Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"

Русский переплет

Обозрение

СЛОВО

Владимира Березина

Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Золотые прииски Юлия Андреева  Кошачий ящик Василия Пригодича  Нелитературная коллекция Олега Павлова 

18.12.2001
18:47

Слово о сакральной карте

11.12.2001
22:46

Слово о ремонте

06.12.2001
10:05

Слово о Доу-Джонсе

04.07.2001
12:28

Слово о мороженом

21.06.2001
12:22

Слово о сбыче мечт

19.06.2001
13:39

Слово о блокадницах

28.04.2001
14:23

Слово о крыше

22.04.2001
12:37

Слово о кепке

19.04.2001
10:29

Слово об иронии

    Есть такая старая история - один молодой человек обманул поэта, притворившись не тем, чем он был на самом деле. Молодой человек боготворил этого поэта, и все же сыграл перед ним роль пресыщенного денди .

    Поэт написал статью о новом поколении, а молодой человек до конца жизни - он сгинул в конце тридцатых годов - помнил об этой встрече.

    Молодого человека звали Сметанич, он придумал себе новое имя - Стенич. А поэт был - Александр Блок. История эта хорошо известна.

    Николай Чуковский вспоминал про своего друга Стенича: "Он благоговел перед Блоком, знал все им написанное наизусть - все три тома стихотворений, и поэмы, и пьесы. Для него Блок был гений, и притом из всех гениев человечества - наиболее близкий ему душевно; когда он читал кому-нибудь стихи Блока: он поминутно снимал очки, чтобы вытереть слезы. Встреча с Блоком была для него грандиозным событием".

    Дело в том, что сначала Стенич принялся читать Блоку свои стихи. "Слов не было, не было и звуков" - вспоминает Блок. Стихи были дурны.

    Почувствовав, что они не произвели впечатления, Стенич решил именно произвести впечатление. Текст был подменен акцией. Двадцатилетний собеседник Блока превратился в денди. Тогда, кстати, это слово писалось - "дэнди".

    Мистификация удалась. Стенич был образованным и умным человеком. Обладая хорошим литературным слухом, он сумел воспроизвести ту унылую ноту, которую тянули русские денди образца 1918 года. Блок поверил, что перед ним - усталое, вымороченное племя. Потерянное поколение петербургской богемы. Для Блока неизвестный поэт был так же удивителен, как для нынешнего писателя-шестидесятника сутолока рейв-пати. Речь идет о компьютерной литературе, и, разумеется, она выделяется не по способу писания, (мои слова пишутся тоже не стилосом), а по способу мышления. То, что называется постмодернизмом, можно было хотя бы оспорить, хотя бы - прочитать. Но на смену ему приходит нечто иное. Был такой хороший пример - "Птюч", кажется, куда-то сгинувший или существующий поныне. Он обладал всеми признаками нового стиля - отменной версткой и полиграфией, обязательным набором рубрик - музыка-мода-компьютерные технологии (последнее в облегченном варианте) и удивительной пустотой, вызывающей даже некоторое забавное недоумение. Оно было сравнимо с пустотой в желудке, которую спустя четверть часа ощущает человек съевший мешок поп-корна. Ничего дурного в поп-корне нет, при сильной моей нелюбви к его запаху, но обидно представлять себе будущее кулинарии, заключенное в поп-корне. Но эта пища все распространяется, плодится да множится. А хрустальная нота той литературы, что имеет настоящий вкус, уходит туда, где она жила пять-семь веков назад - в монастырь.

    Выстуженной зимой 1918 года, идя по петроградской улице, Блок пытался сохранить в себе внутренний порядок и столкнулся с человеком, этот порядок отрицающим - спокойно и безмятежно. На изломе fin de siиcle легко впасть в соблазн исторических параллелей. В конце каккого-нибудь века легко говорить о конце чего-нибудь, хотя на деле ничего не кончается: " Мы знаем одно: что порода, идущая на смену другой нова; та, которую она сменяет, стар; мы наблюдаем в мире вечные перемены; мы принимаем участие в сменах пород; участие наше, большей частью бездеятельно; вырождаемся, стареем, умираем; изредка оно деятельно: мы занимаем какое-то место в мировой культуре и сами способствуем образованию новых пород". Это странный, но вечный процесс, хотя литература перестает быть центром общественного притяжения. Она не умирает, нет; но искусство слова перестает быть престижным. Слово замещается представлением, провокацией. Превращенная литература тяготеет к спектаклю.

    Мистификаторов довольно много, они уже не притворяются пресыщенными. Пресыщенным быть просто. "Мы все - наркоманы, опиисты; женщины наши - нимфоманки. Нас - меньшинство, но мы пока распоряжаемся среди молодежи..." - блоковская цитата почти не нуждается в комментариях. Сравнения напрашиваются сами собой.

    Теперь на смену денди пришла иная мода - виртуальная реальность. Дело умное, требующее хорошей головы и хорошей техники - в прямом значении этого слова. От самой совершенной техники до приставок к телевизору. Пишется - "dandy". Дело хорошее - в меру, как медицинские препараты.

    Беда в том, что потребительское светское общество, оставив малопрестижную литературу, не оставило своих привычек. Привычки, сохранившись, создали удивительную смесь французского с нижегородским в среде виртуальной реальности. А самыми простыми случаями виртуальной реальности давно стали средства массовой информации и светская жизнь. Впрочем, это одно и то же.

    Выросший в безумное десятилетие девяностых на русской почве чудной кактус западной party удивительно напоминал блоковское описание первой революционной зимы с неестественными людьми, с прокуренным клубом, с авторской ремаркой "В "артистической" выстрелов слышно не было". Это был неосмысленный, нетворческий перенос чужой эстетики в пространство неожиданностей, страну невероятного. Получалось неестественно и неуклюже, как в давнем неприличном анекдоте, где донорская задница отторгает пациента. Новый русский (почти метафора) литературный дендизм с джойстиком в руке и CD-ROM вместо зеленой гвоздики в петлице - явление не очень продуктивное. Пока. Потому что питательный бульон уже булькает, совершают в нем броуновское движение какие-то частицы.

    Время идет, настораживает лишь одно - отсутствие созидательного действия. Пока можно только надеяться - на будущее.

    А игра со словом замечательна тем, что имеет правила. Даже если это правила новые, только что выдуманные. Стенич, мистифицируя Блока, играл с понятиями культуры. Он был человек образованный, внимательный к собеседнику - не без жестокости. Он был переводчиком, литературно одаренным человеком, в конце концов, он все время работал - во всех смыслах этого слова.

    Современный же литературный дендизм удивительно собой доволен. Он не утруждает себя интеллектуальной игрой, довольствуясь игрой просто. Блок пишет в "Иронии": "Перед лицом проклятой иронии - все равно для них: добро и зло, ясное небо и вонючая яма, Беатриче Данте и Недотыкомка Сологуба. Все смешано, как в кабаке и мгле". При известной терпимости можно принебречь имморализмом, однако нельзя принебрегать отсутствием правила, той логики, требованием которой заботился Михаил Кузмин: "Пусть ваша душа будет цельна и расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны) пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание - лирическим и фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление - что хотите, но, умоляю, будьте логичны да простится мне этот крик сердца! - логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе".

    Итак, речь идет именно об отсутствии логики, как сдерживающего хаос начала. Сама же по себе борьба с хаосом, создание упорядоченного объекта и есть творчество. Беда в том, что за этим мало мысли, за этим нет текста, слова. Не видно игры мысли - может, она ловко скрывается, но что-то уж чересчур ловко.

    Заканчивались "Русские денди" так: "Это очень тревожно. В этом есть тоже, своего рода, возмездие".

    Всегда возникает естественный вопрос об уровне культуры, которая идет на смену. Это вечный вопрос. Можно заметить только одно: Стенич был очень умен. Нынешние мистификаторы ему проигрывают.

     

17.04.2001
21:08

Слово о спокойствии

12.04.2001
00:48

Слово о подплаве

05.04.2001
10:50

Слово о Будде и белом ките

19.03.2001
19:58

Слово о забытых путевых терминах

26.02.2001
11:03

Слово о пользе чтения газет

11.02.2001
23:28

Cлово о туристах и банкирах

09.02.2001
13:05

Слово о толкиенистах

28.01.2001
12:28

Слово о Хрюке

20.01.2001
09:08

Слово о физиках и лириках

15.01.2001
00:08

Слово о национальной принадлежности колдунов

16.12.2000
11:58

Слово о самоотвержености

1|2

 

Архив Обозрения Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's Top100 TopList SpyLOG Aport Ranker