TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.12.2025
11:59

Синичкин

    В первую очередь я осведомился не писал ли я о нём. Увы, я почти всегда теперь забываю, о ком пишу. Не западает в душу. Усталую, наверно. Не писал: “Собачий . . .

03.12.2025
07:37

В чём права Пугачёва

    Она приезжала в Россию по каким-то делам, уехала и огрызается на недобрый приём где-то. Открытым письмом. То есть и мне, получается. Мне – как идейному антагонисту . . .

18.11.2025
19:11

Четырнадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Наконец, Гройс заканчивает, а я б мог торжествовать: выведенное мною самостоятельно . . .

17.11.2025
19:55

Тринадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Франциско Инфанте. Должен заметить, что я получаю немалое удовольствие от того, . . .

13.11.2025
10:42

Двенадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующее имя – Иван Чуйков. Начну введение в курс дела издалека. (Читающему эту часть комментариев . . .

07.11.2025
09:15

Одиннадцатое продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут.

    .

    Статья Гройса продолжается.

    “Он [художник] выявляет и предлагает взгляду такую форму, присутствие которой служило нам причиной сказать: и это прекрасно – в том или ином частном случае, – не мотивируя оценкой” (С. 334).

    Если б это было так, искусство не было б явлением общественным. Чувство прекрасного было б наследственным, как отвращение к вкусу яда, например, или страх перед змеёй, орлом и тигром.

    Вот первое произведение искусства, ожерелье из ракушек. Его создание (отчаянная обстановка: ни отдать дитё на съедение стаду, ни воспротивиться и быть изгнанной из стада, - бесшёрстной самке-мутанту нельзя) определяется обстановкой (а не врождённостью чувства прекрасного): нужна какая-то третья реакция (иначе б стал стресс и вскоре смерть). И эта третья поневоле оказывается экстравагантностью (а не из врождённого чувства прекрасного). То есть экстравагантность (искусство иными словами) мотивируется оценкой, а не “не мотивируя оценкой”.

    Причём случается это только с бесшёрстными мутантами, у которых одной из мутаций является высоколобость, т.е. в мозгу есть чем порождать третью реакцию. И вот это – передаётся по наследству. У остального, шерстистого, стада высоколобости нет. И внушаемости – ещё одного признака мутации. Поэтому шерстистым самкам, невнушаемым, и не внушают внушатели отдать ребёнка на съедение. – Как теперешние люди не своих представителей съедают, а специально заведённых коров.

    (Собственно, описан акт рождения, не только искусства, но и человека. С того второй сигнальной системой – реагированием не на стимул, вроде: поддаться внушению и дитя отдать {и так мутанты исчезнут} или не поддаться и быть изгнанной из стада {и погибнуть вместе с ребёнком всё равно}.)

    *

    Вообще, я заподозрил, что и данная статья Гройса, как и первая (наукоподобная) является тоже художественным произведением в стиле концептуализма. Он нарочно мутит (нарушает логику). Достигает впечатления Неизвестности (столь мучительной лично для Ницше и всех ницшеанцев). И рад. Потому что тут реет “минус-приём” (не присутствующая в тексте логичность), и столкновение логичности с алогизмом катарсически рождает жажду бегства из Этого мира в метафизичечское иномирие.

    “Подобно тому как следование законам логики делает рассуждение из психологически убедительного (“истина сияет собственным светом”) объективно истинным, так и внутренняя ссылка на то или иное “хрестоматийное” произведение искусства гарантирует вкус говорящего” (С. 334).

    Я очень сомневаюсь. Хотя бы потому, что искусство – не логика, а испытание. Главное же: логикоподобное высказывание не превращает его в логичное.

    Гройса пленяет независимость в логике правильности от содержания и зависимость правильности от формы.

    “…правильность рассуждения зависит только от его логической формы… и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений” (Ивин).

    И он обманывается, что так же и с художником, ни от чего не зависящим. (Что я оспорил в предыдущей статье и в предыдущем комментарии).

    Но хуже другое. Слово “форма” в логике подразумевает использование её в верных случаях.

    ““Все металлы проводят электрический ток” и “Все планеты имеют форму куба”. По содержанию они совершенно различны, к тому же первое из них является истинным, а второе ложным”.

    Гройс же использует её (логику, форму) в случае неверном: “ссылка на то или иное “хрестоматийное” произведение искусства гарантирует вкус говорящего”.

    Хорошо, если оценке подвергалось произведение Леонардо да Винчи со сфумато (не все его произведения с этим сфумато). Тогда, да, вкус оценщика подтверждён. А если без сфумато? – Тогда подтверждения нет. Тем более, что сам термин “сфумато” (итал. sfumato “затуманенный, неясный, расплывчатый”) мало кто понимает адекватно. На самом деле это использование разницы между периферическим и центральным зрением. У Джоконды чуть заметная тень в уголках губ становится виднее, если смотреть на глаза, и кажется, что она улыбнулась; вы тотчас внимание направляете на губы, и улыбка пропадает. Это видят все достаточно чуткие люди при большом увеличении на экране компьютера. Но чутких мало, как и смотревших подлинник Джоконды в 1976 году, когда интернета не было, а этот нюанс – самая главная особенность Джоконды. То есть, вероятнее всего, что речь при сравнении идёт у Гройса о просто нерезких краях предметов. И тогда ценность суждения о похожести чего-то на Джоконду в качестве мерила вкуса резко падает.

    Тем не менее Гройс пишет:

    “…не мотивируя оценкой. И тем, что он делает это, художник предоставляет нам язык для мотивировки: “Это прекрасно, потому что это напоминает Джоконду”. И более того. Художник дает то, что можно назвать гарантией наших впечатлений. Подобно тому как следование законам логики делает рассуждение из психологически убедительного (“истина сияет собственным светом”) объективно истинным, так и внутренняя ссылка на то или иное “хрестоматийное” произведение искусства гарантирует вкус говорящего” (С. 334).

    После открытия, что передо мной художественное произведение в стиле концептуализма, я не знаю, стоит ли продолжать разбирать нарочно написанные тут ляпы так, будто это написано серьёзно, как я это делал в “Десятом продолжении”.

    Обозрел одно-другое, там мною оспоренное, и понял, что пал жертвой как бы розыгрыша меня Гройсом.

    Можно ещё тут найти одно-другое подтверждение ляпистости, и переходить к следующей статье.

    Ну-с.

    *

    В конце той же статьи (1976 года).

    “Концептуальное искусство выявило определение Искусства, остававшееся в тени за его определениями как изобразительного, выразительного и т. д. Искусство – это событие. Эстетизирована сама временнáя форма события – в мире регистрируемых явлений может все остаться по-прежнему, но время прошло, дата изменилась, и мы уже не там, где были прежде” (С. 342).

    По-моему, это иносказание на всё ту же тему Неизвестности, как ужаса Этого мира (с временем, изменчивостью и смертью) для ницшеанца.

    *

    Следующая статья – того же Гройса “Московский романтический концептуализм” (1995).

    Теперь я поступлю осторожнее. Если с самого начала заподозрю, что это художественное произведение, долго вникать в варианты выражения всё той же Неизвестности и доведения читателя до предвзрыва ляпами не буду.

    “Сочетание слов “романтический концептуализм” звучит, разумеется, чудовищно” (С. 343 ).

    А во мне это находит отклик. И в психологическом (который не гражданский) романтизме и в ницшеанстве как варианте концептуализма есть бегство от действительности. В первом – в прекрасную собственную внутреннюю жизнь, во втором – в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    *

    “Слово “концептуализм” можно понимать и достаточно узко как название определенного художественного направления, ограниченного местом и временем появления и числом участников, и можно понимать его более широко. При широком понимании “концептуализм” будет означать любую попытку отойти от делания предметов искусства как материальных объектов [будто, например, в предыдущем случае опус Гройса же не являлся при своём появлении на свет обычной бумажной книгой, на листах которой было нечто напечатано русскими словами], предназначенных для созерцания и эстетической оценки и перейти к выявлению и формированию тех условий, которые диктуют восприятие произведений искусства зрителем [будто и любое произведение искусства не делает того, же, а только концептуалистское], процедуру их порождения художником, их соотношение с элементами окружающей среды, их временной статус и т. д.” (С. 343).

    Конец фразы относится вообще не только к искусству.

    Явное ля-ля. Т.е. образ столь ненавистной для ницшеанца Неизвестности.

    Перейду сразу к фамилиям, которые – мельком видел – тут упомянуты.

    *

    Первая фамилия – Лев Рубинштейн. Второе там названное произведение – “Это всё” (1975)

    “В тексте “Это всё” констатирующая мир субъективность обнаруживает свое романтическое происхождение. Этот текст – своего рода “Анти-Гуссерль”” (С. 345).

    Чтоб понять, что тут сказано, нужно несколько вводных.

    1) “романтическое” – это убегание из ужасной действительности в прекрасную внутреннюю жизнь.

    2) “Гуссерль” – это как бы похожее: убегание в идеальное от реального, в логику из физики, в наблюдение из суждения о мире и причинности явлений.

    Это всё

    1.

    ЭТО ВСЁ значит_______________________________________

    (что?)

    – выражает______________________________________

    (что?)

    – объясняется__________________________________

    (чем?)

    2.

    ЭТО ВСЁ строится_____________________________________

    (на чем?)

    – связано_________________________________________

    ( с чем?)

    – апеллирует______________________________________

    (к чему?)

    3.

    ЭТО ВСЁ порождено_____________________________________

    (чем?)

    – относится_______________________________________

    (к чему?)

    – усугубляется_____________________________________

    (чем?)

    4.

    ЭТО ВСЁ напоминает_____________________________________

    (что?)

    – взывает____________________________________

    (к чему?)

    – исходит____________________________________

    (из чего?)

    5.

    ЭТО ВСЁ уходит__________________________________________

    (куда?)

    – дает_________________________________________

    (что?)

    – заслуживает__________________________________

    (чего?)

    6.

    ЭТО ВСЁ находится________________________________________

    (где?)

    – приводит____________________________________

    (к чему?)

    – содержит____________________________________

    (что?)

    7.

    ЭТО ВСЁ уступает_________________________________________

    (чему?)

    – совместимо_______________________________________

    (с чем?)

    – несовместимо______________________________________

    (с чем?)

    8.

    ЭТО ВСЁ ______________________________________________

    1975 г.

    То есть, когда Гройс называет это “Анти-Гуссерль”, то он имеет в виду страсть познания, гложущую лирическое “я” (пустотой над линиями, где хочется ответа). Это источник одного из двух противочувствий.

    При этом Гройс молчит про образ автора (источник другого противочувствия), насмехающегося (той же пустотой на линиями, которые создало не лирическое “я”, а автор, демонстрируя свою трезвость: ответ невозможен).

    Столкновение этих двух противочувствий (материалистического и идеалистического) рождает (у чутких людей) подсознательный катарсис, содержание которого (если его адекватно осознать) есть метафизическое иномирие, где нет, как в проклятом Этом мире, ни идеального, ни материального, а есть только принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Катарсическое, вот, выражение чего создаёт переживание достижения недостижимого и радость автора. Да и адекватного сотворца – восприемника.

    18 ноября 2023 г.

01.11.2025
18:43

Десятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Опять статья Бориса Гройса, теперь в самом деле не художественное произведение. * “Сколько ни говорилось и . . .

31.10.2025
18:10

Девятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующая статья в книге “Московский концептуализм”, Бориса Гройса, заставляет меня перестать опираться на . . .

27.10.2025
17:34

Восьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Монастырский продолжает примеры неожиданностей в произведениях концептуализма следующими отечественными . . .

23.10.2025
13:16

Кризис науки об искусстве (Из частной переписки)

    …Ведь это вредит Вашему имиджу исследователя. Навлекаете на себя обвинения в дилетантства. Зачем? * …Можно ответить и про имидж. Во-первых, я не люблю . . .

27.09.2025
14:59

Эмигрировав в США, Кабаков скис

    Каким он был свежим, надо читать хотя бы предыдущую статью (см. тут). Это был уровень неприкладного искусства, т.е. с подсознательным идеалом (ницшеанства). Весь . . .

23.09.2025
14:04

    . . .

20.09.2025
13:08

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:07

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:05

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

16.09.2025
20:02

Фоме Неверующему о Высоцком

    Ну так он назвался – для прикола и интернетской личной безответственности – Фома Неверующий. Не убедил я его и раздражил – самоуверенностью. И прислал он список . . .

12.09.2025
20:10

«Не виноватая я!» Мне ИИ лажу подсунул

    Может, кто не знает… Искусственный интеллект Дзена под комментариями под статьёй в канале Дзена даёт похожие статьи других каналов Дзена. И под моей статьёй о . . .

09.09.2025
20:24

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Очень тяжёлый путь. Следующие упомянутые два произведения я не смог найти в интернете. Одно описания не имеет “Посадка . . .

19.08.2025
11:05

Шестое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

19.08.2025
10:46

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100