А. П. Чехов Папаша
Антон Чехов
Папаша
Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашля-пула. При входе ее с колен папаши спорхнула горничная и шмыгнула за портьеру; мамаша не обратила на это ни малейшего внимания, потому что успела уже привыкнуть к маленьким слабостям папаши и смотрела на них с точки зрения умной жены, понимающей своего цивилизованного мужа. ≈ Пампушка,≈ сказала она, садясь на папашины колени,≈ я пришла к тебе, мой родной, посоветоваться. Утри свои губы, я хочу поцеловать тебя. Папаша замигал глазами и вытер рукавом губы. ≈ Что тебе? ≈ спросил он. ≈ Вот что, папочка... Что нам делать с нашим сыном? ≈ А что такое? ≈ А ты не знаешь? Боже мой! Как вы все, отцы, беспечны! Это ужасно! Пампушка, да будь же хоть отцом наконец если не хочешь... не можешь быть мужем! ≈ Опять свое! Слышал тысячу раз уж! Папаша сделал нетерпеливое движение, и мамаша чуть было не упала с колен папаши. ≈ Все вы, мужчины, таковы, не любите слушать правды. ≈ Ты про правду пришла рассказывать или про сына? ≈ Ну, ну, не буду... Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес. ≈ Ну, так что ж? ≈ Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену! Он не перейдет в четвертый класс! ≈ Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался. ≈ Ведь ему, папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе? Представь, этот негодный арифметик опять ему вывел двойку... Ну, на что это похоже? ≈ Выпороть нужно, вот на что похоже. Мамаша мизинчиком провела по жирным губам папаши, и ей показалось, что она кокетливо нахмурила бровки. ≈ Нет, пампушка, о наказаниях мне не говори... Сын наш не виноват... Тут интрига... Сын наш, нечего скромничать, так развит, что невероятно, чтобы он не знал какой-нибудь глупой арифметики. Он вс╦ прекрасно знает, в этом я уверена! ≈ Шарлатан он, вот что-с! Ежели б поменьше баловался да побольше учился... Сядь-ка, мать моя, на стул... Не думаю, чтоб тебе удобно было сидеть на моих коленях. Мамаша спорхнула с колен папаши, и ей показалось, что она лебединым шагом направилась к креслу. ≈ Боже, какое бесчувствие! ≈ прошептала она, усевшись и закрыв глаза.≈ Нет, ты не любишь сына! Наш сын так хорош, так умен, так красив... Интрига, интрига! Нет, он не должен оставаться на второй год, я этого не допущу! ≈ Допустишь, коли негодяй скверно учится... Эх, вы, матери!.. Ну, иди с богом, а я тут кое-чем должен... позаняться... Папаша повернулся к столу, нагнулся к какой-то бумажке и искоса, как собака на тарелку, посмотрел на портьеру. ≈ Папочка, я не уйду... я не уйду! Я вижу, что я тебе в тягость, но потерпи... Папочка, ты должен сходить к учителю арифметики и приказать ему поставить нашему сыну хорошую отметку... Ты ему должен сказать, что сын наш хорошо знает арифметику, что он слаб здоровьем, а потому и не может угождать всякому. Ты принудь учителя. Можно ли мужчине сидеть в третьем классе? Постарайся, пампуша! Представь, Софья Николаевна нашла, что сын наш похож на Париса! ≈ Для меня это очень лестно, но не пойду! Некогда мне шляться. ≈ Нет, пойдешь, папочка! ≈ Не пойду... Слово твердо... Ну, уходи с богом, душенька... Мне бы заняться нужно вот тут кое-чем... ≈ Пойдешь! Мамаша поднялась и возвысила голос. ≈ Не пойду! ≈ Пойдешь!! ≈ крикнула мамаша, ≈ а если не пойдешь, если не захочешь пожалеть своего единственного сына, то... Мамаша взвизгнула и жестом взбешенного трагика указала на портьеру... Папаша сконфузился, растерялся, ни к селу ни к городу запел какую-то песню и сбросил с себя сюртук... Он всегда терялся и становился совершенным идиотом, когда мамаша указывала ему на его портьеру. Он сдался. Позвали сына и потребовали от него слова. Сынок рассердился, нахмурился, насупился и сказал, что он арифметику знает лучше самого учителя и что он не виноват в том, что на этом свете пятерки получаются одними только гимназистками, богачами да подлипалами. Он разрыдался и сообщил адрес учителя арифметики во всех подробностях. Папаша побрился, поводил у себя по лысине гребнем, оделся поприличнее и отправился ⌠пожалеть единственного сына■. По обыкновению большинства папашей, он вошел к учителю арифметики без доклада. Каких только вещей не увидишь и не услышишь, вошедши без доклада! Он слышал, как учитель сказал своей жене: ⌠Дорого ты стоишь мне, Ариадна!.. Прихоти твои не имеют пределов!■ И видел, как учительша бросилась на шею к учителю и сказала: ⌠Прости меня! Ты мне дешево стоишь, но я тебя дорого ценю!■ Папаша нашел, что учительша очень хороша собой и что будь она совершенно одета, она не была бы так прелестна. ≈ Здравствуйте! ≈ сказал он, развязно подходя к супругам и шаркая ножкой. Учитель на минуту растерялся, а учительша вспыхнула и с быстротою молнии шмыгнула в соседнюю комнату. ≈ Извините,≈ начал папаша с улыбочкой,≈ я, может быть, того... вас в некотором роде обеспокоил... Очень хорошо понимаю... Здоровы-с? Честь имею рекомендоваться... Не из безызвестных, как видите... Тоже служака... Ха-ха-ха! Да вы не беспокойтесь! Г-н учитель чуточку, приличия ради, улыбнулся и вежливо указал на стул. Папаша повернулся на одной ножке и сел. ≈ Я,≈ продолжал он, показывая г. учителю свои золотые часы,≈ пришел с вами поговорить-с... Мм-да... Вы, конечно, меня извините... Я по-ученому выражаться не мастер. Наш брат, знаете ли, вс╦ спроста... Ха-ха-ха! Вы в университете обучались? ≈ Да, в университете. ≈ Так-ссс!.. Н-ну, да... А сегодня тепло-с... Вы, Иван Федорыч, моему сынишке двоек там наставили... Мм... да... Но это ничего, знаете... Кто чего достоин... Ему же дань ≈ дань, ему же урок ≈ урок... Хе-хе-хе!.. Но, знаете ли, неприятно. Неужели мой сын плохо арифметику понимает? ≈ Как вам сказать? Не то, чтобы плохо, но, знаете ли, не занимается. Да, он плохо знает. ≈ Почему же он плохо знает? Учитель сделал большие глаза. ≈ Как почему? ≈ сказал он.≈ Потому, что плохо знает и не занимается. ≈ Помилуйте, Иван Федорыч! Сын мой превосходно занимается! Я сам с ним занимаюсь... Он ночи сидит... Он вс╦ отлично знает... Ну, а что пошаливает... Ну, да ведь это молодость... Кто из нас не был молод? Я вас не обеспокоил? ≈ Помилуйте, что вы?.. Очень вам благодарен даже... Вы, отцы, такие редкие гости у нас, педагогов... Впрочем, это показывает на то, как вы сильно нам доверяете; а главное во всем ≈ это доверие. ≈ Разумеется... Главное ≈ не вмешиваемся... Значит, сын мой не перейдет в IV класс? ≈ Да. У него ведь не по одной только арифметике годовая двойка? ≈ Можно будет и к другим съездить. Ну, а насчет арифметики?.. Хххе!.. Исправите? ≈ Не могу-с! (Учитель улыбнулся.) Не могу-с!.. Я желал, чтобы сын ваш перешел, я старался всеми силами, но ваш сын не занимается, говорит дерзости... Мне несколько раз приходилось иметь с ним неприятности. ≈ М-молод... Что поделаешь?! Да вы уж переправьте на троечку! ≈ Не могу! ≈ Да ну, пустяки!.. Что вы мне рассказываете? Как будто бы я не знаю, что можно, чего нельзя. Можно, Иван Федорыч! ≈ Не могу! Что скажут другие двоечники? Несправедливо, как ни поверните дело. Ей-ей, не могу! Папаша мигнул одним глазом. ≈ Можете, Иван Федорыч! Иван Федорыч! Не будем долго рассказывать! Но таково дело, чтобы о нем три часа балясы точить... Вы скажите мне, что вы по-своему, по-ученому, считаете справедливым? Ведь мы знаем, что такое ваша справедливость. Хе-хе-хе! Говорили бы прямо, Иван Федорыч, без экивок! Вы ведь с намерением поставили двойку... Где же тут справедливость? Учитель сделал большие глаза и... только; а почему он не обиделся ≈ это останется для меня навсегда тайною учительского сердца. ≈ С намерением,≈ продолжал папаша.≈ Вы гостя ожидали-с. Ха-хе-ха-хе!.. Что ж? Извольте-с!.. Я согласен... Ему же дань ≈ дань... Понимаю службу, как видите... Как ни прогрессируйте там, а... все-таки, знаете... ммда... старые обычаи лучше всего, полезнее... Чем богат, тем и рад. Папаша с сопеньем вытащил из кармана бумажник, и двадцатипятирублевка потянулась к кулаку учителя. ≈ Извольте-с! Учитель покраснел, съежился и... только. Почему он не указал папаше на дверь ≈ для меня останется навсегда тайной учительского сердца... ≈ Вы,≈ продолжал папаша,≈ не конфузьтесь... Ведь я понимаю... Кто говорит, что не берет,≈ тот берет... Кто теперь не берет? Нельзя, батенька, не брать... Не привыкли еще, значит? Пожалуйте-с! ≈ Нет, ради бога... ≈ Мало? Ну, больше дать не могу... Не возьмете? ≈ Помилуйте!.. ≈ Как прикажете... Ну, а уж двоечку исправьте!.. Не так я прошу, как мать... Плачет, знаете ли... Сердцебиение там и прочее... ≈ Вполне сочувствую вашей супруге, но не могу. ≈ Если сын не перейдет в IV класс, то... что же будет?.. Ммда... Нет, уж вы переведите его! ≈ Рад бы, но не могу... Прикажете папиросу? ≈ Гранд мерси... Перевести бы не мешало... А в каком чине состоите? ≈ Титулярный... Впрочем, по должности VIII-го класса. Кгм!.. ≈ Так-ссс... Ну, да мы с вами поладим... Единым почерком пера, а? идет? Хе-хе!.. ≈ Не могу-с, хоть убейте, не могу! Папаша немного помолчал, подумал и опять наступил на г. учителя. Наступление продолжалось еще очень долго. Учителю пришлось раз двадцать повторить свое неизменное ⌠не могу-с■. Наконец папаша надоел учителю и стал больше невыносим. Он начал лезть целоваться, просил проэкзаменовать его по арифметике, рассказал несколько сальных анекдотов и зафамильярничал. Учителя затошнило. ≈ Ваня, тебе пора ехать! ≈ крикнула из другой комнаты учительша. Папаша понял, в чем дело, и своею широкою фигуркой загородил г. учителю дверь. Учитель выбился из сил и начал ныть. Наконец ему показалось, что он придумал гениальнейшую вещь. ≈ Вот что,≈ сказал он папаше.≈ Я тогда только исправлю вашему сыну годовую отметку, когда и другие мои товарищи поставят ему по тройке по своим предметам. ≈ Честное слово? ≈ Да, я исправлю, если они исправят. ≈ Дело! Руку вашу! Вы не человек, а≈ шик! Я им скажу, что вы уже исправили. Идет девка за парубка! Бутылка шампанского за мной. Ну, а когда их можно застать у себя? ≈ Хоть сейчас. ≈ Ну, а мы, разумеется, будем знакомы? Заедете когда-нибудь на часок попросту? ≈ С удовольствием. Будьте здоровы! ≈ Оревуар! 1 Хе-хе-хе-хмы!.. Ох, молодой человек, молодой человек!.. Прощайте!.. Вашим господам товарищам, разумеется, от вас поклон? Передам. Вашей супруге от меня почтительное резюме... Заходите же! Папаша шаркнул ножкой, надел шляпу и улетучился. ⌠Славный малый,≈ подумал г. учитель, глядя вслед уходившему папаше.≈ Славный малый! Что у него на душе, то и на языке. Прост и добр, как видно... Люблю таких людей■. В тот же день вечером у папаши на коленях опять сидела мамаша (а уж после нее сидела горничная). Папаша уверял ее, что ⌠сын наш■ перейдет и что ученых людей не так уломаешь деньгами, как приятным обхождением и вежливеньким наступлением на горло.
|