Литературный мир с некоторых пор огораживается
от жизни глухой стеной, становясь уж заплывшим в своих пряных дурманах
островком, где нет других забот, кроме изящной словесности. Некогда
отечественные, журналы превращаются в филологические журнальчики, где
литературное событие - это как взращенный в филологической колбе цветок.
В этой искусственной атмосфере - или в этой
атмосфере искусственности - даже в написанном всерьез, даже у
писателей с громадной своей судьбой, убивается серьезность, а судьба
растворяется как ничего не значащая. Так странно и чужевато читать
филологические изыскания Солженицына в "Новом мире". "Литературная
коллекция" явилась почти сразу после запрета его публичных телевизионных
выступлений, то есть фактически после запрета на публицистику Солженицына.
Благообразный же либеральный журнал давно как-то брезгливо не касается
реальной жизни, зато с избытком печется о природе или заведомо
безнаказанно философствует о будущем России. Радели в "Новом мире", как
бы не осушилось вдруг Каспийское море, а в то время лились реки крови в
Чечне. Публиковали геополитические утопии, а миллионы русских уже томились
без родины в новых чужих странах, брошенные на произвол судьбы.
Но если у Солженицына есть много возможностей для того, чтобы
высказать свои убеждения и вопреки запретам, и помимо "Нового мира", то
ведь у "Нового мира" кроме Солженицына никого и ничего за душой нет. Что
автор "Одного дня Ивана Денисовича" предстал на страницах журнала в
качестве степенного лектора - это имеет в наше время вид такой же, как
если бы Толстого приглашали в дворянское собрание "почитать о Пушкине".
Где ничто и никто не нарушит покоя благородного трусливого собрания и
не смутит их напудренных благородий. Сословие литераторов из "Нового мира"
могло б устраивать уже и благотворительные балы да обеды; обед в пользу
бездомных, обед в пользу изувеченных на войне солдат и так далее...
Выпьют наши просвещенные консерваторы по фужеру шампанского - упадут как
с неба "поручику Петрову" костыли.
А в то время за стенами литературного мирка
бродит "свинцовая мерзость жизни", не пущенная даже на порог, потому что
место ей - ну хоть бы в злачных подвалах газет, где о смерти не одного
несчастного написано было почти теми словами: "Испортил песню,
дурак..." А что там было, что сказала нам эта жизнь и смерть, того уж
не услышим мы из газетных этих подвалов, где есть только одна циничная
псевдонародная хроника убийств, поджогов, обманов, грабежей и тому
подобного; кунсткамера, ярмарка продажная уродов и уродств.
У нас с самого начала было заложено в
словесности такое вот противоречие, была такая дикость: просвещенные люди
писали и говорили на чужеродном, французском языке. Уже по одному этому
можно постичь пропасть отчуждения и презрения не столько к народу,
сколько к самой ж и з н и, что океаном омывала игрушечные островки дворцов
да усадеб. Как раз с простонародьем была и душевная связь: эту
близость отеческую рождали частые войны, что кровью пролитой роднили
дворянство с простонародной средой солдат. Достоевский указал еще одно
место русского общежития - каторгу. Но общей жизни,
общей земли и воздуха, казалось, не могло возникнуть.
Однако это о б щ е е возникло - и только в
русской литературе. Возникло, как идеал, даже точней сказать - как тоска. С
этой тоской по общем у пишет Радищев "Путешествие", где
одинаково достается разоблачений и мужикам, и барам; это же, подспудно,
стало и русской тоской "по Богу", по правде, по истине. Но что надо
понять - нравственный императив этого духовного переворота: стали писать
о тех и за ради тех, кто даже и не мог-то, не умел читать. Но для целого,
для обретения смысла жизни общей требовалось, чтобы тот, о ком и ради кого
пишется, и сам бы узнал, постиг - прочитал. И в литературе нашей было
всегда два генеральных направления: одно покоряло океаны русской жизни,
неведомые, рассказывая просвещенному сословию буквально о том, что
"варится в горшочке на ужин" у сапожника или плотника. А другое -
учило сапожников и плотников читать, просвещая их невежество, создавая
уже в среде простонародья этот просвещенный слой.
Вся эта, если хотите, схема, справедлива до
наших дней. И если "Новый мир" времен Твардовского был протестом, то более
глубоким по своей сути: интеллигенции стало нравственно необходимо
понимать, знать, чем жив народ, порабощенный колхозами и скрытый от
глаз за парадными картинами потемкинских деревень... Деревенской
прозой зачитывались не крестьяне, а учителя да инженеры.
Написанное расходилось родными, сильными волнами по простору России.
А без всей России не мыслили себя, своей судьбы - ни Солженицын , ни
сам тот журнал.
Но как просто оказалось теперь новообращенным в
литературу существовать именно что без России, закупориваясь от нее в
своих филологических колбах .
Миссия русской литературы в том, чтобы из всех
сил противиться быть литературой, - и она говорила за "тварь
бессловесную". Она образует историю, которой нет как осмысленного и
целого из-за нескончаемой череды исторических катастроф. Она
образует народ, которого нет как нации - как нет даже имени русского
народа в названии построенного на его крови государства. Она образует
собой океанский простор жизни, где нет в свой черед одного для всех
Закона, Справедливости, Суда. Она же образовала самое ценное и общее, что
есть в России - культуру. Но уничтожать ценности этой культуры в силах
только те, кто умеет читать и писать, да еще и знает в этом толк. Точно
так, если вы говорите о падении нравственности в обществе, то это
значит, что меньше ее стало в людях, ранее бывших или считавших себя
духовными, нравственными: никто другой не виноват, потому что все другие
всегда и жили своей суетной грешной жизнью, думая только о хлебе
насущном, но, между прочим, почитая господ литераторов выше себя.
На писателей, на деятелей литературы, и в
советское время глядели как на начальников - почтительно, но без
особого доверия и любви. Бесконечно были они далеки от народа, но и
люди земли, труда - бесконечно были далеки от тех, кто жил подальше от
заводов да скотных дворов. Наше время наращивает эту чужесть с новой
силой - с энергией социального и культурного обновления. Но эта энергия
(и в обществе, и в культуре) направлена не на созидание общего, а
на расслоение и обособление.
Новым же оказывается давно забытое старое: варварство
хижин и дворцов.