Отметив, что бюджетная политика нуждается в совершенствовании, президент выделил следующие проблемы: сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений; отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы; высокий уровень номинальной налоговой нагрузки; сохраняющаяся сильная зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры; краткосрочность бюджетного планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики. На решение данных проблем, говорится в послании, в 2002-2003 годах должны быть направлены усилия всех ветвей власти. Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности.
Бюджетный кодекс должен четко определять границы сектора государственного управления, распространять на все его операции единые требования бюджетной классификации, разграничивать полномочия оплаты государственных (муниципальных) обязательств по уровням бюджетной системы, основываясь прежде всего на разграничении собственности, порождающей конкретные обязательства. В бюджетный кодекс, по мнению президента, должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.
В 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности. За последние два года, считает президент, удалось преодолеть негативную практику предыдущих лет, когда проекты федеральных законов, касающиеся изменений в налоговом законодательстве, вносились в парламент и рассматривались одновременно с проектом закона о бюджете. Теперь нужно сделать следующий шаг -
обеспечить внесение необходимых изменений в налоговое законодательство не позднее первого квартала года, предшествующего году вступления таких изменений в силу.
Следует также сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, предусмотреть возможность выбора субъектами малого предпринимательства режима налогообложения, в том числе упрощенного и облегченного, заменяющего стандартную налоговую систему и не требующего ведения сложного учета.
В нынешнем году необходимо завершить разработку глав Налогового кодекса РФ, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость. В качестве подготовительного этапа к его введению необходимо определить принципы и порядок учета и оценки недвижимости в целях налогообложения. Для этого необходимо, уверен президент, перейти к использованию механизмов, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств.
Существующая система межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях. До сих пор основное внимание уделялось механизмам перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и между регионами. Сейчас стоит задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней.
Президент, в частности, предлагает отказаться от принятия на федеральном уровне решений, налагающих на территориальные бюджеты расходные обязательства без определения источников их финансирования. Основные функции определения размера, структуры и порядка расходов, финансируемых из этих бюджетов, должны быть переданы региональным и местным органам власти.
Региональным и местным органам власти следует провести дополнительную мобилизацию доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности), а также оптимизацию расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых обязательств. Необходимо также условия оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих субъектов Российской Федерации, муниципальных служащих привести в соответствие с федеральным законодательством.