Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.09.2022 |
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
03.09.2022 |
|
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
01.09.2022 |
|
31.08.2022 |
|
30.08.2022 |
Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена
|
28.08.2022 |
|
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)
|
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
24.08.2022 |
|
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
|
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
20.08.2022 |
Формалистская дурь иных искусствоведов
Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести в ранг подсознательного идеала (ЗАЧЕМ), а потом натыкаюсь на ЧЕМ, никуда не выводящее. Как будто художник писал картину по кускам, успел удовлетвориться каким-то куском картины, но у него остался незакрашенный холст. Ну так он его кое-как закрасил. А искусствовед, не смея это огласить, с важным видом говорит и об этой части, на ходу придумывая, что бы сказать, чтоб выглядело солидно. Речь о такой картине. Мыльников. Сёстры. 1967. И начну – от злости – с дури искусствоведа. "…можно отметить <…> характерных приема <…>: "нанизывание”, подобно бусам на нить, отдельных фигур и аксессуаров на линии… формирующие скрытую геометрическую структуру изображения… Наиболее наглядно это проявилось в “Сестрах”, где упругая S-образная линия берега скрепляет собой силуэты трех женских фигур, обеспечивая таким образом правильную навигацию взгляда зрителя в картине” (Кудреватый). Смотрим, что тут за линия берега, и где там S. Бледно-зелёная линия берега, да, объединяет всех трёх сестёр. Но она не S-образная. А S-образная (жёлтая) объединяет только двух*. – Просто бла-бла-бла! А раньше по тексту есть пронзительные слова: "Так, уже в работах начала 60-х гг. меняется отношение Мыльникова к пространству и плоскости, к далевому образу, сокращается мера глубинности изображения. Цвет постепенно очищается от избытка полутонов, становится более чистым, декоративным. Тоньше становится фактура письма, в нем все большую роль начинает играть незакрашенный белый холст или его просвечивание сквозь положенные выше слои краски, что также способствует усилению большей плоскостности изображения”. Пронзительные они для меня, когда-то давно выведшему пробуддизм нераннего Мыльникова, разочарованного. Ведь это образ малочувствия – "сокращается мера глубинности”. Что мы видим на картине? Вид сверху вниз. Горизонта нету. Хоть не тесноты ради вышли люди на природу из квартиры, из города. Центральная, мама, сидит на камне, и, по идее, колени её ближе к нам, чем руки и ребёнок. Но нарисовано так, что этого не чувствуется. Они как бы в одной плоскости. Камень, на котором сидит мамочка, нарисован как-то подозрительно. Сквозь него что: правая сестра ноги пронзила? Или камня именно там уже нет? Но почему накидка на него там не нарисована лежащей ниже? Или это вообще не камень? А мамочка просто опёрлась спиной на бёдра левой сестры и полулежит (вид же сверху), согнув ноги в коленях… Левая сестра нарисована бесперспективно, чуть не как фигуры на древнеегипетских изображениях: лицо и туловище как бы в разных поворотах… Поверхность воды как-то не лежит… "Цвет очищается от полутонов” – это тоже с богатством чувств не ассоциирует, скорее наоборот. И что мы видим? Только одна (левая) из четырёх видных нам рук имеет ощутимую круглоту. То же с двумя самыми левыми из шести ног. Красное платье мамочки от талии до колен не имеет никакой полутени. С лицами почти тоже. Особенно с самым правым. Впечатление такое, что Мыльников горел когда-то высокими чувствами строительства коммунизма как новости в человеческой сущности (скажем, приматом общественного перед личным или творчества перед рутиной – идеей самосовершенствования, в общем). А Хрущёв коммунизм свёл к материальному потребительству, и Брежнев не опроверг. И стало скучно-скучно Мыльникову. И он как бы приотлетел от мира сего в малочувствие, неосознаваемое, вероятнее всего. И мало того, что искусствовед в такую высь не залетает из-за принципиального формализма, он ещё формалистски мутит. 27 мая 2022 г. * - Если нижнюю часть S-образной линии, жёлтой, продлить влево, она достигнет третьей сестры.- Да вообще-то и светло-зелёную линию зря я так долго тянул через тела, соединяя линии берега. Она явно не чувствуется линией нанизывания трёх фигур. Поэтому и жёлтая не линия их нанизывания. Кудреватый как пример нанизывания называет и “Прощание” (1975), помня, что перед “Сёстрами” обсуждал нанизывание на повёрнутую восьмёрку в “Изобилии” (см. тут). Но смотрите, какая и в “Прощании” натяжка с нанизыванием.Или вот текст к такой картине. Мыльников. Лето. 1969. "В числе разнообразных выразительных средств, примененных художником, следует отметить еще один характерный прием. Его смысл заключается в выделении, обрамлении значимых частей изображения с помощью рамок самых различных конфигураций. Они служат цели активизации зрительского внимания, привлечения его к отдельным участкам плоскости холста, которые могут стать при этом подобием “картины в картине”, построением типа “текст в тексте”. Это своеобразные посредники, медиаторы, необходимые как средство внутренней экспозиции в пространстве холста. Благодаря подобным приемам изобразительной риторики зритель активно вовлекается в освоение живописного текста, предложенного живописцем. Обрамления внутри картины могут быть образованы подмеченными в природе или специально выстроенными рас-положениями линейных очертаний предметов. Так, в картине “Лето” действие этого приема проявляется трижды, подобно фокусировке фото или кинокамеры, происходящей в три этапа (так называемый “зум эффект”), в результате чего интересующая нас деталь постепенно приближается к нашим глазам. В данном случае роль первой и самой крупной рамы играет конфигурация неправильной формы, образованная дальней линией горизонта, стволами деревьев, служащих “кулисами” по краям картины и фигурами первого плана. Вторая, несколько меньшего размера рама состоит главным образом из очертаний глади озера, линии которого продолжены краем красной ткани на втором плане. Наконец, третья рама — это центральная группа купальщиц, образующая пластический центр всего полотна [будто может быть рамой – для самой себя, что ли? – группа!]" (Там же).Эти рамы, по-моему, из пальца автора высосаны, а не из картины живописца. 27.05.2022.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"