TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

     

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала.

    Кублановский

    Рейн в переводе с немецкого – чистый.

    .

    С чего начать? Теряюсь…

    Выгодно подвести к не ахти как понятному стихотворению. Подкупить читателя целой теорией. Пустить его восприятие по мною предусмотренному руслу.

    Но поступлю вопреки выгоде. Процитирую разбираемое.

    Выставка Модильяни

     

    На этой выставке пленительной

    За цикламеном на стене,

    Преодолев падеж винительный,

    Я Вас увидел в стороне.

    .

    Какие ню, какие линии,

    И так же профиль горбонос.

    Как обольстительно невинны Вы

    Средь прочих монпарнасских поз.

    .

    Вот в эти туфли летчик Блерио

    Совал письмо для рандеву.

    Окончено мое неверие,

    Все это было наяву.

    .

    И кубистические дикости,

    И пьянство в положенье риз,

    И никогда уже не выскрести

    Из века лучший Ваш девиз.

    .

    И здесь вдыхая Адриатику,

    Зрю у палаццо на торце…

    Но ту же видел я геральдику

    На шереметевском дворце.

    .

    Я видел это же величие,

    Почти египетский покой.

    Когда-то нищею Фелицею

    Вы помахали мне рукой.

    .

    Тогда, тогда на Красной Коннице

    И на Ордынке ввечеру…

    Но все, что знаю, все, что помнится,

    Я расскажу, когда умру.

    .

    Нет ни побед, ни поражения,

    А только очерк и овал

    На облаках Преображения,

    Где Моди Вас нарисовал.

    1994

    Нет, вот только сейчас я начинаю. И хочется мне начать с унизительного признания в своей низости.

    Я был в 1957 году на 6-м Всемирном фестивале молодёжи. Диким образом. И раз, в густой толпе, куда-то очень быстро идя, чуть ли не сломя голову, я этой головой врезался чуть не в живот Михаилу Козакову. И потом, рассказывая о фестивальных впечатлениях, я всё подумывал, как мне половчее вставить про этот мой контакт со знаменитым артистом. Я сейчас уже не помню, осуществил я этот позор или нет. Но что хотел рассказать, помню.

    На самом деле разбирать стихотворение Евгения Рейна я начал с того, что с помощью интернета проверил, действительно ли Модильяни свои звали Моди. Оказалось, Рейн не наврал. С именем Блерио интернет тоже меня быстро осведомил, что да, Блерио в расчёте на сексуальность в глазах публики самого его занятия полётами на самолёте, - Блерио свой адрес сунул в туфлю Ахматовой, когда подсел за столик к ней и её мужу (той туфель жал, и она его незаметно скинула с ноги, а ловкий Блерио, - пусть адрес он заблаговременно написал, - заметил и сумел незаметно для Ахматовой и Гумилёва бумажку подбросить).

    И вот этот презренный Евгений Рейн, ходя по знаменитым местам вожделенного Запада, куда он, наконец, стал выездным, приобщает и нас, читателей, к своему путешествию, в уверенности, что мы ему будем благодарны таким приобщением к элите.

    И я был бы очень благодарен моему читателю, если б в этом месте он читать перестал, а перешёл бы по ссылке http://art-otkrytie.narod.ru/modiliani.htm, чтоб не просто войти в курс того, как Модильяни склеил ту же Ахматову (о чём и у Рейна в начале и конце), не только приобщиться духу вседозволенности, внешне выражаемому и Модильяни, и Ахматовой в своих произведениях искусства, но и приобщиться к тому, что в них выражено скрыто – бегство из Этого ужасного мира аж в метафизическое иномирие. Что и делает их великими.

    И чего нет у Рейна.

    Без дыхания иномирия воспевающий падает на уровень непростого мещанина, вознёсшегося над мещанами простыми. Потому что чувствует, что ему всё позволено. А простые мещане, наоборот, знают, как сверчок – свой шесток.

    Есть только одно место в стихотворении, как-то соотносящееся с метафизическим иномирием: "расскажу, когда умру”.

    То есть рассказанное в стихотворение (а рассказано сплошь материальное: про адреса проживания Ахматовой и где бывал Рейн, про места, куда она приезжала и вот Рейн сейчас приезжает, про портреты с неё, про интриги с нею, про пьянство, про дикие проделки) считать как? Как ничто по сравнению… с чем, с невыразимостью актов творчества? Но тогда почему этому ничто даны такие по главному значению или по ауре комплиментарные слова: "пленительной, обольстительно, рандеву, риз, девиз, Адриатику, Зрю, палаццо, геральдику, дворце, величие, Фелицею”?

    Кублановский пишет:

    "Сам натурализм Рейна — на деле не натурализм, а…” (https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1996/5/i-elena-shvarcz-pesnya-pticzy-na-dne-morskom-ii-evgenij-rejn-sapozhok-kniga-italyanskih-stihov.html)).

    Я обрываю цитату, потому что непереносимо дальнейшее: "…ненавязчивая повсеместная поэтизация быта за счет его словесного претворения”.

    То есть хвала обычному мещанству!

    Когда какое ж обычное мещанство у ницшеанцев Модильяни и Ахматовой, ненавистников обычного мещанства?!?

    Здесь же хвала необычному мещанству, со вседозволенностью, да, тоже ненавидящему обычное, что без вседозволенности.

    Кублановский постеснялся, что ли, быть бесхитростным?

    Ну.

    Так если ТАКАЯ хвала тутошнему, то разве остаётся что-то иномирию?

    Я допускаю, что "расскажу, когда умру” это просто выражение невозможности передать словами те восторги, каких достойна прозападная элитарность (со вседозволенностью и исключительностью), к которой Рейн чувствует себя приобщённым.

    22 августа 2021 г.

     

17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100