Двадцать пять лет назад в мировой космонавтике произошло событие, надолго
оставившее след в памяти не только его непосредственных участников, но и всех, кто
хотя бы один раз взглянул на небо и задумался о бескрайних просторах космоса. По
праву это событие, а я имею в виду советско-американский ╚Экспериментальный полет
╚Союз╩ √ ╚Аполлон╩, занимает особое место среди космических свершений. Он был
первым, совеместно организованным Советским Союзом и Соединенными Штатами,
которые до этого момента были непримиримыми соперниками в ракетно-космической
гонке. Он был первым, когда конструкторы и разработчики, представители различных
технических школ смогли обеспечить слаженную работу бортовой аппаратуры. Он был
первым, когда были отброшены политические амбиции и во главу угла были
поставлены интересы человечества. Он был первым┘ Впрочем, перечислять
приоритеты можно еще долго. Давайте не будем этого делать, а просто вспомним
основные моменты того полета, от старта до посадки. День за днем, шаг за шагом.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 15 июля 1975 года. В 15 часов 20 минут (здесь и далее время московское) с космодрома Байконур стартовал советский космический корабль ╚Союз-19╩ с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. В советском Центре управления полетом (ЦУП) царит приподнятое настроение, которое, правда, несколько омрачалось тем, что с корабля на Землю не поступало телевизионное изображение. Специалисты немедлено приступили к выяснению причин неисправности и ее устранению. На четвертом витке был совершен маневр для перевода корабля на рабочую (иногда ее называют монтажной) орбиту и выдано разрешение на запуск корабля ╚Аполлон╩, в полной готовности уже находившемся на стартовой площадке на космодроме на мысе Канаверал. На пятом витке космонавты сняли скафандры и приступили к выполнению научных экспериментов. А на Земле телевизионщики продолжали ломать голову над несиправностью. Вскоре им стало ясно, что вышел из строя коммутационный блок, через который видеосигнал от четырех передающих телекамер поступает в радиопередатчики телевизионной системы. В 22 часа 30 минут с космодрома на мысе Канаверал успешно стартовал американский космический корабль ╚Аполлон╩ с астронавтами Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом на борту. Астронавты ╚Аполлона╩ сразу после выведения на орбиту начали подготовку к маневрам дальнего сближения. А на ╚Союзе╩ космонавты уже закончили работу и отдыхали. Но перед этим они по рекомендациям из ЦУПа добрались к блоку коммутации и сняли его с места крепления. ДЕНЬ ВТОРОЙ. 16 июля 1975 года. Экипажам обоих космических кораблей выпало в этот день стать ремонтниками. На ╚Союзе╩ исправляли телевизионную систему, а на ╚Аполлоне╩ работали с системой стыковки. Накануне не удалось провести демонтаж стыковочного механизма на входе в стыковочный модуль. Как оказалось, при сборке механизма на Земле была допущена ошибка. Исправлять эту ошибку пришлось уже в космосе. На 17-м витке ╚Союз╩ выполнил второй корректирующий маневр и вышел на монтажную орбиту, обеспечив полную готовность к стыковке. В 19 часов 35 минут в советском Центре управления на телевизионных экранах появилось цветное изображение наших космонавтов. Неисправность была устранена и теперь весь мир мог наблюдать за международным экспериметом. А спустя десять минут и американцы доложили на Землю, что им удалось справиться со стыковочным модулем. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 17 июля 1975 года. Именно этот день и вошел в историю мировой космонавтики, как день первой в мире стыковки космических аппаратов, принадлежащих разным странам. Но для начала ╚Аполлон╩ провел ряд маневров по переходу на монтажную орбиту. В 16 часов корабли разделяло расстояние в 410 километров. В 17 часов их отделяли друг от друга 180 километров. К 18 часам расстояние сократилось до 60 километров. В 18 часов 50 минут ╚Аполлон╩ подошел к ╚Союзу╩ на 50 метров. Получено согласие ╚Союза╩ на стыковку. В 19 часов 9 минут 9 секунд √ касание кораблей, а в 19 часов 12 минут 10 секунд √ стыковка. Командир ╚Союза╩ Алексей Леонов не скрывает своей радости: ╚Великолепно сделано, Том, отличная работа!╩. Командир ╚Аполлона╩ и сам доволен: ╚Мякки стикоффка!╩. Последующие три часа космонавты в поте лица вели подготовку к открытию люков. И вот этот исторический момент настал. Томас Стаффорд решительно распахнул люк и увидел в глубине лаза улыбающиеся лица Алексея Леонова и Валерия Кубасова. На борт ╚Союза╩ перешли Томас Стаффорд и Дональд Слейтон. Космонавты и астронавты обменялись флагами своих стран, сувенирами, подписали совместный документ о полете. Экипажу ╚Аполлона╩ Алексей Леонов передал флаг ООН, как символ мира на Земле. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. 18 июля 1975 года. Пребывание Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона на борту ╚Союза╩ затянулось. Участники космической встречи ╚разошлись по домам╩ только в четыре часа утра. Весь рабочий день был посвящен взаимным визитам вежливости. В 12 часов 50 минут Вэнс Бранд перешел в ╚Союз╩, А Алексей Леонов √ в ╚Аполлон╩. В 19 часов 10 минут Алексей Леонов и Томас Стаффорд ╚приплыли╩ в ╚Союз╩, а Валерий Кубасов и Вэнс Бранд отправились в ╚Аполлон╩. В 20 часов 30 минут началась космическая пресс-конференция. Томас Стаффорд: ╚Мы счастливы работать сегодня в космосе по программе ЭПАС. Успех полета, который сейчас наблюдают Америка, СССР и весь остальной мир, есть результат воли, сотрудничества и усилий правительств наших стран, руководителей этой программы, а также инженерно-технических работников и других специалистов╩. Алексей Леонов: ╚Мы, представители двух стран, участвуем в совместном полете благодаря тому, что наши народы и правительства хотят работать вместе в духе сотрудничества╩. Космонавты и астронавты ответили на многочисленные вопросы журналистов, после чего возвратились в свои корабли. Закрыты переходные люки. Следующая встреча состоится уже на Земле. ДЕНЬ ПЯТЫЙ. 19 июля 1975 года. В 15 часов 03 минуты 15 секунд ╚Союз╩ и ╚Аполлон╩ расстыковались. Корабли расходятся на расстояние 200 метров, и в процессе расхождения был проведен эксперимент ╚Искусственное солнечное затмение╩. На телевизионных экранах было отчетливо видно, как тень ╚Аполлона╩ наползала на орбитальный отсек ╚Союза╩. Через шесть минут корабли снова сблизились для повторной стыковки. В 15 часов 34 минуты корабли коснулись друг друга. Повторная стыковка не обошлась без сюрприза. Когда происходил процесс стягивания кораблей, ╚Аполлон╩ неожиданно вздрогнул, и от этого многотонный комплекс как бы надломился в месте соединения. Работник советского Центра управления полетом впоследствии вспоминали, что они на секунду даже зажмурились от страха, так нагрузка на стыковочный узел в этот момент была значительно больше нормы. Но все обошлось, техника выдержала. В 18 часов 26 минут произведена окончательная расстыковка. ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 20 июля 1975 года. Экипажи космических кораблей, совершающих автономные полеты, проводили научно-технические и медико-биологические эксперименты, вели фотосъемку земной поверхности. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 21 июля 1975 года. В 13 часов 50 минут 51 секунду спускаемый аппарат космического корабля ╚Союз-19╩ с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту совершил мягкую посадку в казахстанской степи. Вертолет поисковой службы через минуту опустился рядом со спускаемым аппаратом. Первым вышел Валерий Кубасов, за ним √ Алексей Леонов. Первые объятия, первые автографы, первое медицинское обследование космонавтов. Состояние здоровья в норме. Затем был подписан акт о полте, который стал первым документом в списке новых международных рекордов в космосе. А космонавты на борту ╚Аполлона╩ продолжали полет. Им предстояло еще в течение трех дней проводить эксперименты на борту своего корабля. Американские специалисты пытались получить максимальную пользу от полета. И это было не удивительно, так как на последующие пять лет пилотируемых полетов в космос американцы не планировали. ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. 25 июля 1975 года. В первые минуты нового дня космический корабль ╚Аполлон╩ с космонавтами Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом благополучно приводнился в Тихом океане. Так завершился этот небывалый эксперимент √ совместный полет кораблей двух стран, за которым следил весь мир. Copyright ╘ 2000 Александр Железняков, специально для "Санкт- Петербург.RU". |