08.03.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.03.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.03.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.03.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2001 |
Север-Юг: размышления после прочтения рассказов Евгения Бузни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.01.2001 |
О творчестве О'Санчеса
То, что он пишет о себе, ясно по определению, но что же он о себе пишет? Понять это не всегда просто, почти каждому писателю неловко говорить о себе прямо, посему он мнется, дрожит и говорит обиняками. Есть такой метод расчета сложных конструкций, прикладывают произвольнуя нагрузку и смотрят, как сия конструкция перекосится и что из этого будет следовать. Попробуем применить этот метод к роману "Кромешник". Предположим произвольно, что автор описывает горькую судьбу своего недюжинного таланта в условиях русской действительности. Для этого условному персонажу - вору - дается условный талант - способность лихо драться. Так как автор не очень хорошо знает русский уголовный мир, действие переносится в несуществующую страну, где его невежество не будет столь заметным. То, что автору известно понаслышке о русских ворах, разбавлено в романе книжной информацией об американских и прочих бандитах. Прием этот в литературе не нов, достаточно вспомнить страну лилипутов. Почему же все-таки вор, да еще способный отлупить кого захочет? Дело здесь все в той же шинели, из которой русским писателям никак не выйти. Писатель С. беден, ему хочется ромштексов с оливками, а денег нет. Поэтому его герой, вор, не только служит инструментом для изображения ситуации с авторским талантом, но и постоянно ест ромштексы и находит кучи денег, валютой и ценными бумагами. Мечтой писателя является все та же шинель, которая укроет от неуютного и враждебного мира и даст расцвести таланту. Он объединяет в себе сразу заказчика и портного, шьет себе двухтомную шинель и с надеждой смотрит в будущее. Действительность, похоже, шинель отбирает, помещает ее на бесплатный сайт, а печатный вариант расходится туго. Казалось бы, все сделано, чтобы понравиться массовому читателю. Ничто так не греет душу затурканному обывателю, как герой, способный надавать тумаков сильным мира сего. Шинель, однако, требует выкройки, а писатель С. этим пренебрегает, надеясь только на свой талант. Ошибка его совершенно элементарна - чтобы обыватель был счастлив, выкройка требует мордобоя через каждые десять страниц, а в романе это происходит в пять раз реже. Шинель не получилась, но как быть с литературой? Здесь автор более удачлив, так как талант его достаточно ярок и способен гореть ровным огнем даже на ветру сегодняшней словесной неприкаянности. Мелодия флейты звучит то затихая, то заставляя ребра читателя резонировать с новой силой. Действительно, многие из искушенных читателей имеют свои таланты, которым, как и таланту С., в этом мире приходится несладко, особенно если они еще и лишены особого и довольно некрасивого таланта к драке. В романе вор убивает другого вора - интеллектуального жулика с говорящей фамилией Коррадо. Возможно, убийство обозначает примат таланта словесного, литературного, над интеллектуальным, возможно, это попытка вторгнуться в другие сферы. Здесь, однако, автора подстерегает катастрофа. Возможно, ключевым моментом романа является следующее рассуждение: "Случаются и герои. Но кто трус, кто герой - определяет только жизнь и только задним числом. Повторится ситуация выбора - и герой, и амеба вновь окажутся на равных стартовых позициях (герои знают об этом)". Автор не знает, что основа героизма интеллектуальна. То что идет не от ума называется как угодно - храбростью, мужеством, даже авантюризмом. Все это действительно не повторяется, а иногда случаются более непрятные вещи - храбрые трусят. Настоящий героизм требует холодной и блестящей храбрости ума, что совершенно отлично от обывательского представления о храбрости. Подлинный героизм не ржавеет, оставаясь без употребления. Герои знают об этом, но писатель С. не знает. Блестящий литературный талант несовместим с обывательским представлением о жизни. Можно было бы сослаться на молодость автора, на то, что мудрость еще придет, но в этом всегда есть какая-то доля сомнения. Впрочем, это интересно. Книги С. следует покупать и читать, чтобы узнать правду о его внелитературных способностях. Все потому, что самым главным и самым редким человеческим талантом является ум.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.01.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.01.2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.01.2001 |
Если на сайте есть астрологический прогноз, то там сидят посредственности |
Архив Обозрения | Добавить статью |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
![]() |
© 1999 "Русский переплет"