TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации.

    Он "По окончании Академии ездил за границу” (Википедия). Мог видеть вот такие ужасы капитализма.

    Мог представлять, как скоро то же будет в России. И…

    А если представить глубже, что выражало его “фэ” не “в лоб” – в силу вдохновения, т.е. под влиянием подсознательного идеала – то его живопись была бегством в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику тому свету христианства, которое к стыку XIX и XX веков настолько стало непривлекательным, что аж породило реакцию: новой силы веру в мистицизме Мережковского, Гиппиус и др.).

    Не придирайтесь, что принципиально недостижимое и… бегство. Умение художника из подсознания дать, а восприемнику подсознанием принять образ иномирия уже порождает радость. Эстетическую.

    Надо просто принять целесообразность для науки об искусстве понятия подсознательный идеал автора, заменяющий собою былую боговдохновлённость.

    На границе XIX и XX веков в России ещё были сильны традиции передвижничества, а то служило народу. Плакало о его несчастьях. Живопись должна была выражать идеи. Идеи знаемые – освободительные. Что превращало искусство в прикладное из, надо прямо сказать, неприкладного, на статус которого были претензии. Но вместо выражения ЧЕГО-ТО, словами невыразимого (вместо выражения авторского подсознательного идеала), тончайшего (и потому скрытого и недопонятного), требовалось быть понятным и идейным.

    У Дягилева это вызывало отвращение, и он организовал журнал “Мир искусства”. В свою вступительную статью он оснастил репродукциями с картин и эскизов Васнецова. В том числе и таких, каких сегодня не найти в интернете.

    Васнецов. Георгий Победоносец. 1996.

    "Отвергая настоящее и страшась будущего, идеологически (ментально) модерн обращается к прошлому… А прошлое как особый художественный материал очень многолико по своим стилистическим возможностям: это не только социальное прошлое (прошлые стили), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы” (Александров. Стиль модерн. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    Вот что глубоко объясняет причину того, что Васнецов брал темой своего творчества и как (декоративно) творил.

    Удалённость того, чем выражено (религиозной тематикой), от того, что выражено (иномирие антихристианское) определяет, в частности, меру художественности творца. Мало кому даже в голову придёт, что у Васнецова мог в подсознании быть подсознательный идеал антихристианского толка. Точно такая же история была с его современником Чеховым в литературе. От тоже устал от пронародной идейности, плюс народники потерпели сокрушительное поражение, плюс сам он болел чахоткой и умереть мог в любой день, но никто не осмеливался заподозрить, что скукой своих рассказов, доводя читателей до предзрыва, он выражал, куда его тянуло (взрыв понимался, что будет такой силы, что превратит Этот свет в иномирие). А в жизни он был очень большой благотворитель, литературу же его считали критическим реализмом. Расстояние от натуроподобия, свойственного реализму до метафизического иномирия огромно. Следовательно, и мера художественности – огромна.

    То в действительности, что отвращало от себя и Чехова, и Васнецова было, по большому счёту, одним и тем же: скукой от стандартизации из-за промышленности, бездушности обрядов в религии, от порядка из-за политической реакции на теракты.

    Представить себе, что можно ТАК отчаиваться от такого – обычным людям трудно. Поэтому ницшеанство – элитарное мировоззрение. Ницшеанство не понимало большинство.

    Но шло время. Расстояние от того, чем выражено, до того, что выражено (иномирие) сокращалось.

    Ницшеанство становилось всё более распространённым.

    И я категорически не соглашаюсь с биографом Дягилева, когда он пишет:

    "Грабарь был намного прогрессивнее Дягилева и Бенуа. К примеру, он не отрицал постимперссионизм” (Схейен. “Дягилев. “Русские сезоны” навсегда”. М., 2012. С. 131-132).

    Какой же прогресс в сокращении дистанции между выражаемым и выражающим? Этак можно дойти, что плакат назвать самым прогрессивным искусством, или перформанс, который вообще из искусства (условности) в жизнь ушёл.

    9 сентября 2020 г.

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100