31 декабря 1926 г.
Совершенно секретно
Школа существует с мая 1925 г. Hа декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлетов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Hэпир-Лайон - 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приемов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приемы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путем пребывания в Америке, Англии и Франции. По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой дает нам:1) капитальное оборудование культурного авиагородка; 2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями; 3) кадры - хороших специалистов, механиков и рабочих; 4) учит новейшим тактическим приемам различных видов авиации; 5) испытанием вооружения самолетов, фото, радио и др. вспомогательных служб дает возможность путем участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований; 6) дает возможность подготовить наш летный состав к полетам на истребителях и, наконец; 7) дает возможность путем временного пребывания в школе наших летчиков пройти курс усовершенствования. Все это дает нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество.
21 августа с. г. был заключен договор о проведении аэрохимических испытаний. Hа основании этого договора к работе было приступлено в конце сентября. Вся первая часть программы выполнена. Было произведено около 40 полетов, сопровождающихся выливанием жидкости с различных высот. Для опытов применялась жидкость, обладающая физическими свойствами, аналогичными иприту. Опыты доказали полную возможность широкого применения авиацией отравляющих веществ. По утверждению наших специалистов, на основании этих опытов можно считать установленным, что применение иприта авиацией против живых целей, для заражения местности и населенных пунктов - технически вполне возможно и имеет большую ценность. С весны 1927 г. предстоит выполнить 2-ю фазу испытаний - провести разбрызгивание с разных высот иприта, который предполагается приготовить в феврале по методу немцев у нас. Одновременно будет испытана пригодность противогазов, защитительной одежды и др. способов химической защиты. Действие иприта будет испытано на опытных животных. Помимо этого, немцы в настоящее время разрабатывают приборы для прицела. Всю программу предположено закончить к осени 1927 г. Касаясь результатов, необходимо сказать, что испытания эти принесли нам уже большую пользу. Помимо того, что они дали нам неизвестный для нас ранее метод разбрызгивания, мы получили сразу весь, вполне проработанный материал и методику работы, так как с каждым из их специалистов работал наш специалист и перенял весь их опыт на ходу. В результате этого наши специалисты, соприкоснувшись на практике с более высокой технической подготовкой немецких специалистов, в короткий срок научились весьма многому. Hаши материальные затраты, по сравнению с немцами, незначительны. Заканчивающаяся первая часть испытаний стоила нам, не считая оплаты наших специалистов, около 20 тыс. рублей. Им же эти испытания обошлись, вероятно, в несколько сот тысяч рублей, так как все оборудование куплено ими, за транспорт платили они, и их специалисты обошлись в несколько раз дороже, чем наши. Из этого краткого сообщения вытекает, что опыты эти должны быть доведены до конца, так как, благодаря им, мы получим совершенно проработанный и законченный ценнейший способ современного боя, сумев приспособить для этой цели наш воздушный флот и заблаговременно изучить способы защиты.
Продолжительные переговоры по вопросу о постановке производства пулеметов Дрейзе нас не привели ни к какому результату, ввиду неприемлемых условий, выставленных германской стороной. Учтя новизну конструкции и хорошие свойства пулеметов, Метахимом3 в декабре 1925 г. был дан заказ на 10 кавалерийских пулеметов, изготовленных под русский патрон, ориентировочно по 6000 - 7000 марок за штуку, на 10 пистолетов-пулеметов по 800 - 1000 марок за штуку. Испытания легкого и тяжелого пулеметов, переделанных под наш патрон, в присутствии нашего военного атташе в Германии, по отзывам последнего, дали хорошие результаты. Военный атташе доносит, что один экземпляр легкого пулемета будет сдан для отправки в Москву 1 января, 10 заказанных экземпляров будут готовы, вероятно, к 1 апреля, 1 экземпляр тяжелого пулемета будет отправлен к 1 февраля 1927 г. Считаю необходимым настоять на исполнении указанного заказа к намеченному сроку, не идя в этом вопросе ни на какие дальнейшие комбинации.
2-ro декабря с. г. было заключено соглашение об организации объединенной танковой школы. Оценку работы последней возможно будет дать только после нового оборудования школы (оборудуется за счет немецкой стороны) материальной частью и постановки учебного дела.
Hа основании Постановления Политбюро от 25 ноября 1926 г., протокол ╧ 71, мною были даны указания тов. Крестинскому о необходимости толкать немцев на разрыв, с просьбой сообщить результаты переговоров с Хайе4 и свои соображения в смысле указания наиболее приемлемого для нас способа разрыва, исходя из всей совокупности создавшейся политической обстановки. По донесению нашего военного атташе в Берлине, при переговорах с H.5 немцы вновь высказали желание работать по "Берсоли" в доле с нами. Хайе будто бы хочет просить для этой цели у правительства деньги. Hаша точка зрения (в редакции Крестинского и Лунева) была изложена в письменной форме и передана Хайе. Ответ ожидается в ближайшие дни. С нашей стороны, вопрос подготовлен, и, как только будут получены соображения т. Крестинского, вопрос будет поставлен на окончательное решение Комиссии Обороны. Касаясь работы на заводе, необходимо отметить, что, согласно доклада профессора Шпитальского, все основные вопросы по конструированию и проектированию установок Т. и H.6 - разрешены.
Переговоры с фирмой "Юнкерс" по ликвидации концессионного договора и договоров на бомбовозы еще не закончены. Главконцесском согласился уплатить в возмещение всей суммы его претензии 3 500 000 рублей. Здешний представитель фирмы снизил свои требования за все до суммы 2 500 000 рублей. После этого представитель фирмы выехал в Берлин для доклада правлению фирмы. 17 декабря, по возвращении его из Берлина, переговоры вновь начались, не дав пока никаких результатов.