которое как наступило в европоцентричной культуре в конце 19 столетия, так с тех пор и не прекращается, даже постмодернизмом называясь.

    Что в 2012 году в России случилось такого страшного? – Я из-за вспышки белоленточного движения (некого приближения к новой революции, против воровской власти, так это красиво называлось) именно тогда докатился до коллекционирования случаев вранья большими людьми мира сего, - вранья, доказываемого лично и железно.

    Козыреву было б шикарно, если б я его в такую клеточку определил. Всё лучше, чем халтурщик.

    Но читаем-пишем дальше.

    Дочитал. На натяжки уже внимания не обращая.

    Параболой вещь оказалась.

    "…рассказ (небольшого объема) иносказательного или переносного значения. Повествование в нем начинается с неважных деталей…” (https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/362991/parabola-literatura---priem-s-dvoynyim-smyislom).

    Неявное стало явным – нехорошесть младшего сына старушки. Он принялся врать во время её похорон, оказавшихся ошибочными, а она встала из гроба и разоблачила.

    Та же интенция, что и с абстрактным анекдотом.

    "Этот понятийный конгломерат [парабола в том числе] является отражением закономерных тенденций в литературе последних столетий, все более сознающей недостаточность “зеркально”-миметического воспроизведения действительности” (http://www.dslib.net/russkaja-literatura/zhanrovaja-specifika-pritchi-i-paraboly-v-tvorchestve-f-kafki-i-f-m-dostoevskogo.html).

    Попросту говоря то, что принято называть реализмом (натуроподобие), - оптимистичное в конечном итоге, - отступает перед пессимистичными самовыражениями художников.

    2 сентября 2023 г.

01.01.2025
22:53

Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией

    Первый, если читали и помните, антисоветскость справа в СССР (Городницкий в “Будапешт-56"). Второй, подумалось, - формализм, не чуяние, как теперь у Екатерины . . .

28.12.2024
18:39

Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!

    На днях мне привелось разобрать рассказ Чехова “Человек в футляре” (см. тут). А сегодня о нём речь была на канале “Культура” в передаче “Игра в бисер”. И никто . . .

22.12.2024
20:45

Как незаметно для себя становятся предателями России

    Это настоящая переписка на этой неделе с очень давней русской эмигранткой во Францию. Её слова будут косым шрифтом, мои – прямым. Общих знакомых у нас нет. Никто . . .

15.12.2024
21:52

Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023

    Словоблудие таково: "Живопись Дмитрия Николаевича Ермолова акцентируется на самом первом и самом ярком впечатлении. Это картины, посвящённые сильной и . . .

11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной . . .

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

28.11.2024
20:52

Что я себе позволяю

    Прочёл у Вольфа Шмида такую сноску: "На роль физиологии при возникновении и развитии идей в мире Чехова указывает А. П. Чудаков, приводя одну из заметок из . . .

26.11.2024
14:59

Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»

    Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, . . .

24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100