( По материалам заседаний
Совета переселенческих объединений
при Председателе Государственной Думы)
Совет переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы был создан три с лишним года назад как постоянно действующий консультативный орган, представляющий в Думе интересы соотечественников, переехавших в Россию после ликвидации СССР.
Совет стремится объединить усилия государства и общества, законодательной и исполнительной ветвей власти, общественных российских и международных организаций для эффективной реализации прав и созидательного потенциала соотечественников-переселенцев в интересах России.
В условиях глубокого демографического кризиса, стремительного сокращения трудоспособного населения в центральных (в основном, славянских) областях, а также на севере и востоке страны, роста численности национальных диаспор из зарубежных государств, создания многочисленных лагерей временного размещения для беженцев Россия должна быть заинтересована в усилении притока трудолюбивых, энергичных людей, прежде всего русского и русскоязычного населения, проживающего в странах СНГ и Балтии, но по разным причинам готового покинуть места своего проживания.
Сейчас, когда Министерство по делам Федерации и национальной миграционной политики упразднено, а его функции переданы другим структурам, Совет по сути дела стал единственным хранителем традиций переселенческого движения, связующим звеном между различными организациями, занимающимися проблемами миграции.
О том, что было сделано и еще предстоит сделать в области миграционной политики, корреспонденту " ДП " рассказал первый заместитель председателя Совета, председатель подкомитета Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками ВЛАДИМИР НИКИТИН, занимающийся этой проблемой уже 10 лет.
Практический результат ¾
помощь переселенцам
Несмотря на то, что Совет работает в условиях постоянно меняющейся структуры и частой смены руководителей органов федеральной исполнительной власти, занимающихся вопросами миграции, нам все же удалось поднять защиту прав восьми миллионов переселенцев на самый высокий государственный уровень, выявить и решить многие болевые точки переселенческого движения.
Совет изучает и распространяет наиболее удачный опыт взаимодействия переселенческих структур с органами исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, общественными и международными организациями, помогает решать проблемы, касающиеся, чаще всего, финансирования, обустройства, занятости и социальной адаптации, жилья. Рассматривает наиболее злободневные вопросы миграционной ситуации, разрабатывает и представляет правительству инициативы, претворение в жизнь которых позволило бы решить многие проблемы вынужденных переселенцев. Назову некоторые из них: проект федеральной целевой программы по созданию и сохранению рабочих мест в общинно-компактных поселениях вынужденных переселенцев, программы: " Об использовании освобождающихся военных городков для общинно-компактного обустройства вынужденных переселенцев ", " О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в целях улучшения положения переселенцев, пострадавших в чеченском конфликте ", " О необходимости оказания помощи переселенческим организациям, специализирующимся на сельскохозяйственном производстве, в проведении весенне-осенних полевых работ " , законопроект " О государственной поддержке переселенческих объединений при общинном обустройстве в Российской Федерации " и многие другие разработки.
Практический результат деятельности Совета ¾
помощь, оказанная переселенческим организациям Курской, Воронежской, Брянской, Липецкой и других областей.
Как обретают Родину
Например, в 1999 году на выездном заседании Совета в городе Борисоглебске Воронежской области мы обсудили кризисную ситуацию, сложившуюся в одной из крупнейших переселенческих организаций страны " ХОКО " . На ее примере мы изучили возможность использования потенциала переселенческих объединений для возрождения малых и средних городов России. За шесть лет в Борисоглебский район прибыло более 8 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, 5 тысяч из них ¾
из Таджикистана. В районе начали строить микрорайон на 22 тысячи жителей. Однако Федеральная миграционная служба России прекратила финансировать строительство. И только после неоднократного вмешательства, обращений Совета и руководства Государственной Думы к правительству и президенту в бюджете-1999 в инвестиционной программе " Жилищное строительство " появилась строка о финансировании строительства жилья для беженцев и вынужденных переселенцев в Борисоглебске.
В Белгородской области Совет рассматривал опыт взаимодействия по обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев администрации, общественных организаций, миграционных органов области. Кстати, Белгородская область до сих пор остается единственным славянским регионом, где достигнут прирост населения, прежде всего благодаря эффективной миграционной политике. Белгородчина дала приют 140 тысячам переселенцев. По инициативе Совета там было разработано и подписано специальное Соглашение между Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики и администрацией области.
Результатом этого выездного заседания явилось выделение 25 миллионов рублей для завершения строительства 144-квартирного дома, дороги, системы водоснабжения для ряда общинных поселений. Был также разработан паспорт миграционных возможностей области на 2001-2010 годы. Итоговые документы заседания в Белгородской области были направлены во все субъекты Федерации для изучения опыта.
Выездное заседание в Брянской области рассматривало вопрос " Об опыте, проблемах и перспективах организованного переселения российских соотечественников из государств СНГ и Балтии на примере переселения общины духоборов из Грузии в поселок Мирный Брянской области ".
Это пока единственный пример организованного переселения российских соотечественников на историческую Родину. В Брянской области накоплен уникальных опыт совместной работы Правительства России, администрации области, министерств и ведомств, общественных объединений.
В области организовано 16 компактных поселений, в которых проживает более 3 тысяч человек. А за восемь лет на Брянщину только из стран СНГ и Балтии прибыло около 180 тысяч человек. Мы пришли к выводу о целесообразности целевых переселений сплоченных групп соотечественников ¾
по месту жительства, рабочих коллективов и в те регионы России, где резко меняется этнический состав населения. Например, в Ставропольском крае русское население из приграничных районов вытесняется чеченцами и другими жителями Кавказа. Совершенно очевидно, что славянские регионы необходимо укрепить россиянами же, например, казаками из северных областей Казахстана.
Сплоченные группы соотечественников ¾
духоборы, молокане, казачество, трудовые коллективы быстро адаптируются, начинают работать и приносить стране пользу.
На 9 выездном заседании Совета в Московской области мы увидели, как можно цивилизованно обустраивать наших переселенцев. Здесь к их приезду готовятся заранее, используют средства страны выезда, в данном случае, Узбекистана. С горнообогатительным комбинатом Навои заключен договор, по которому комбинат строит для своих бывших работников прекрасные коттеджи. Причем планировка оговаривается заранее с будущим владельцем дома. То есть отработан механизм, по которому, сдавая жилье в стране выезда, переселенцы получают право и средства строить жилье на исторической родине. В Московской области строится чудесный поселок, в котором уже есть две улицы: Александра Невского и Дмитрия Донского. Со временем поселок станет городом и получит название Славгород ¾
славянский город.
У людей здесь совершенно удивительные лица ¾
счастливые. Чувствуется, что жители поселка гордятся своей Родиной, которая приняла их как родная мать, построила дома высочайшего качества, позаботилась о рабочих местах.
Хорошие взаимоотношения у переселенцев сложились и с местной администрацией. Хорошо бы так было и в других регионах России. Положительный опыт Московской области мы довели до правительства, порекомендовали ему заключить подобные соглашения и с Киргизией, и с Казахстаном и другими государствами, из которых выезжают русские. В конце концов, люди оставляют там все: работу, жилье, дачи, машины. Поэтому они должны получать компенсацию от страны, из которой выезжают.
Государство и миграционная политика
С сожалением должен констатировать: миграционная ситуация в России продолжает ухудшаться. Основная причина ¾
отсутствие единой государственной миграционной политики и единого координирующего государственного органа, который бы непосредственно занимался миграционными проблемами. Сейчас функции упраздненного Министерства по делам Федерации и национальной миграционной политики переданы трем ведомствам: МИД, Минэкономразвития и МВД. А вообще ¾
прямо или косвенно ¾
этими вопросами занимаются более 20 министерств и ведомств. Каких положительных результатов можно ожидать в такой ситуации?
Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Совет переселенческих объединений в свое время ставили вопрос о статусе федеральной миграционной службы. По нашему мнению, его необходимо поднять до уровня министерства, чтобы как можно лучше использовать позитивный потенциал миграции на пользу России. В Россию уже вернулось 8 миллионов человек. Многие ¾
со средним специальным и высшим образованием, специалисты высокой квалификации. Это очень активные люди, им нужно утверждаться на новом месте. И если бы Россия проводила грамотную миграционную политику, она могла бы получить еще больше очень хороших граждан, занимающихся не разрушением, а созиданием.
В свое время мы направляли письмо Владимиру Путину, тогда еще премьер-министру, в котором предлагали создать Министерство по делам миграции, а раздел " Миграционная политика " включить в бюджет отдельной строкой. Мы также предлагали создать правительственную комиссию, которая бы аккумулировала возможности трех ведомств, занимающихся вопросами миграции и переселенческих объединений ¾
министерства обороны, МЧС, Федеральной миграционной службы ¾
и территорий ¾
органов местного самоуправления.
К нашему мнению не прислушались и создали Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики. Оно подготовило концепцию миграционной политики, которая должна была утверждаться в правительстве, вопрос о миграции должен был выноситься на заседание Госсовета. К сожалению, министерство вскоре тоже упразднили. Заседание Госсовета отложено. Федеральная миграционная программа ликвидирована. Справедливости ради должен сказать, что в 2002 году финансирование все-таки увеличено примерно в 2 раза, в основном, на решение проблем беженцев из Чеченской Республики. Им выделяется 2,6 млрд. рублей из 4,3.
После терактов в США 11 сентября наши руководители стали меньше думать, как обустраивать соотечественников и больше о том, как бороться с террористами, прекратить нелегальную миграцию. Эта проблема действительно существует, и ею, безусловно, надо заниматься. Однако Государственная Дума, Совет переселенческих организаций озабочены сложившейся ситуацией. Мы хотим понять, куда повернется вектор государственной миграционной политики? Неужели в сторону запрета? Перестанем пускать русских в Россию? Подобные тенденции имеют место. В 2001 году миграционный приток в Россию оказался самым низким за 10 лет. Это не случайно: на его пути установлены административные барьеры. Наши соотечественники ¾
бывшие граждане СССР, этнические русские ¾
считаются иностранцами, их приезд в Россию затруднен. В связи с постоянными реорганизациями затруднено и получение финансовой помощи.
Государственная Дума приняла специальное постановление " О предотвращении нелегальной миграции и упорядочении миграционных процессов " . На одном из заседаний Совета переселенческих объединений мы рассмотрели вопрос о ходе создания новой структуры управления миграционными процессами.
Заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев доложил нам о том, что, по всей вероятности, при МВД будет создан комитет по делам миграции, сохранен кадровый состав работников, территориальные органы. Это очень важно, поскольку сегодня идут бесконечные споры между МВД и Минэкономразвития за численность работников. Пока они выясняют отношения, мы теряем квалифицированные кадры, а страна в целом, общество ¾
трудолюбивых, высокопрофессиональных, активных граждан, способных придать новый импульс развитию российской экономики, заселить пустующие земли, возродить заброшенные российские деревни и увеличить численность населения России.