Блог Майкла Стивенсона (Michael Stevenson),
вице-президента компании Cisco по применению технологий в образовании
Гарвардский университет внедрил онлайновое обучение двадцать лет назад. Вскоре его примеру последовали университет имени Райса, Массачусетский технологический институт и Открытый университет. Таким образом, идея онлайнового обучения не оригинальна. Что же нового в последней ее ипостаси под названием МООС (Massive Open Online Courses -открытые онлайновые курсы для масс)? Назову два новшества. Во-первых, масштаб новаторства: бесплатное обучение стало доступно сотням тысяч людей, большинство из которых не переступает порога традиционного вуза. Система из 200 онлайновых курсов Coursera за относительно небольшой срок заполучила ни много, ни мало 2,4 миллиона студентов. А другое новшество - иная методика обучения, все более интерактивная и даже "беспреподавательская": студенты учатся друг у друга.
Вместе с тем влияние методики МООС на преобразования в учебной сфере весьма ограничено. Причина - в отсутствии эффективной бизнес-модели: поставщики онлайновых учебных услуг до сих пор не предложили таких сервисов, за которые учащиеся были бы готовы платить. Тем не менее нам, в Cisco, известны два нововведения, которые могут эту ситуацию изменить.
Во-первых, упомяну Народный университет (University Of The People) . Речь идет о международном университете, в котором учится полторы тысячи студентов из 135 (!) государств. Для обучения используется "беспреподавательская", дискуссионная технология. Курс обучения по любой деловой или технической дисциплине стоит всего 50 долларов. Это очень привлекательная по цене модель, где преподают, причем на достаточно приличном уровне, добровольцы из разных стран мира.
Вторую инициативу недавно предприняла Udacity . Как известно, в этой организации обучаются 750 тысяч студентов, причем только на один курс - "Искусственный интеллект" - зарегистрировалось 150 тысяч человек. По признанию одного из основателей Udacity - Себастьяна Трана (Sebastian Thrun), эта организация никак не могла найти эффективную бизнес-модель, пока в феврале 2013 года в Университете Сан-Хосе не появилась программа San Jose State Plus. Эта программа состоит из трех предоставляемых в кредит онлайновых курсов по точным наукам. Каждый курс стоит 150 долларов. Курсы предлагаются различным внеуниверситетским сообществам, но их главная целевая аудитория - нынешние студенты, желающие повысить уровень своего образования. Разработкой и преподаванием курсов занимается профессорско-преподавательский состав Университета Сан-Хосе.
Таким образом, как мне кажется, традиционные университеты и сторонники онлайнового обучения по системе МООС постепенно находят общий язык. Методика MOOC проникает в университеты, которые начинают получать от нее хоть какой-то доход и видят ее привлекательность с точки зрения расширения возможностей обучения. Эту методику начинают использовать и социально-ориентированные предприниматели, которым нужно окупать свои инвестиции.
Вместе с тем пока трудно представить, как это все отразится на преподавании гуманитарных предметов, где роль преподавателя особенно высока. Возможно, следующим этапом этого удивительного эксперимента станет общее изменение методики преподавания, когда феномен MOOC получит полное признание и станет катализатором перемен. В таком случае перемены произойдут в следующих трех областях:
Хвысшее образование станет доступным сотням тысяч новых студентов из разных стран (самые крупные рынки, где действует система Coursera, находятся за пределами США, Великобритании, Бразилии, Индии и России);
ХAnd a significant new source of student data
Хбудет сделан большой шаг вперед в области оптимизации учебного процесса (сегодня в вузах этому вопросу уделяется слишком мало внимания);
Хуниверситеты получат новый обширный источник данных о студентах.