TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение
Интернет-Библиотека Алексея Комарова
Рейтинг ресурсов УралWeb
 Начало | Папаша   Пишите
В библиотеке:
 Текстов: 83
 Авторов: 10
Авторы:
Избранные:
Гоголь
Достоевский
Лермонтов
Толстой
Чехов

Все авторы
Вы можете подписаться на новости библиотеки через рассылку Subscribe.Ru:
А. П. Чехов
Папаша

Антон Чехов

Папаша

Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашля-пула. При входе ее с колен папаши спорхнула горничная и шмыгнула за портьеру; мамаша не обратила на это ни малейшего внимания, потому что успела уже привыкнуть к маленьким слабостям папаши и смотрела на них с точки зрения умной жены, понимающей своего цивилизованного мужа.

≈ Пампушка,≈ сказала она, садясь на папашины колени,≈ я пришла к тебе, мой родной, посоветоваться. Утри свои губы, я хочу поцеловать тебя.

Папаша замигал глазами и вытер рукавом губы.

≈ Что тебе? ≈ спросил он.

≈ Вот что, папочка... Что нам делать с нашим сыном?

≈ А что такое?

≈ А ты не знаешь? Боже мой! Как вы все, отцы, беспечны! Это ужасно! Пампушка, да будь же хоть отцом наконец если не хочешь... не можешь быть мужем!

≈ Опять свое! Слышал тысячу раз уж!

Папаша сделал нетерпеливое движение, и мамаша чуть было не упала с колен папаши.

≈ Все вы, мужчины, таковы, не любите слушать правды.

≈ Ты про правду пришла рассказывать или про сына?

≈ Ну, ну, не буду... Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес.

≈ Ну, так что ж?

≈ Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену! Он не перейдет в четвертый класс!

≈ Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался.

≈ Ведь ему, папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе? Представь, этот негодный арифметик опять ему вывел двойку... Ну, на что это похоже?

≈ Выпороть нужно, вот на что похоже.

Мамаша мизинчиком провела по жирным губам папаши, и ей показалось, что она кокетливо нахмурила бровки.

≈ Нет, пампушка, о наказаниях мне не говори... Сын наш не виноват... Тут интрига... Сын наш, нечего скромничать, так развит, что невероятно, чтобы он не знал какой-нибудь глупой арифметики. Он вс╦ прекрасно знает, в этом я уверена!

≈ Шарлатан он, вот что-с! Ежели б поменьше баловался да побольше учился... Сядь-ка, мать моя, на стул... Не думаю, чтоб тебе удобно было сидеть на моих коленях.

Мамаша спорхнула с колен папаши, и ей показалось, что она лебединым шагом направилась к креслу.

≈ Боже, какое бесчувствие! ≈ прошептала она, усевшись и закрыв глаза.≈ Нет, ты не любишь сына! Наш сын так хорош, так умен, так красив... Интрига, интрига! Нет, он не должен оставаться на второй год, я этого не допущу!

≈ Допустишь, коли негодяй скверно учится... Эх, вы, матери!.. Ну, иди с богом, а я тут кое-чем должен... позаняться...

Папаша повернулся к столу, нагнулся к какой-то бумажке и искоса, как собака на тарелку, посмотрел на портьеру.

≈ Папочка, я не уйду... я не уйду! Я вижу, что я тебе в тягость, но потерпи... Папочка, ты должен сходить к учителю арифметики и приказать ему поставить нашему сыну хорошую отметку... Ты ему должен сказать, что сын наш хорошо знает арифметику, что он слаб здоровьем, а потому и не может угождать всякому. Ты принудь учителя. Можно ли мужчине сидеть в третьем классе? Постарайся, пампуша! Представь, Софья Николаевна нашла, что сын наш похож на Париса!

≈ Для меня это очень лестно, но не пойду! Некогда мне шляться.

≈ Нет, пойдешь, папочка!

≈ Не пойду... Слово твердо... Ну, уходи с богом, душенька... Мне бы заняться нужно вот тут кое-чем...

≈ Пойдешь!

Мамаша поднялась и возвысила голос.

≈ Не пойду!

≈ Пойдешь!! ≈ крикнула мамаша, ≈ а если не пойдешь, если не захочешь пожалеть своего единственного сына, то...

Мамаша взвизгнула и жестом взбешенного трагика указала на портьеру... Папаша сконфузился, растерялся, ни к селу ни к городу запел какую-то песню и сбросил с себя сюртук... Он всегда терялся и становился совершенным идиотом, когда мамаша указывала ему на его портьеру. Он сдался. Позвали сына и потребовали от него слова. Сынок рассердился, нахмурился, насупился и сказал, что он арифметику знает лучше самого учителя и что он не виноват в том, что на этом свете пятерки получаются одними только гимназистками, богачами да подлипалами. Он разрыдался и сообщил адрес учителя арифметики во всех подробностях. Папаша побрился, поводил у себя по лысине гребнем, оделся поприличнее и отправился ⌠пожалеть единственного сына■.

По обыкновению большинства папашей, он вошел к учителю арифметики без доклада. Каких только вещей не увидишь и не услышишь, вошедши без доклада! Он слышал, как учитель сказал своей жене: ⌠Дорого ты стоишь мне, Ариадна!.. Прихоти твои не имеют пределов!■ И видел, как учительша бросилась на шею к учителю и сказала: ⌠Прости меня! Ты мне дешево стоишь, но я тебя дорого ценю!■ Папаша нашел, что учительша очень хороша собой и что будь она совершенно одета, она не была бы так прелестна.

≈ Здравствуйте! ≈ сказал он, развязно подходя к супругам и шаркая ножкой. Учитель на минуту растерялся, а учительша вспыхнула и с быстротою молнии шмыгнула в соседнюю комнату.

≈ Извините,≈ начал папаша с улыбочкой,≈ я, может быть, того... вас в некотором роде обеспокоил... Очень хорошо понимаю... Здоровы-с? Честь имею рекомендоваться... Не из безызвестных, как видите... Тоже служака... Ха-ха-ха! Да вы не беспокойтесь!

Г-н учитель чуточку, приличия ради, улыбнулся и вежливо указал на стул. Папаша повернулся на одной ножке и сел.

≈ Я,≈ продолжал он, показывая г. учителю свои золотые часы,≈ пришел с вами поговорить-с... Мм-да... Вы, конечно, меня извините... Я по-ученому выражаться не мастер. Наш брат, знаете ли, вс╦ спроста... Ха-ха-ха! Вы в университете обучались?

≈ Да, в университете.

≈ Так-ссс!.. Н-ну, да... А сегодня тепло-с... Вы, Иван Федорыч, моему сынишке двоек там наставили... Мм... да... Но это ничего, знаете... Кто чего достоин... Ему же дань ≈ дань, ему же урок ≈ урок... Хе-хе-хе!.. Но, знаете ли, неприятно. Неужели мой сын плохо арифметику понимает?

≈ Как вам сказать? Не то, чтобы плохо, но, знаете ли, не занимается. Да, он плохо знает.

≈ Почему же он плохо знает?

Учитель сделал большие глаза.

≈ Как почему? ≈ сказал он.≈ Потому, что плохо знает и не занимается.

≈ Помилуйте, Иван Федорыч! Сын мой превосходно занимается! Я сам с ним занимаюсь... Он ночи сидит... Он вс╦ отлично знает... Ну, а что пошаливает... Ну, да ведь это молодость... Кто из нас не был молод? Я вас не обеспокоил?

≈ Помилуйте, что вы?.. Очень вам благодарен даже... Вы, отцы, такие редкие гости у нас, педагогов... Впрочем, это показывает на то, как вы сильно нам доверяете; а главное во всем ≈ это доверие.

≈ Разумеется... Главное ≈ не вмешиваемся... Значит, сын мой не перейдет в IV класс?

≈ Да. У него ведь не по одной только арифметике годовая двойка?

≈ Можно будет и к другим съездить. Ну, а насчет арифметики?.. Хххе!.. Исправите?

≈ Не могу-с! (Учитель улыбнулся.) Не могу-с!.. Я желал, чтобы сын ваш перешел, я старался всеми силами, но ваш сын не занимается, говорит дерзости... Мне несколько раз приходилось иметь с ним неприятности.

≈ М-молод... Что поделаешь?! Да вы уж переправьте на троечку!

≈ Не могу!

≈ Да ну, пустяки!.. Что вы мне рассказываете? Как будто бы я не знаю, что можно, чего нельзя. Можно, Иван Федорыч!

≈ Не могу! Что скажут другие двоечники? Несправедливо, как ни поверните дело. Ей-ей, не могу!

Папаша мигнул одним глазом.

≈ Можете, Иван Федорыч! Иван Федорыч! Не будем долго рассказывать! Но таково дело, чтобы о нем три часа балясы точить... Вы скажите мне, что вы по-своему, по-ученому, считаете справедливым? Ведь мы знаем, что такое ваша справедливость. Хе-хе-хе! Говорили бы прямо, Иван Федорыч, без экивок! Вы ведь с намерением поставили двойку... Где же тут справедливость?

Учитель сделал большие глаза и... только; а почему он не обиделся ≈ это останется для меня навсегда тайною учительского сердца.

≈ С намерением,≈ продолжал папаша.≈ Вы гостя ожидали-с. Ха-хе-ха-хе!.. Что ж? Извольте-с!.. Я согласен... Ему же дань ≈ дань... Понимаю службу, как видите... Как ни прогрессируйте там, а... все-таки, знаете... ммда... старые обычаи лучше всего, полезнее... Чем богат, тем и рад.

Папаша с сопеньем вытащил из кармана бумажник, и двадцатипятирублевка потянулась к кулаку учителя.

≈ Извольте-с!

Учитель покраснел, съежился и... только. Почему он не указал папаше на дверь ≈ для меня останется навсегда тайной учительского сердца...

≈ Вы,≈ продолжал папаша,≈ не конфузьтесь... Ведь я понимаю... Кто говорит, что не берет,≈ тот берет... Кто теперь не берет? Нельзя, батенька, не брать... Не привыкли еще, значит? Пожалуйте-с!

≈ Нет, ради бога...

≈ Мало? Ну, больше дать не могу... Не возьмете?

≈ Помилуйте!..

≈ Как прикажете... Ну, а уж двоечку исправьте!.. Не так я прошу, как мать... Плачет, знаете ли... Сердцебиение там и прочее...

≈ Вполне сочувствую вашей супруге, но не могу.

≈ Если сын не перейдет в IV класс, то... что же будет?.. Ммда... Нет, уж вы переведите его!

≈ Рад бы, но не могу... Прикажете папиросу?

≈ Гранд мерси... Перевести бы не мешало... А в каком чине состоите?

≈ Титулярный... Впрочем, по должности VIII-го класса. Кгм!..

≈ Так-ссс... Ну, да мы с вами поладим... Единым почерком пера, а? идет? Хе-хе!..

≈ Не могу-с, хоть убейте, не могу!

Папаша немного помолчал, подумал и опять наступил на г. учителя. Наступление продолжалось еще очень долго. Учителю пришлось раз двадцать повторить свое неизменное ⌠не могу-с■. Наконец папаша надоел учителю и стал больше невыносим. Он начал лезть целоваться, просил проэкзаменовать его по арифметике, рассказал несколько сальных анекдотов и зафамильярничал. Учителя затошнило.

≈ Ваня, тебе пора ехать! ≈ крикнула из другой комнаты учительша. Папаша понял, в чем дело, и своею широкою фигуркой загородил г. учителю дверь. Учитель выбился из сил и начал ныть. Наконец ему показалось, что он придумал гениальнейшую вещь.

≈ Вот что,≈ сказал он папаше.≈ Я тогда только исправлю вашему сыну годовую отметку, когда и другие мои товарищи поставят ему по тройке по своим предметам.

≈ Честное слово?

≈ Да, я исправлю, если они исправят.

≈ Дело! Руку вашу! Вы не человек, а≈ шик! Я им скажу, что вы уже исправили. Идет девка за парубка! Бутылка шампанского за мной. Ну, а когда их можно застать у себя?

≈ Хоть сейчас.

≈ Ну, а мы, разумеется, будем знакомы? Заедете когда-нибудь на часок попросту?

≈ С удовольствием. Будьте здоровы!

Оревуар! 1 Хе-хе-хе-хмы!.. Ох, молодой человек, молодой человек!.. Прощайте!.. Вашим господам товарищам, разумеется, от вас поклон? Передам. Вашей супруге от меня почтительное резюме... Заходите же!

Папаша шаркнул ножкой, надел шляпу и улетучился.

⌠Славный малый,≈ подумал г. учитель, глядя вслед уходившему папаше.≈ Славный малый! Что у него на душе, то и на языке. Прост и добр, как видно... Люблю таких людей■.

В тот же день вечером у папаши на коленях опять сидела мамаша (а уж после нее сидела горничная). Папаша уверял ее, что ⌠сын наш■ перейдет и что ученых людей не так уломаешь деньгами, как приятным обхождением и вежливеньким наступлением на горло.


1 До свидания! (франц. au revoir).

О произведении:
Даты написания:
1880 г.
Источник:
А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., "Наука", 1983
Добавлено в библиотеку:
02.03.01

Этот текст введен в компьютер с помощью системы распознавания ABBYY FineReader
Реклама:
');// -->
© 1996-2001 Алексей Комаров
Права на это собрание электронных текстов и сами электронные тексты принадлежат Алексею Комарову, 1996-2001 год. Разрешено свободное распространение текстов при условии сохранения целостности текста (включая данную информацию). Разрешено свободное использование для некоммерческих целей при условии ссылки на источник - Интернет-библиотеку Алексея Комарова.
     

Rambler's Top100