TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются.

    Надо ли повторять, что мой вкус – это чуяние странностей как следов подсознательного идеала автора.

    И вдруг я натыкаюсь на перечень Прилепиным, кто ныне хороший писатель: Михаил Тарковский (я писал о нём тут и тут), Алексей Иванов (то же тут и тут), Михаил Гиголашвили (его, помню, не смог читать – сплошная натяжка старинности), Михаил Елизаров (я писал тут и тут), автобиографические повести Шаргунова (тут и ещё в нескольких местах), Проханов (тут), Лихоносов (не читал), Евгений Водолазкин (см. тут и тут), Леонид Юзефович (тут),Олег Ермаков (см. тут), ну и сам Прилепин (тут, тут и ещё пара).

    Прилепин обижался на кого-то, кто жаловался на безлюдье в нынешней русской литературе. А я же к чтению книги о Дягилеве прибег по той же причине: не натыкаюсь и не натыкаюсь на произведения со следами подсознательного идеала.

    Уж не понимаю, почему, но я не помню, как я оценил выше отмеченные прочтённые произведения. Я даже названия книг не помню. А Василенко Прилепин не включил в свой перечень. Она вот мне врезалась в память. Я её один короткий рассказ, “Суслик”, аж по телефону прочёл своему лучшему товарищу, и он несколько секунд потрясённо молчал в ответ на мой вопрос: ну как?

    Нет, возясь со ссылками “тут”, я видел, что некоторые вещи я счёл имеющими странности как следы подсознательного идеала. Но сколько вещей мне приходилось бросать, чтоб не насиловать себя. А с произведениями, с которыми имел дело Дягилев, сплошь попадания в десятку. – Что значит серебряный век… Не то, чтоб я тут же не забывал фамилии и названия вещей (кроме знаменитых). Забываю. Но и частота моей оценки, что вещь художественна, велика.

    Так что – к книге.

    *

    "Работа над постановкой “Павильон Армиды” в 1907 году… Бенуа” (С. 215).

    Бенуа. Эскиз декорации балету “Павильон Армиды”. 1909. Акварель, тушь и карандаш.

    Эта картинка есть в книге. И я сразу обратил внимание на какой-то фиолетовый цвет стен. Смертью запахло. Правда, вглядеться – стены не фиолетовые, а синие, а в голову приходит фиолетовое, наверно, потому, что противопоставлено это синее тёмно-красному там и сям. Память, возможно, помнит, что смесь этих красок даёт фиолетовый тон.

    Бенуа отступил от классицизма, под который он, мол, стилизует декорацию.

    "Цветовая гамма классицизма соответствует используемым материалам: стены преимущественно светлые, от кремовых и бежевых до зеленых” (https://heshi-design.com/classicism.html).

    И я понимаю, зачем отступил, потому что уже имел дело с Бенуа, со стилем модерн (видом ницшеанства), выражающим побег из этой дрянной действительности машинизации и стандартизации. На глубочайшем уровне, в подсознательном идеале – в метафизическое иномирие побег. А на первом шаге – в XVIII, докапиталистический век. Как? – Изысканностью, сверхтонкостью. Для чего отталкиваться нужно от декоративности как грубости (декорация тут кстати), и – преодолением этой грубости: вот этим вот навеванием смертно-фиолетового настроения из синего + тёмно-красного тонов.

    Сценарий балета тоже написал Бенуа. Там тоже бунт против рационализма капиталистического. Ренэ де Божанси, жених своей кузины Агнессы Р., останавливается по дороге к ней в подозрительном месте, где во сне нарушает верность невесте с ожившей когда-тошней хозяйкой этого места, прозванной за свои похождения Армидой. Проснувшись, Ренэ находит шарф из сна, которым Армида навек повязала его с собой, давно мёртвой. – Счастья на Этом свете нет! – Вон, понимай, из него в иномирие.

    24 сентября 2020 г.

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100