"Скудость источников всегда порождает обилие концепций, в
которых нередко пропадают и сами источники." Данное высказывание историка
Кузьмина с полным правом можно отнести к проблеме начала Руси.
Южный и северный варианты начала Руси
"Откуда есть пошла Русская земля?" Почти тысячу лет назад этим вопросом
задался один из первых летописцев, составляя "Повести временных лет". Летописец
жил в Киеве, отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени
полян, которых и считал собственно "русью". Он пересказал предания о том,
как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик
- римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству
с Паннонией (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям
и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную
область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил
он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о
ком идет речь.
А некоторое время спустя в Новгороде возникла другая версия о начале
Руси. Новгородский летописец настаивал на том, что русь - это варяги и
сами новгородцы происходят "от рода варяжска". Приходят варяги-русь с Варяжского
- Балтийского - моря сначала в северо-западные земли и лишь потом спускаются
к Среднему Поднепровью. И первым князем "русским" был вовсе не Кий, как
уверял киевский летописец, а Рюрик, которому определены и годы правления:
862-879.
Спор летописцев продолжался вплоть до конца XI - начала XII века. А
потом в летописных сборниках - сводах оказались обе версии. Что-то в ходе
полемики было опущено спорящими сторонами, что-то добавлено для связи позднейшими
летописцами-сводчиками. Потомкам же достались разные версии с отголосками
жаркого некогда и не вполне понятного позднее спора.
Со временем было забыто, чем возбуждались страсти. В течение ряда веков
летопись переписывали со всеми противоречиями и полемическими выпадами
летописцев друг против друга, и текст ее застыл как бронзовое изваяние,
отлитое по недоделанной и частично разрушенной форме. К атому застывшему
тексту долгое время и обращались в поисках истоков Руси. Одни принимали
версию, что русь - это поляне, другие признавали русь варяжским племенем.
Так разделились приверженцы южного и северного варианта начала Руси. При
этом сторонники первого разошлись в определении этнической природы южной
руси, а сторонники второго - в вопросе о том, кто такие "варяги", где они
жили, на каком языке говорили. Русские источники позднего средневековья
(XVI-XVII вв.) помещали варягов по южному берегу Балтики. В годы бироновщины
(30-е гг. XVIII в.) 3. Байером и позднее Г. Миллером была выдвинута гипотеза,
что под варягами следует разуметь скандинавов, а под варягами-русью шведов.
Так родилась "норманская теория", имеющая многих приверженцев и в современной
литературе - исторической, лингвистической, археологической.
Летописец в поисках начала Руси ставил три вопроса: "откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити и откуда Русская земля стала
есть". Он, следовательно, различал происхождение народа и государственности.
Вопрос о начале славянства и руси чрезвычайно сложен, общепринятого
решения нет и сегодня, и вряд ли оно будет в ближайшем будущем. Далеко
не ясен также вопрос о соотношении славян и руси. Вплоть до Х века большинство
авторов их разделяет, что, кстати, и является главным источником, питающим
норманизм.
Славяне
С VI века византийские источники заговорили о славянах, которые оказались
самой активной силой на огромной территории от Иллирии до Нижнего Дуная,
вскоре заселили большую часть Балканского полуострова, многие эгейские
и среднеземноморские острова, многотысячными группами проникли в Малую
Азию.
В это же время славяне доходят до побережья Балтийского и отчасти Северного
моря, река Эльба становится славянской почти во всем ее течении, а с верховьев
Дуная они просачиваются в Северную Италию, в предгорья Альп и верховья
Рейна. Откуда они расселялись? Где та территория, которая вскормила сотни
тысяч, миллионы людей с общим языком и верованиями?
Автор VI века Иордан поясняет, что славяне раньше назывались "венедами",
"вендами", "виндами". "
Венедами" называют балтийских и полабских славян многие германские источники.
Называют они их также "вандалами", причем "вандалы" и "венеды" в этом случае
понимаются как разные названия одного и того же этноса. В XV веке анонимный
польский автор пояснял, что тех, кого поляки называют "поморцами", немцы
(тевтоны) зовут "венедами", галлы и итальянцы - "вандалами", а "рутены"-русские
- "галматами".
В науке племя вандалов, продвинувшееся в первые века нашей эры от Прибалтики
к Подунавью, обычно считается германским, хотя было бы правильнее вопрос
о языке и этносе всех прибалтийских племен оставить открытым. Конечно,
не случайно, что германские источники столь дружно смешивают славян с "вандалами":
и те и другие были для них иноязычными. С "венедами" тоже вопрос не прост.
Венеды известны по юго-восточному побережью Балтийского моря, по крайней
мере, с начала нашей эры, а самое море называлось "Венедским заливом".
Позднее так назывался Рижский залив. На его побережье венеды-венды упоминаются
еще в XIII веке и даже позднее.
Но славянских поселений здесь не было. Следовательно, венеды древних
авторов - это племена с особым языком, лишь смешавшиеся позднее со славянами,
растворившиеся в них, давшие славянам в некоторых случаях свое имя.
У самих славян в памяти жило представление о дунайской прародине. При
этом в польских и чешских хрониках называли "матерью всех славянских народов"
Паннонию - область Среднего Подунавья, а русская летопись, как было сказано,
помещала прародину славян несколько выше по Дунаю, в Норике.
Историческое предание - факт, с которым надо считаться, противоречия
тоже факты, которыми нельзя пренебречь. Любая концепция должна учесть и
то и другое.
В многочисленной литературе о начале славянства обсуждаются обычно два
глобальных вопроса: когда обособился славянский язык и где это произошло.
Вопросы эти обязательно должны увязываться друг с другом, потому что споры
о прародине теряют смысл, если имеются в виду разные эпохи. В настоящее
время хронологическую глубину истории славянства определяют от III - II
тысячелетия до н. э. до первых упоминаний славянства в VI веке н. э. Территориально
прародину славянства ищут в междуречье Днепра и Западного Буга, в междуречье
Вислы и Одера, в Северном Прикарпатье, в Припятье, в прибалтийской части
междуречья Вислы и Одера, в Подунавье. Лишь в самое недавнее время в нашей
литературе нашли выражение почти все эти гипотезы. А. Л. Монгайт настаивал
на том, что начало разных народов надо вести со времени их первого упоминания,
и вопрос о "прародине" таким образом снимался: жили там, где их застали
первые упоминания. Другой археолог, И. П. Русанова, выделяет славян в рамках
пшеворской культуры, существовавшей в южной половине Польши со II века
до н. э. по IV век н. э. В. В. Седов ищет начало славянства в более раннее
время и в более северных районах, обращая внимание на так называемую культуру
клешевых погребений (IV в. до н. э. - II в. до н. э.).
Большинство польских археологов и лингвистов помещают прародину славян
между Вислой и Одером, а начало ее ведут от лужицкой культуры, возникающей
в XIII веке до н. э. в Центральной Европе. Известный советский лингвист
Ф. П. Филин, в целом соглашаясь с такой датой (хотя и не определяя ее точно),
искал славян в междуречье Днепра и Западного Буга. Б. А. Рыбаков, неоднократно
обращавшийся к проблеме начала славянства, как бы объединил обе точки зрения,
расширив зону формирования славян на обе предлагаемые территории и связав
их с несколько более ранней культурой, так называемой тшинецкой (около
1450 г. до н. э.).
Летописная версия была популярна в прошлом столетии. Но затем она стала
подвергаться критике и просто отвергаться, как отвергалось практически
все, что воспринималось как объяснение средневековых авторов.
Но недавно в эту концепцию вдохнул новую жизнь известный лингвист О.
Н. Трубачев. Аргументы его почти исключительно лингвистические. Он обращает
внимание, в частности, на одно имеющееся в литературе противоречие: славян
считают "молодым" народом потому, что их язык поздно отделяется от общеиндоевропейской
основы, и его считают наиболее "архаичным" из индоевропейских языков. О.
Н. Трубачев разрешает это мнимое противоречие простым допущением, что область
формирования индоевропейцев совпадает с прародиной славян. Как прямые наследники
давних индоевропейцев на данной территории славяне сохраняют больше архаических
индоевропейских черт, и их отрыв от языка-матери не носил такого характера,
какой обычно бывает при дальних переселениях, ведущих к изоляции от прародины.
Антропологические исследования истории разных европейских народов существенно
затрудняются тем, что примерно с середины II тысячелетия до н.э. и вплоть
до принятия христианства у многих европейских народов, включая славян,
было трупосожжение, соответствующее определенным языческим представлениям.
Тем не менее оказывается, что мост частично может быть перекинут. Этому
вопросу посвящен ряд работ Т. И. Алексеевой. Получается, что один из важнейших
компонентов, вошедших в состав позднейшего славянства, появляется в Центральной
Европе - как раз в области, где искали свою прародину сами славяне - на
рубеже III и II тысячелетий до н.э. (так называемая культура колоколовидных
кубков, в частности). Кроме того, в славянстве широко представлен более
северный, близкий к балтийскому антропологический тип. В результате славяне
предстают очень рано, может быть, даже изначально смешанным в расовом отношении
народом, и это могло сказаться на специфике его характера.
Русы
Большинство источников, как было сказано, обособляют русов от славян.
Поэтому многие специалисты искали предков этого племени в неславянском
населении Северного Причерноморья. Еще в средневековых памятниках русов
отождествляли с роксаланами - ветвью иранского племени алан. Эту версию
затем принял М. В. Ломоносов и еще позднее видный антинорманист Д. И. Иловайский.
Наиболее привлекательной она остается и среди советских ученых. В какой
мере особому интересу к аланам способствовала их высокая активность и подвижность
в эпоху великого переселения! они прошли до побережья Северного моря и
Атлантического океана, прошли в Испанию и Северную Африку, объединяясь
то с готами, то с вандалами, то с иными племенами, всюду участвуя в сложении
новых государств и народностей.
С племенем роксалан или аорсов увязывал русов известный советский историк
и этнограф С. П. Толстов, причем он полагал, что племена эти изначально
принадлежали к неиранской языковой группе и лишь позднее были иранизированы.
Позднее украинский археолог Д. Т. Березовец отождествил русов с аланами
Подонья. Развивая наблюдения С. П. Толстова и Д. Т. Березовца, украинский
археолог и историк М. Ю. Брайчевский связывает с "сарматской Русью" "русские"
названия днепровских порогов в записках византийского императора Константина
Багрянородного (середина Х в.), тех самых названий, которые до сего времени
остаются одним из главных оснований норманизма. Иранскую подоснову, восходящую
к эпохе черняховской культуры (II-IV вв.), видит в земле полян-руси московский
археолог В. В. Седов. Как будто к этой же мысли склонялся и известный археолог
П. Н. Третьяков, но он предпочитал оставить вопрос открытым, так как видел
в поднепровских древностях следы и западного - германского или западнославянского
влияния. О. Н. Трубачев склонен связывать русь с выявленными им остатками
древнего индоарийского этноса.
Норманистская точка зрения также остается достаточно представительной
в нашей археологии и лингвистике. Ее придерживаются, в частности, археологи
Д. А. Мачинский, Г. С. Лебедев, к ней склонялся в последние годы жизни
М. И. Артамонов, к ней близок лингвист Г. А. Хабургаев. Многие лингвисты
и историки, не считая русов норманнами (германцами-скандинавами), тем не
менее признают значительную роль скандинавов в образовании Древнерусского
государства, как раз исходя из данных, касающихся именно русов. Особенно
часто такого рода подмены встречаются в общих работах или же в обзорах,
имеющих целью отыскание следов пребывания скандинавов на территории Восточной
Европы. Именно "русские" названия порогов и имена князей и дружинников
"рода русского" более всего служат убеждению в существовании "норманнского
периода" в истории Руси. При этом, как правило, ограничиваются отысканием
чего-то похожего в Скандинавии, игнорируя более двух столетий назад высказанное
меткое замечание М. В. Ломоносова: "На скандинавском языке не имеют сии
имена никакого знаменования".
Вопрос о славянской прародине сложен потому, что мы не знаем, с какого
времени начинать. Вопрос о начале "руси" еще сложнее, потому, что нет уверенности
в главном: знаем ли мы язык этого племени? А источники дают столько различных
"Русий", что среди них легко растеряться и затеряться. Только в Прибалтике
упоминаются четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского
залива и западная часть Эстонии (Роталия-Руссия) с островами Эзель и Даго.
В Восточной Европе имя "Русь", помимо Поднепровья, связывается с Прикарпатьем,
Приазовьем и Прикаспием.
Недавно Б. А. Рыбаков обратил внимание на сведения о Руси в устье Дуная.
Область "Рузика" входила в состав Вандальского королевства в Северной Африке.
И едва ли не самая важная "Русь" помещалась в Подунавье. В Х-ХIII веках
здесь упоминается Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония.
Во всех случаях, очевидно, речь идет об одном и том же районе, каковым
мог быть только известный по источникам V-VIII веков Ругиланд или Ругия.
Располагалась Ругия-Рутения на территории нынешней Австрии и северных районов
Югославии, то есть именно там, откуда "Повесть временных лет" выводила
полян-русь и всех славян. Возможно, ответвлением этой Руси явились два
княжества "Русь" (Рейс и Рейсланд, то есть Русская земля) на границе Тюрингии
и Саксонии. Об этих княжествах, пожалуй, мало кто и слышал. А они известны
источникам, по крайней мере, с XIII века вплоть до 1920 года, когда были
упразднены. Сами "русские" князья, владевшие этими землями, догадывались
о какой-то связи с восточной Россией, но не знали, в чем она заключалась.
Помимо названных "Русий", русские летописцы знали какую-то "Пургасову
Русь" на нижней Оке, причем даже в XIII веке эта Русь не имела отношения
ни к Киеву, ни к Владимиро-Суздальской земле.
В нашей литературе упоминалось (в частности, академиком М. Н. Тихомировым)
о "русской" колонии в Сирии, возникшей в результате первого крестового
похода. Город носил название "Ругия", "Руссия", "Росса", "Ройа". Примерно
с тем же чередованием мы имеем дело и при обозначении других "Русий". Не
исключено, что в каких-то случаях совпадали различные по смыслу, но сходно
звучавшие названия. Но и факт широкого рассеяния родственных родов и племен
тоже нельзя игнорировать. Эпоха великого переселения народов дает нам множество
примеров такого порядка. В сущности, все охваченные им племена в конце
концов распались, рассеявшись по разным частям Европы и даже Северной Африки.
Притязания одних родов на господство по отношению к другим, им родственным,
побуждали последних отделяться и уходить подальше от честолюбивых сородичей.
Руги-русы, очевидно, пережили примерно то же, что наблюдалось у готов,
аланов, свевов, вандалов и других племен. Еще и в Х веке византийцы называют
русь "дромитами", то есть подвижными, странствующими.
В настоящее время ответа на возникающие естественно вопросы еще нет:
никто и не пытался нанести на карту все упоминания Руси.
Разные представления об изначальной этнической природе русов сопровождаются
обычно и соответствующими осмыслениями самого этнонима.
Норманисты указывают обычно на финское название шведов "Руотси", не
объясняя, что вообще это название значит (а значить это слово в финских
языках может "страна скал"), сторонники южного происхождения названия указывают
на обозначение в иранских и индоарийских языках светлого или белого цвета,
который часто символизировал социальные притязания племен или родов. Источники
дают достаточно представительный материал и для иного подобного толкования.
В Западной Европе Русь, как говорилось, называлась также Ругией, Рутенией,
иногда Руйей или Руйяной. В первые века в Галлии существовало кельтское
племя рутенов, которое часто сопровождалось эпитетом "флави рутены", то
есть "рыжие рутены". Это словосочетание в некоторых средневековых этногеографических
описаниях переносилось и на Русь, и, как это указывалось в нашей литературе,
для такого перенесения требовалось какое-то хотя бы внешнее основание.
И действительно, в Х веке североитальянский автор Лиутпранд этноним "Русь"
объяснял из "простонародного" греческого, как "красные", "рыжие". Во французских
источниках также, скажем, дочь Ярослава Мудрого Анна Русская осмысливалась
и как Анна Рыжая. Название Черного моря как "Русского" встречается более
чем в десятке источников Запада и Востока. Обычно это название связывается
с этнонимом, служит, в частности, обоснованием южного происхождения Руси.
Это не исключено и даже вероятно. Но надо иметь в виду и то, что само
это название осмысливалось как "Красное". В некоторых славянских источниках
море называется не "Черным", а "Чермным", то есть Красным. Так же оно называется
в ирландских сагах, выводящих первых поселенцев на острове Ирландии из
"Скифии" (в ирландском языке: "Маре Руад"). Само название "рутены" происходит,
видимо, от кельтского обозначения красного цвета, хотя на ругов-русов это
название перешло уже в латинской традиции.
В русской средневековой традиции тоже была версия, что название "Русь"
связано с цветом "русый". Традицию эту обычно всерьез не принимают. Тем
не менее у нее весьма глубокие истоки. Так, в некоторых ранних славянских
памятниках зафиксировано обозначение месяца сентября как
руен, или
рюен, то есть почти так, как в славянских языках назывался и остров
Рюген (обычно Руйяна). Значение этого название месяца то же, что и прилагательного
"русый": именно коричнево-желтый, багряный (уже позднее слово "русый" станет
обозначать несколько иной оттенок). По существу, все формы обозначения
Руси в западноевропейских источниках объясняются из каких-то языков и диалектов
как "красный", "рыжий". При этом необязательно речь должна идти о внешнем
виде, хотя и внешний вид в глазах со седей мог этому соответствовать. Красный
цвет в столь важной для средневековья символике означал могущество, право
на власть. Красный цвет могли специально подчеркивать, как подчеркивал
автор "Слова о полку Игореве" "черленый", то есть красный цвет щитов русичей.
Для язычников эпохи военной демократии было свойственно и ритуальное раскрашивание,
на что обращал внимание Юлий Цезарь, говоря о бриттах (они красились в
синий цвет).
О языке русов сведений пока мало, и нужна конструктивная концепция,
которая позволила бы объяснить разрозненный материал. Выше упомянуто любопытное
сообщение анонима XV века, согласно которому рутены называли поморян "галматами".
В этой связи напрашивается параллель с иллирийскими далматами, тем более
что и известных по германским источникам гломачей называли также делемичами.
Географ XVI века Меркатор язык рутенов с острова Рюген называл "словенским
да виндальским". Очевидно, какое-то время рутены были двуязычными; переходя
на славянскую речь, они сохраняли и свою исконную, которую Меркатор считает
"виндальской", то есть, видимо, венедской. В современной германской лингвистике
имеет широкое распространение и обоснованная версия, по которой в северных,
прибалтийских пределах некогда жили не германцы, а иллирийцы или венеты,
так называемые "северные иллирийцы". Доказывается этот тезис главным образом
материалом топонимики. Значительная часть топонимики северо-западного побережья
Адриатики имеет аналогии в Юго-Восточной Прибалтике. Добавим, что та же
топонимика встречается также в северо-западной части Малой Азии и прилегающих
к ней европейских областях.
Топонимика иллирийско-венетского облика уходит в достаточно глубокую
древность, может быть, к концу эпохи бронзы, когда по всему Европейскому
континенту происходят значительные передвижения племен, в том числе передвижения,
вызванные поражением Трои и ее союзников из Малой Азии, в том числе венетов
(XII в. до н. э.). Именно в последней четверти II тысячелетия до н. э.
на юго-восточном побережье Прибалтики появляется чуждое для этого района
узколицее население, которое и доныне отражается в облике живущих на морском
побережье литовцев, латышей и эстонцев. Именно эта часть Балтийского моря
называлась некогда Венедским заливом, и такое название применительно к
Рижскому заливу сохранялось вплоть до XVI столетия.
Как соотносились иллирийский, фракийский и венетский языки, остается
неясным, но принадлежали они, по всей вероятности, к одной группе. Близок
к этой группе был и кельтский язык, хотя кельтические черты в культуре
южного берега Балтики, которые выявляются немецкими археологами в последнее
время, возможно, имеют уже вторичное происхождение, наслаиваются на более
раннюю венето-иллирийскую культуру. Имена послов и купцов "от рода русского",
называемые в договорах руси с греками Олега и Игоря, находят более всего
аналогий и объяснений именно в венето-иллирийском и кельтском языках. Встречаются
в их числе и такие, которые могут быть истолкованы из иранских языков,
что неудивительно, если учесть глубокие местные традиции этого языка в
Поднепровье, а также в эстонском (чудском) языке.
Итак, русь, славяне, венеды. Исторические судьбы этих трех поначалу
разных народов оказались настолько тесно переплетены, что в районе Восточной
Европы они со временем стали представлять собой своеобразное единое целое.
Процесс объединения (ассимиляции) проходил на основе славянского элемента,
но этнические различия сохранялись еще довольно долго, в частности, эти
различия отразились в "Повести временных лет".
Единое целое трех народов стало основным компонентом формирующейся
в IX - XI веках древнерусской народности. В то же время наличие различных
этносов в немалой степени повлияло на форму и характер Древнерусского государства.
Древняя Русь была государством изначально многоэтничным, а потому неизбежно
в рамках его сочетались разные формы управления. Славянская форма была
наиболее распространенной и устойчивой, и она в конечном счете просматривается
позднее г. условиях феодальной раздробленности. У балтов и угро-финнов
складывается подобная же форма, причем в значительной степени это, видимо,
было следствием славянского влияния. Дело в том, что у тех и других еще
не был четко отлажен племенной уровень организации, а разрозненные местные
общины (территориальные или родовые) включались в систему, привносимую
славянскими колонистами, и скоро ассимилировались.
На юге Руси ассимилировались остатки ираноязычных племен. Это население
издавна имело довольно развитые формы организации и долго могло их сохранять.
Наибольшее же значение имели русь на юге и варяги на севере Восточной Европы.
Именно вопрос об этнической принадлежности руси и варягов, а также о
их роли в создании большого государственного объединения на территории
Восточной Европы послужил основанием длительного спора норманистов и антинорманистов.
Спор этот всегда имел много оттенков от чисто научных до откровенно политических,
спекулятивных. Эти оттенки сохраняются и сейчас. А потому на существе проблемы
надо остановиться несколько подробнее.
В летописи, как было сказано, соединены разные представления о начале
Руси. Один из древнейших летописцев поставил в начале своего труда три
вопроса: "Откуда пошла Русская земля", "кто в Киеве нача первее княжити"
и
"откуда Русская земля стала есть". Ответ прежде всего на эти вопросы
и надо искать в тексте. Он и действительно есть в летописи: русь - это
поляне, некогда они, как и другие славяне, вышли из Норика - римской провинции
на Правобережье Дуная. Первыми князьями в Киеве были Кий и его братья,
после чего "род их" княжил у полян-руси. Летописец не знал точно, когда
все это было, хотя до него дошли предания о дунайских походах Кия, о приеме
его неким византийским "царем". Не знал он и о том, почему полян стали
называть русью. Но он настойчиво подчеркивал, что "поляне, яже ныне зовомая
русь" - племя славянское, что вместе с другими славянскими племенами оно
получило начала христианства еще в Норике от апостола Павла и т. п.
Другой летописец считал, что русь - это варяги, которые пришли в середине
IX века к северо-западным славянским и чудским (угро-финским) племенам
и установили господство над ними, а затем спустились вниз по Днепру и обосновались
в Киеве, сделав его "матерью городов русских". Судя по "Слову о полку Игореве"
и позднейшим славянским хроникам, были и иные версии происхождения Руси
и начала Русского государства, по крайней мере, происхождения династии.
Но две названные оставались главными, повлиявшими и на позднейшую историографию.
Норманистская концепция зародилась в годы бироновщины (30-е годы XVIII
века). Это была эпоха повсеместного торжества абсолютизма, эпоха, когда
верили, что от главы целиком зависит благосостояние государства и подданных,
а любой произвол монарха оправдывался его якобы обязательно благими намерениями.
Это была эпоха, когда на раздавленный аппаратом угнетения народ смотрели
как на "не способный" на какую-либо самодеятельность. А начавшееся с развитием
буржуазных отношений формирование наций заключениям о "способности" и "неспособности"
придавало и этнический характер: одни народы более "способны", другие -
менее.
Славяне попадали в число последних, германцы, у которых пробуждение
национального сознания началось несколько ранее, - в разряд первых.
Откровенная тенденциозность создателей норманской теории 3. Байера
и Г. Миллера вызвала резкую отповедь М. В. Ломоносова, доказывавшего, что
варяги-русь - выходцы с южного и восточного берегов Балтики, принадлежавшие
к славянскому языку. Если учесть, что такое представление было распространено
в источниках XV - начала XVIII века, причем не только славянских, то говорить
о Ломоносове как о родоначальнике антинорманизма можно лишь условно: по
существу, он восстанавливал то, что ранее уже было известно, лишь заостряя
факты, либо обойденные, либо произвольно интерпретированные создателями
норманно-германской концепции. Спор в это время довольно четко выявлял
и позиции: немецкая часть Академии наук и бюрократии держалась норманизма,
русские ученые и кое-кто из придворных - антинорманизма.
В XIX веке картина станет более сложной. Против норманизма выступит
немец Г. Эверс, а одним из столпов норманизма станет выходец из крепостного
сословия М. П. Погодин (18001875). Правда, его эмоциональные восклицания
в защиту норманизма слишком слабо подкреплялись конкретным материалом.
Он вообще считал, что "главное, существенное в этом происшествии, относительно
к происхождению Русского государства, есть не Новгород, а лицо Рюрика,
как родоначальника династии". "Младенец Рюриков, Игорь, - поясняет эту
мысль Погодин, - с его дружиною есть единственный ингредиент в составлении
государства, тонкая нить, которою она соединяется с последующими происшествиями.
Все прочее перешло, не оставив следа. Если бы не было Игоря, то об этом
северном новгородском эпизоде почти не пришлось бы, может быть, говорить
в русской истории или только мимоходом".
Иными словами, норманское участие в сложении государства сводится у
Погодина к происхождению государя.
В наше время многие из тех, кто отводит норманнам куда большую роль,
кто признает норманской не только династию, но и дружину и вообще социальную
верхушку, не считают себя норманистами. Это произошло потому, что вопрос
о составе социальной верхушки стал отодвигаться как несущественный, а внимание
сосредоточилось на отыскании элементов социального неравенства, которое
должно вести к образованию классов и государства.
Спор норманистов и антинорманистов действительно не может теперь восприниматься
так, как это было в прошлом столетии. Возможности князя с дружиной вовсе
не были столь беспредельными, как это казалось дворянско-буржуазным историкам
и социологам. Внутренние законы развития общества в конечном счете преодолевают
внешнее воздействие. Но только в конечном счете. А живущее поколение может
и не дождаться торжества исторической закономерности, потому что на пути
ее встанет какая-то извне появившаяся сила.
В старой норманистской литературе обычно подчеркивался благодетельный
характер норманского завоевания или просто утверждения норманнов на верху
социальной лестницы. Но в отдельных работах и публицистических сочинениях
просматривалось и чисто расистское упоение превосходством силы.
Антинорманисты обычно указывали на отсутствие германизмов в языке, языческих
культах, вообще в культуре.
Нынешние неонорманисты часто этим аргументам противопоставляют указания
на то, что норманны и всюду в Европе не оставили никакого следа. Только
это утверждение неверно. Норманны всюду оставили след, и след кровавый,
разрушительный. Правильным было бы сказать, что они нигде не играли созидательной
роли. А такой вывод будет полезен для сопоставления с тем, что происходило
в Восточной Европе. Он, во всяком случае, должен учитываться нынешними
приверженцами идеи "норманно-славянского синтеза", пытающимися представить
дело таким образом, будто известные всей Европе кровожадные разбойники
сразу "размякли", как только увидели созревших для получения государственности
славян.
Необходимо подчеркнуть, что норманскую теорию нельзя опровергнуть общими
соображениями. Исходя из теоретических положений, можно лишь отвергнуть
рассуждения о "способных" и "неспособных" к чему-либо народах.
А эти рассуждения, вытекая из норманистской концепции, вовсе для нее
не обязательны. Не имеет особого значения и спор о роли пришельцев. Если
это норманны, то, по аналогии с Западной Европой, ее следовало бы оценить
как отрицательную. Но и такая оценка не подрывала бы норманизма. Иными
словами, норманизм опирается на самые различные методологические посылки,
причем все, принимающие фактическую аргументацию норманистов, неизбежно
являются ее приверженцами, как бы далеко они ни расходились в оценке роли
и влияния норманнов в Восточной Европе.
Некоторое время назад решающим доводом против норманизма служило убеждение,
что все народы из века в век развиваются примерно на одной и той же территории.
Теперь этот аргумент помогает скорее норманизму, так как факт многочисленных переселений
и перемещений народов очевиден.
В Европе не найти ни одной страны, народ которой не включал бы в свой состав
выходцев из доброго десятка языков и племен. И в Восточной Европе следует
учитывать, когда и с чем пришли сюда те или иные племена и народности.
Это, кстати, прояснит, что привнесли германцы, если они что-то привнесли.
О форме организации славянских племен, точнее, племенных союзов в VI
- IX веках выше говорилось. По существу, это стройная, созданная снизу,
прежде всего в хозяйственно-экономических целях система, в которой высший
слой еще не отделился от низовых звеньев. Мы сейчас несколько искусственно
заостряем вопрос на том, можно ли эту весьма устойчивую систему назвать
государством, или же следует ограничиться более осторожным определением.
А говорить стоило бы о возможных альтернативных государственных формах
и их эффективности в данных условиях. И в этом плане интересны представления
о задачах высшей власти, свойственные людям той давней эпохи.
У автора "Повести временных лет" на первом месте - понятие "земля".
"Русская земля". "Деревская земля", позднее также "Новгородская" и "Суздальская
земля". Не род, не племя и не князь. Само понятие "племени" в этом случае
предполагает тоже не кровнородственное, а территориально-историческое значение,
то есть имеет в виду не кровных родственников, а людей, объединенных общей
территориальной организацией. В заслугу Владимиру летописец ставит то,
что он вместе со старейшинами радел "о строе земленем, и о ратех, и о уставе
земленем". В гриднице Владимира шли пиры, на которые свободно могли приходить
"бояре и гриди, и соцкие, и десяцкие, и нарочитые мужи, при князе и без
князя". Здесь, правда, уже нет простонародья, но представители народа еще
есть, и князь заинтересован в привлечении их на свою сторону.
Древний киевский летописец поставил и вопрос о начале княжеской власти
в Киеве. Но принципиальное значение придавалось ему лишь потому, что кто-то
оспаривал княжеское достоинство Кия и его преемников, как княжеское же
достоинство и правителей отдельных земель. Очевидно, сам летописец ставил
выше власть, идущую от земли, по сравнению с той, которая ложится на землю
извне, будь она "своя" или "чужая".
В сказании о призвании варягов, возникшем явно позднее, над "землями"
возвышается внешняя и извне пришедшая власть. По летописи, потребность
в ней возникла потому, что, освободившись от варяжской дани, племена словен,
кривичей, веси, чуди и мери утонули в усобицах. Поэтому они договорились
пригласить в качестве третейского судьи князя извне, "иже бы володел нами
и судил по праву".
Достаточно взглянуть па карту, и станет ясно, что экономических потребностей
в объединении обширнейшей территории союзов племен не было ни в IX веке,
ни много позднее. Соединение разноязычных территорий могла осуществить
только именно внешняя власть. Развитие частной собственности вносило противоречия
в племенную организацию, но сломать ее она не могла.
Эту организацию не сломает и внешняя власть, хотя она и будет к этому
стремиться. Именно на этой российской территории вплоть до XIX века сохранится
обычное право, противостоящее государственному законодательству.
В сказании о призвании появляется и идея "права" на княжение единственного
рода. Насаждалась эта идея Мономаховичами, отстоявшими от родоначальника
династии Игоря на целых семь поколений. И похоже, что, кроме них, никто
и не вел себя от Рюрика. Во всяком случае, в "Слове о полку Игореве" легендарным
родоначальником русских князей признается Троян, а главный герой - Игорь
Святославич - назван его "внуком", то есть потомком.
Необходимо иметь в виду, что и слово "владение" под пером летописца
означало нечто иное, нежели позднейшее феодальное или княжеское владение.
В славянском языке не случайно (так же, как в кельтском) одним словом обозначалась
и земля, и управление на ней: власть (волость). "Владение" в этом смысле
не означало ни господства, ни собственности. Это была форма - почетной
и доходной, по все-таки обязанности. На практике, конечно, владельцы стремились
стать и господами и собственниками. Тем не менее княжеский удел никогда
не сливался с государственным владением. Да и в рамках домена собственность
князя ограничивалась. Не случайно, что, когда в середине XIX века в канун
крестьянской реформы возник вопрос, кому принадлежит земля, ясного ответа
на него никто не мог дать.
Как было сказано, экономически целесообразная земская власть не могла
простираться на обширные территории. Возвыситься над ними могла лишь власть,
так или иначе внешняя. Таковая, естественно, пользовалась противоречиями
между отдельными землями-княжениями и, конечно, не забывала напомнить о
своих заслугах в поддержании "порядка", а также в организации обороны или
же походов па внешнего врага. На юге таким племенем-объединителем оказались
поляне-русь.
Дунайские воспоминания древнейшего киевского летописца относятся к эпохе
великого переселения. Но восстановить ход событий с VI по IX век в Поднепровье
в настоящее время не представляется возможным. Можно лишь предполагать,
что здесь сосуществовали еще не слившиеся собственно славянские и русские
племена вместе с остатками какого-то иного местного и пришлого населения.
Кое-что летописец прояснил, сам того не подозревая.
Ему очень хотелось приподнять достоинство полян, обосновать их право
на первенство в славянских княжениях, а показал он то, что поляне сохраняли
еще черты, характерные для многих племен эпохи переселений.
Существеннейшие отличия от остальных славян поляне сохранили в двух
наиболее стойких традиционных сферах: в формах семьи и в погребальном обряде.
У всех славян было трупосожжение. Поляне выделялись трупоположениями, и
это сообщение летописца подтверждается археологическим материалом. У славян
при сохранении многоженства преобладала малая семья.
И это тоже подтверждается археологическими данными: размеры полуземлянок
(10-20 квадратных метров) могли вместить только малую семью. "Большие дома"
черняховской культуры (II-IV вв.) обычно достигали сотни и более квадратных
метров. Летописец особое значение придавал форме брака, отметив, что у
славян вообще "брака не было", а было умыкание во время игрищ между селами
по договоренности с невестой ("с нею же кто совещашеся"). Браком в данном
случае обозначается своеобразная коммерческая сделка, покупка жены. У полян
сохранилась даже такая специфическая особенность, распространенная у племен
эпохи великого переселения, как "утренний дар" жениха молодой супруге после
первой брачной ночи.
Летописец специально остановился на том, что молодежь древлян и других
славянских племен не почитает старших, родителей. Сами молодые решают и
устраивают свои семейные дела. Такое положение естественно, когда основной
ячейкой является малая семья, а община строится по территориальному, а
не кровнородственному принципу. У полян положение другое. Здесь молодежь
в подчинении у старших, которые заключают и браки, причем молодую обязательно
приводят в дом родителей жениха. "Большая семья" - обычно наследие кровнородственной
общины. Судя по данным, относящимся к Центральной Европе, руги-русы всюду
долго сохраняли ту форму общежития, которая была ранее характерна для готов,
лангобардов и некоторых других племен. За основу здесь принималась не земля,
не территория, а родственная группа, которая легко могла сменить место
проживания. Но поскольку группы эти были сравнительно малочисленными, они
так или иначе должны были включаться в местную территориальную структуру.
Киевский летописец, прославляя полян, уже и не замечает, что "большая
семья" менее гармонирует с территориальным принципом организации общества,
нежели семья "малая".
Как отмечалось ранее, руги-русы обычно всюду отличались известными претензиями
на особое положение, кичились древностью рода, знатностью происхождения.
С какими-то притязаниями выступал и "род русский" в Поднепровье. Но суть
их летописец нам не разъяснил, да он и не отделял русь от славян по языку
и происхождению.
Киевский летописец, как было сказано, не слишком жаловал княжескую
власть. Для него она была лишь вершиной земского устроения, а о ее наследственном
характере он говорит лишь потому, что кто-то оспаривал права местной киевской
династии. Вообще это очень существенно, что киевские князья не могут даже
и похвалиться древностью своего рода: не перед кем. Может быть, сказывается
и другое: в VIII-IX веках по днепровские племена, по летописи, платили
хазарам дань, а освобождение от этой дани пришло извне, со стороны варягов-руси.
Между тем в Западной Европе, где титулованию придавалось особенно большое
значение, русские князья неизменно называются "королями", тогда как, скажем,
польские князья лишь "герцогами". Адам Бременский и Гельмольд специально
отмечают, что у западных славян "королей" имеют только руяне (русы) с острова
Рюген.
Королевское достоинство всех русских князей уходит, следовательно,
в уже забытую древность, видимо, в ту пору, когда дунайские руги получили
статут федеративного по отношению к Риму королевства.
По договорам 911 и 945 годов видно, что главными занятиями "рода русского"
были война и торговля. В договоре Игоря названо 25 послов от княжеской
семьи и бояр, причем от каждого индивидуально, и еще 26 послов-купцов,
представляющих, видимо, остальных русов - торговцев и ремесленников. Многочисленное
посольство в данном случае свидетельствует о противоречиях в корпорации,
претендующей на первенствующее положение, о слабости самой княжеской власти,
а также о господстве в рамках корпорации частной собственности. В сущности,
у этого рода не было никакой общей собственности, если не считать притязаний
на обладание славянскими землями по пути "из варяг в греки", что в Х веке
означало сбор дани и замену в некоторых случаях местных княжеских династий
сыновьями киевского князя.
"Род русский", известный по договорам, в большинстве, видимо, состоял
из пришельцев с севера, хотя в числе дружинников и купцов было много носителей
имен, характерных для Иллирии и Подунавья, а в княжеской династии преобладали
славянские имена. Но пришельцы с севера вопреки мнению норманистов не только
сами не были шведами, но даже и в состав дружины их еще практически не
включали. Ведь даже после принятия христианства, до конца XI века, у шведов
господствовало многоженство, тогда как у полян-руси была моногамия. Не
было у шведов и наследственной королевской власти. Иван Грозный даже в
XVI веке упрекал шведского правителя Юхана III в том, что он некоролевского
рода и что в Швеции вообще никогда не было королей, а потому якобы и не
могла шведская сторона претендовать на равный с московским царем дипломатический
этикет.
Разумеется, из того, что шведские конунги вплоть до XIV века избирались
племенными собраниями, никак не может следовать вывод, подобный тому, что
сделал Иван Грозный. Как раз такая система признак не "отсталости", а целесообразности.
Она эффективна практически во все времена. Именно такая система помогла
Скандинавии очиститься от викингов и избежать крепостного права. Но это
явно не та система, что характеризовала русов на любой занимаемой ими территории.
С точки зрения хозяйственных потребностей, привесок в виде "рода русского"
был совершенно излишним, паразитарным на органичном теле славянских княжений.
Тем не менее объединение оказалось достаточно прочным. И объясняется это
тем, что взяли на себя русы столь важную вообще в эпоху становления государственности
и особенно важную на границе степи и лесостепи внешнюю функцию. Показательно,
что дань с племен нигде не превышала той, что ранее платили хазарам, в
ряде случаев она вообще была номинальной, а обязанность защиты подвластных
племен князь и дружина на себя все-таки принимали. Естественно, не обходилось
и без конфликтов. По вине Игоря из Поднепровья ушли племена уличей, сам
князь пал жертвой собственной жадности в результате восстания древлян.
Каждому очередному князю приходилось заново подчинять ранее вроде бы покоренные
племена. И именно в ходе этой борьбы в конечном счете определялась форма
взаимодействия "земли" и извне пришедшей высшей власти. Существование такой
власти признавалось и оправдывалось лишь постольку, поскольку сама власть
оказывалась способной поддерживать соответствующее представление о ней.
Рассказывая о больших походах Олега, Святослава, летописец не забывает
отметить, что добыча делилась между всеми землями, поставившими войско
для походов.
Необходимо иметь в виду, что неизбежные конфликты между "родом русским"
и собственно славянским населением, по крайней мере, в Х веке не несли
межэтнического антагонизма. Русы ощущали себя аристократическим, но славянским
же родом. Не случайно, что славянские имена-титулы распространяются прежде
всего в княжеской семье, а договоры писались на славянском языке (предположительно
с помощью глаголического, "русского" письма). Естественно, что шло и обычное
в таких случаях "размывание" рода в результате брачных контактов, включения
в его состав иноплеменных дружинников и, главным образом, за счет стирания
различий в культурной сфере, прежде всего в верованиях. Но при этом киевские
русы все-таки не забывали о своих сородичах где-то в Подунавье, в Центральной
Европе, может быть, и в Прибалтике.
Правда, и во всех других районах, где оседали группы ругов-русов, преобладала
славянская речь, и центральноевропейские рутены также обычно рассматриваются
в источниках как особая ветвь славян.
В традиционном норманизме этнонимы "русь" и "варяги" воспринимались
как равнозначные, а потому скандинавское происхождение варягов доказывалось
обычно материалами, относящимися к руси. Большинство советских ученых считает
русь южным, причерноморским (хотя и неславянским) племенем, варягов же
в согласии с норманистами признает за шведов. Между тем, если о неславянстве
русов говорят многие источники, то в отношении варягов IX-Х веков таких
материалов вообще нет. Норманизм держится на том, что послы от "кагана
росов" в Германии в 839 году вроде бы оказались <свеонами>, что в 844
году на Севилью напали русы, пришедшие откуда-то с севера, что Константин
Багрянородный в середине Х века называет днепровские пороги славянскими
и "русскими" именами, что хронист Лиутпранд в Х веке отождествляет "русов"
с нордманнами и что сами имена "рода русского" в договорах - неславянские.
Но ведь это все именно русы, а не варяги. Варяги же могут рассматриваться
в этом контексте лишь в той мере, в какой они русы, в какой оправданно
их отождествление.
Совершенно очевидно, что именем "варяги" в разных случаях покрываются
разные этносы. "Варяги-русь" - это, по всей вероятности, действительно
русы - русы балтийские, родственные дунайским, поднепровским и прочим.
Так могли называть и обитателей Рюгена, и группы русов-ругов, рассеянных
по восточному побережью Балтики. Может быть, особое внимание должна привлечь
Роталия (Западная Эстония), поскольку в русском именослове много имен явно
чудского, эстонского происхождения, а такие имена, как "Игорь", "Игельд",
"Иггивлад", могут прямо сопоставляться с "иговским языком", особо выделяемым
Курбским еще в XVI столетии на территории Эстонии. Эстония зажимает особое
место и во всех сагах, где речь заходит о Руси, в частности в сагах об
Олафе Трюггвасоне.
Вместе с тем киевский летописец имеет в виду нечто иное, когда говорит
о варягах. В самом раннем упоминании варягов - именно свидетельстве летописца
времени Владимира - они живут на восток от чуди (эстов) до "предела Симова",
под которым разумелась Волжская Болгария. Это были как раз те земли, на
которых утвердились варяги, пришедшие с Рюриком.
Самих новгородцев и южные и северные летописцы выводили "от рода варяжска".
Западные пределы расселения варягов киевский летописец ограничивает, с
одной стороны, польским Поморьем (Поморье принадлежало Польше в конце Х
века) и с другой - территорией Дании, называемой в Повести временных лет
"землей агнян", то есть англов - германского племени, занимавшего южную
часть Ютландского полуострова. Соседями англов на южном берегу Балтики
были "варины", "вары", "ваары", "вагры" - племя, принадлежавшее к вандальской
группе и к IX веку ославянившееся. В генеалогии саксонского рода Веттинов,
составленной в XIII веке, в связи с событиями конца Х - начала XI века
упоминаются два маркграфа, управлявших "маркой Верингов". Так называлась
именно область обитания варинов.
Тождество "варягов" с "варинами" с языковой точки зрения очевидно. У
этнонимов один и тот же корень, а различия в этнообразующих суффиксах обычны
для всей этой территории; в кельто-романских языках этноним должен звучать
как "варины", в германских - "вэринги", у балтийских славян - "варанги",
у восточных - "варяги".
Достаточно очевидно и значение этнонима. В немецкой литературе давно
принята этимология племенного названия "варины" от старого индоевропейского
"вар" - море, вода. В сущности, это одно из основных обозначений воды в
индоевропейских языках, вариантами которого являются также "мар" или "нар"
("варангов" - варягов - в Византии иногда звали также "марангами"). И только
заведомо тенденциозное желание перенести "вэрингов" в Скандинавию побуждало
искать для них какую-то иную этимологию.
Варяги, следовательно, - это просто поморяне. Поэтому название это всегда
распространялось на разные морские народы, и только на морские.
Каждой эпохе свойственно смотреть на предшествующие свысока. Сколько
раз летописцам приходилось подвергаться критике и поучениям со стороны
не слишком благодарных потомков! Почему это варяги, построив новый город,
называют его "Новгород"? Почему они дают название "Белоозеро" городу, воздвигнутому
на территории, куда еще и славяне-то не проникали? Почему Изборск, Плесков-Псков
- и ни одного "хольма", "бурга", "штадта"? А во времена, когда писал летописец,
просто еще и не было этой проблемы. Он рассказал, что приходили варяги
"из-за моря", а язык их был понятен и киевлянам. В XVIII веке летописца
начнут журить за наивность и простоту. И XVIII век покажет, что даже не
слишком многочисленного иноземного слоя в высших эшелонах власти достаточно,
чтобы на тех же территориях место "градов" заняли "бурги".
Сейчас главным прибежищем норманизма является археология. Но и интерпретация
археологических данных оказывается подчас полярной. Известный ленинградский
археолог Г. С. Лебедев в ряде работ готов был увязать с норманнами чуть
ли не все погребения киевской знати Х века. А в другой работе он признает,
что к скандинавским может быть отнесено лишь одно погребение из 146. Почему-то
до сих пор многие археологи просто закрывают глаза на известные археологические
же факты. Так, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская
керамика, характерная для балтийских славян VIII - Х веков. На посаде города
Пскова она составляет в соответствующих слоях свыше 80 процентов. Много
ее в Новгороде и других городах, доходит она до Верхней Волги и Гнездова
на Днепре, то есть до тех областей, где киевский летописец помещал варягов.
А в Киеве ее нет вовсе. И с такого вот рода фактами, видимо, и связано
противопоставление "варягов" и "руси", прослеживающееся в ряде летописных
текстов.
Влияние Балтийского Поморья сказалось даже на антропологическом облике
населения Северной Руси. Проанализировав материалы, относящиеся к Х-XIV
векам, известный специалист В. В. Седов установил, что "ближайшие аналогии
ранне средневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических
серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы,
в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие
ободритам". То же население достигало и Ярославского и Костромского Поволжья,
то есть того района, к которому всегда привлечено особое внимание норманистов.
Даже и в наше время сохраняются островки, где живут непосредственные
потомки тех давних переселенцев. Так, обследовав недавно население Псковского
обозерья (западное побережье Псковского озера), антропологи Ю. Д. Беневоленская
и Г. М. Давыдова обнаружили группу, принадлежащую к "западнобалтийскому
типу", который наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского
моря и островов от Шлезвиг-Гольштейна до Советской Прибалтики.
Колонизационный поток с южного побережья Балтики на восток должен был
начаться с конца VIII века, когда Франкское государство, сломив сопротивление
саксов, стало наступать на земли балтийских славян и остатки давнего местного
населения. В этом же направлении отступает и часть фризов (из области нынешних
Нидерландов), особенно после крупного поражения от датчан в битве при Бравалле
в 786 году. Распространение здесь христианства все более стирает этнические
различия, но углубляет религиозные и социальные. Опорные же пункты язычества
оказываются на южном берегу Балтики.
Сама Скандинавия также оказалась на пути колонизационного потока, идущего
с запада на восток. В Скандинавии долго сохранялись славянские поселения.
В поток этот неизбежно вовлекались и собственно скандинавы, не говоря уже
о вооружении в предметах быта, которые можно было и купить, и выменять,
и отнять силой на любом берегу Балтийского моря. Необходимо только иметь
в виду, что в IX-Х веках уровень материальной культуры на южном берегу
Балтики был едва ли не самым высоким в Западной Европе, а варины еще в
VI веке славились изготовлением мечей, которые привозились на продажу в
Италию.
В сказании о призвании варягов особенно подчеркивалась знатность рода
Рюрика, хотя никаких доказательств в пользу этого не приводилось. В некоторых
средневековых генеалогиях Рюрика с братьями выводили из рода ободритских
князей (их считали сыновьями Годлава, убитого датчанами в 808 году), а
тех, в свою очередь, привязывали к венедо-герульской генеалогии, по древности
уступавшей только датской. Других альтернативных генеалогий для Рюрика
нет, если не считать откровенно фантастическую легенду о родстве его с
римскими Августами (кстати, и в этом случае его выводили с южного берега
Балтики). Но летописцы, настаивавшие на приоритете Рюрика перед другими
династиями, видимо, и не могли ни на что реальное опереться, так как на
севере княжеская власть явно имела меньшее значение, нежели на юге, в Киеве.
Варяги привносили с собой вовсе не монархическую систему, а что-то вроде
афинского полиса. Древнейшие города севера, включая Поволжье, управлялись
примерно так же, как и города балтийских славян. Кончанская система Новгорода
близка аналогичному территориальному делению Штеттина.
Даже необычно важную роль архиепископа Новгорода мы поймем лишь в сравнении
с той ролью, которую играли жрецы в жизни балтийских славян, по крайней
мере, некоторых из них. И не случайно, что позднее, когда княжеская власть
будет осваивать Волжско-Окское междуречье, в противовес старым "боярским"
городам будут воздвигаться новые, княжеские, а в самой новгородской земле
княжеской власти так и не удастся утвердиться.
Варяжский тип социально-политического устройства - это в конечном счете
тот же славянский (во всяком случае, более славянский, чем собственно русский),
основанный полностью на территориальном принципе, на вечевых традициях
и совершенно не предусматривающий возможность централизации. Отличительной
особенностью этого типа является большая роль города вообще и торгово-ремесленного
сословия в частности. Именно высокий уровень материальной культуры и отлаженность
общественного управления обеспечили преобладание переселенцев на обширных
пространствах севера Руси, а также быструю ассимиляцию местного неславянского
населения.
Таким образом, в принципе правы те, кто считает, что государственность
на Руси сложилась ранее вокняжения Рюриковичей или каких-то иных династий.
Только естественная государственность в эту эпоху не могла простираться
на необозримых пространствах. Соединить их могла лишь какая-то внешняя
сила, внешняя для большинства областей. Да и при этом условии единство
могло сохраняться лишь при определенной взаимной заинтересованности. Скажем,
освобождение от хазарской дани могло создать внешней власти необходимый
авторитет, а невысокие размеры дани поначалу окупались выгодами относительной
безопасности и вовлечением в международную торговлю, а также в дальние
походы. Внешней силой в IX-Х веках является "род русский", видимо соединивший
выходцев из Поднепровья, Подунавья и Прибалтики. Варяги и отчасти фризы,
включившиеся в колонизационный поток с конца VIII века, могли пополнить
княжеские дружины, но самостоятельной роли все-таки не играли, а на севере
Руси именно они повлияли на создание полисной системы, не принимающей централизации.