"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева
28.03.2002 |
|
29.11.2001 |
В ожидании Гордона
В ожидании Гордона Надо сказать, много можно увидеть интересного и полезного для понимания происходящего. 13 ноября я включил канал НТВ и в передаче "Ночной разговор с Александром Гордоном" увидел, по выражению некоторых либеральных журналистов " людей в черных халатах. Я узнал в них Михаила Ардова и Иннокентия Павлова. Хотя они и были с наперсными крестами, я, все же, не рискну назвать их священниками. С Ардовым я был знаком в бытность его священником Московской Патриархии. Потом он был у "зарубежников", затем под Валентином Суздальским┘ Теперь он то ли "катакомбник" то ли┘ Трудно уследить за его перебежками по различным юрисдикциям, да и нужды нет. У Гордона он представлял ортодоксальное крыло и выступал поборником незыблемости церковных канонов. Иннокентий Павлов - противоположное, либеральное - новообновленцев, требующих реформ: перехода на современный богослужебный язык и прочих новаций. При заявленных позициях диалог был изначально невозможен. Я с трудом представляю митрополита Иосифа Петровых, отказавшегося идти на какие либо компромиссы с безбожной властью, благодушно беседующего с вождем обновленцев лжемитрополитом Введенским, злонамеренно разрушавшим Церковь в угоду большевикам. У Ардова же с Павловым богословствование получилось вполне, я бы сказал, миленьким. Они напомнили мне героев драматурга Островского - хорошо погулявших купчиков после проведенной к обоюдному удовольствию сделки. -Помилуйте, ваше степенство, анисовая невпример зело хужее полынной будет. Тут и спорить резону нет. особый. Но не всякому дано понять-с. Вот так приблизительно они толковали о проблемах Церкви. Студия, в которой происходило это действо, была очень убедительно задекорирована под преисподнюю. Все темное было черным, а светлое - красным. И если обычно студия ярко освещена, а ведущий просто купается в море света - тем самым зрителю дают понять, что он является яркой фигурой, то в этой программе ведущий был практически не видим. На протяжении двух часов он оставался в тени. И это не метафора. Он сидел в густой черной тени, а когда контур его фигуры попадал в полосу красного света, то был виден профиль бритого Мефистофеля. Говорил он приятным, хорошо поставленным голосом. Время от времени закуривал и стряхивал пепел в баночку, стоявшую на полу. Струйка сигаретного красноватого дыма на фоне наперсного креста вызывала ощущение полной фантасмагории, но отцы - телегерои нисколько не были смущены этим воскурением "фимияма бесовского". Я был очень заинтригован увиденным новаторством. До сих пор на отечественном телевидении ведущие не курили, да и в багровом освещении пока не нуждались. Дым и полумрак, правда, певцы давно используют, но "шоу-токари" в своих бесконечных "ток-шоу" все-таки от яркой "лампочки ильича" пока не отказывались. При этом невидимый ведущий вел беседу умело. Речь его была интеллигентна, суждения умны. О введении в России ИНН и о глобализации он говорил со знанием сути проблемы и как противник грядущего всемирного тоталитарного царства. И чего уж никак нельзя было ожидать от работника НТВ, так это критики современной Америки. Г-н Гордон заявил, что правительство США умышленно делает систему образования в собственной стране примитивной, так как примитивами легче управлять. И если современные телеведущии отличаются невоспитанностью и отсутствием культуры (в традиционном, а не современном понимании), то г-н Гордон вместо привычного поверхностного всезнайства показал изрядную образованность и умение вести беседу на хорошем уровне. Курение в студии и избранная стилистика меня все же раздражали, но потом мне стало ясно, что для своих визави антураж он придумал не случайно. Мне ужасно хотелось увидеть его лицо. "Гюльчатай, открой личико", - просил я словами известного киногероя Петрухи, хотя и догадывался, что под паранджой вместо Гюльчатай может оказаться Абдула. Но нет. Не открыл. На следующий день, вернее в полночь, я снова подсел к своему "ящику," поймал г-на Гордона и снова просидел до двух часов, не в силах оторваться от "голубого экрана". На сей раз Гордон беседовал с психоаналитиками. И снова показал изрядную осведомленность. Личика он снова не показал, но мне уже не очень хотелось. А захотелось мне разобраться в феномене появления этого господина на отечественном телевидении. Поэтому и третью ночь я провел за тем же занятием. На сей раз его собеседниками были биологи. И снова хороший уровень и умение держать зрителя подле экрана до полного его угасания , когда мрак из подкрашенного в кровавый багрянец превратился в мрак кромешный, из которого еще некоторое время доносился знакомый завораживающий голос. На четвертую ночь я на связь не вышел┘ Стало понятно, что и с физиками, и с джазменами, и с индийскими факирами господин Гордон сумеет поговорить. ⌠Так вот ты каков, человек третьего тысячелетия", - сказал я сам себе и попытался уснуть. Но сон не шел. Мне казалось, что выключенный телевизор продолжал работать. В "черном квадрате на фоне белой стены" невидимый Гордон показал личико Шехеризады и стал рассказывать сказку о Казимире Малевиче. Я решительно не хотел проводить еще 998 ночей без сна. Но ничего не мог поделать. Я попался. Гордон предложил мне поиграть в гессевский "бисер" и я невольно вступил в игру. Гордон сделал свой ход, его гости - ответный. Теперь очередь зрителя, то есть - моя. Детали трех ночных гордоновских разговоров вызвали почему-то ассоциацию с "Тремя Разговорами " Владимира Соловьева, вернее с заключительной их частью - "Повестью об антихристе". И было отчего родиться этой ассоциации. Ряженые священники, психоаналитики┘ совершенно очевидная тенденция, прояснившая предмет поиска ведущего и, так сказать, сферу его интересов. Я понимаю, что выборка моя совершенно случайна. Услышь я что-нибудь другое, скорее всего, переключил бы на другую программу или пошел спать. Но люди в священнических одеждах на НТВ появляются не часто. Это меня и удержало у телевизора. После первого ночного разговора с Гордоном, мне стало ясно, что на телевидении появился человек нового типа - пионер нью-эйджа, эдакий демиург, лепящий на наших глазах космогонический фантом. Это только кажется, что вопросы сменяют следуют друг за другом без видимой связи. Точно так же опытный психолог, задавая нелепые вопросы вынуждает человека полностью раскрыться. В отличие от своих коллег Гордон не оглупляет зрителя, не стремится рассмешить его во что бы то ни стало, показывая нелепые стороны жизни. Он копает глубоко и при этом дает возможность зрителю поиграть в интеллектуальную игру по правилам, которые можно придумать самим. При этом не каждый догадывается, что все это обилие вопросов-ответов-суждений умело загоняется в одни ворота. Итог двухчасовой беседы с биологами - человек слишком много о себе мнит. И набор хромосом у него не намного больше, чем у сверчка. (Стало быть, знай свой шесток). И организован человек хуже, чем крысы и волки. Агрессивность же его, не в пример агрессивности у животных почти всегда не оправдана. Беседа с психоаналитиками дополнила эту картину. Все проблемы у человека связаны с его ⌠нижним этажом■. И хотя ⌠психо■ от греческого ⌠психея■ означает ⌠душу■, ее-то, родимую, господа фрейдисты лечат исключительно через ⌠причинное■ место. Было очень откровенно рассказано, как психоаналитики взламывают ⌠подсознанку■, находят скрываемый пациентом от самого себя и окружающих источник комплексов и фобий и только им известными способами достигают излечения. Из способов был упомянут только гипноз. Критерием успеха такого лечения считается налаживание нормальной половой жизни. А степень ⌠нормальности■ проверяется самими ⌠специалистами■. Один из фрейдистов очень вдохновенно рассказывал о любовных восторгах, которые он испытывает со своими пациентками. Такого, по его уверению, никто никогда испытать не может. Это дано только психоаналитикам. И он не солгал. Вводя пациентку в гипнотический транс, ей внушают, что она наконец-то обрела то, что безнадежно искала всю жизнь. Вот он - тот самый недостижимый идеал - рыцарь на белом коне. И коня ей покажут, и ржание его будет долго звенеть в ушах бедной дамочки. Ей хорошо. Но фрейдисту гораздо лучше - он помимо удовлетворения сексуальной страсти получает еще и наслаждение от преодоления собственных комплексов: от комплекса неполноценности до садистического. Ведь в обычной жизни Надо отдать должное господину Гордону - он без ⌠элексира правды■ ⌠расколол■ своих гостей. Один из них, рассказывая о собственных экстатических восторгах, наговорил лет на 15, а то и на всю "вышку"(по доперестроечному уголовному кодексу), поскольку признался во многочисленных изнасилованиях с использованием запрещенных технологий. В народе они называются колдовством. И так, биологи о душе не говорили - это не по их департаменту. Психоаналитики проблему души свели к сексу. (Во всяком случае, в разговоре с Гордоном). Ну а священники, которым, казалось бы, только о ней и говорить, были ⌠раскручены■ ведущим на совсем иные темы. Надо признаться, он пытался говорить с ними и об очень важных предметах, но сами господа ⌠отцы■ уж больно хотели побалагурить. Кстати, у фрейдистов Гордон спросил: ⌠Чем отличается исповедь от психоанализа?■ При этом он сообщил, что сам иногда забегает в церковь и исповедуется. Ответ последовал незамедлительно: ⌠исповедь не лечит, а мы лечим■. Что тут возразить? Если исцеление - это налаживание ⌠нормальной сексуальности■, то, конечно, Церковь - не конкурент психоаналитикам. Зато Ардов и Павлов были вполне конкурентно способны. И по манерам и по лексике они ни чем не отличались от фрейдистов. Видно было, что это люди одного круга, а, главное, - одного духа. Они вполне могли поменяться с ними местами: Павлов со знанием дела поговорить о комплексах, а Ардов о либидо. Они и друг с другом могли поменяться местами безо всякого вреда для увлекательности беседы. Мило улыбаясь, Павлов начал с того, что назвал Московскую Патриархию ⌠клептократической организацией■ - то есть воровской. ⌠Непремиримый оппонет■ Ардов перебил его, похвалил удачный термин и добавил: ⌠Я называю ее - казнокрадократической■. Тут они с полминуты очень довольно поулыбались друг другу и продолжили в том же духе. Откровенно говоря, я не понял чему они радовались, заговорив о теме далеко не веселой. Термины они изобрели совершенно не удачные и не верные по сути. К государственной казне Церковь не допущена. А что до собственной, то как можно у самой себя украсть? Если же говорить о сребролюбцах, которые имеют возможность прибирать к рукам церковные деньги, то их нужно назвать как-нибудь иначе. И уж совсем не понятно, зачем об этом говорить на телевидении, да еще на канале, основной корпус зрителей которого определенно представлен людьми не церковными. Я уж умолчу о том, что бывший его хозяин Гусинский объявлен в розыск, как аферист мирового масштаба. А что до клептомании, то тут господину Павлову без психоаналитиков не обойтись. Есть у них такой термин ⌠перенос■. Это когда, как говорят в народе, ⌠у кого чего болит, тот о том и говорит■. Это когда вор идет в милицию, чтобы профессионально искоренять воровство, когда постаревшая блудница начинает всех учить нравственности, когда люди, не знающие что делать с самими собой идут в священники и руководители. Иннокентию Павлову не стоило бы на всю страну говорить о клептомании. В Петербурге еще не все забыли историю о том, как он на несколько лет ⌠прервал учебный процесс■. В том, как построили Ардов с Павловым беседу было много от мастерства ⌠коверных■. Это, очевидно оттого, что Ардов в молодости писал для цирка. Писал он и для эстрады. Поэтому балагурил профессионально. О бедах Церкви рассуждал так же весело, как фрейдист о дамочках и обманутых мужьях. Павлов, слушая своего оппонента, сиял от радости. Улыбка не сходила с его лица. Я сначала погрешил на отечественных стоматологов, ан нет - глаза сияют. И окулисты тут не при чем. Эта парочка напомнила мне известных эстрадных хохмачей Тарапуньку и Штепселя. Если бы они встали, то сходство было бы еще разительнее. Долговязый Павлов и короткий Ардов - парочка и впрямь на заглядение. Они, по сути, открыли новый жанр ⌠богословской эстрады■. И псевдонимы искать не нужно. Миша и Кеша. И звучит хорошо, и запоминается просто. Павлова на экране я увидел в первый раз. А вот Ардова приходилось видеть на том же канале и прежде. С легкостью и не без остроумия он рассказывал людям Гусинского о церковных правилах и постановлениях Вселенских соборов. После одной такой передачи сразу стали показывать жуткое непотребство. Не думаю, чтобы Гусинский был знатоком Номоканона - свода церковных правил. Просто и к Ардову, и к Глебу Якунину он относился, как к своим единомышленникам. Иначе бы их за версту с наперсными крестами к НТВ не подпустили. Они для него были и полезны, как разрушители Церкви, и интересны, как говорящие попугаи, которых покупают за большие деньги, обучают сквернословию и показывают гостям для потехи. Не стану комментировать все, о чем они говорили. Но о набившей оскомину теме современного богослужебного языка все же скажу. Ну, хотите вы служить на современном языке, служите. Только для тех, кому нравится. И не мучайте православных переводом Аверинцева и прочих пиитов. Ведь текст-то чудовищный. Несколько лет тому назад я случайно зашел к Кочеткову во время ектиньи и услыхал: ⌠О хорошей погоде и большом урожае Господу помолимся!■ и тут же выскочил, умоляя Господа ⌠благорастворить воздухи и избавить нас от иноплеменных■, которым ненавистно все, что нам дорого. Но неужели так трудно понять церковнославянский богослужебный язык? Не понимаешь - поучись, спроси рядом стоящего в храме. Слава Богу, половина прихожан теперь могут быть катехизаторами. Проблема не в тексте. Просто интеллектуалы не могут составить его талантливо. Проблема в душах. Вам по-прежнему нужны великие потрясения. А нам дорого Церковное Предание и дивной красоты службы на поэтичном церковнославянском языке. Дай вам волю, так вы и Тайную Вечерю вслед за англичанами назовете ⌠последним ужином■ и петь будете про последний ужин под Вертинского. В господах церковных революционерах больше всего поражает дурновкусие. Формально они не бесталанны и, по-своему, образованы. Но, как неоднократно отмечено, грех Хама, смеющегося над наготой отца своего, застилает духовное зрение. Говорить приходится только о степени помрачения. Болтая о нарушении церковных канонов, Ардов за один вечер нарушил несколько правил Двукратного Константинопольского Поместного Собора и Второго Вселенского, запрещающих обсуждать церковные дела с нецерковными людьми. И архиереев, не уличенных в ереси и не осужденных Собором, нельзя поносить. А что касается пресвитеров, по своему хотению перебегающих из одной юрисдикции в другую, так они извергаются за подобные деяния из сана. Поэтому я и не могу назвать собеседников г-на Гордона священниками.Конечно же, эти господа зачастили на телевидение не для того, чтобы с помощью нынешних хозяев НТВ что-то исправить. Это, опять-таки от тщеславия и комплексов... Неужели не понятно, что после 8О лет гонений на Церковь, когда священников, архиереев и простых верующих людей расстреливали и сажали в тюрьмы, и когда именем государства убивали духовно собственных граждан, надеяться на то, что в храмах будут собираться безгрешные люди не приходится. Люди приходят такие, какие они есть. Других нет. И из Зимбабве завозить не станем. Будем жить и работать с такими, пока Господь нас терпит. И молить Его об исправлении нас, окаянных и избавлении от ⌠пастырей■, которые бегают ябедничать к гусинским. А может быть они искренне полагают, что кто-нибудь из архиереев увидит их в телевизоре и начнет решительную борьбу с симонией во вверенной ему епархии и тут же пересядет из ⌠мерседеса■ в ⌠Волгу■. Но ведь Ардову с Павловым будет этого мало. Они потребуют, чтобы архиереи в полном облачении ездили на службу в общественном транспорте или заставляли своих иподиаконов рипидами ловить частников. Удивительно, что в беседе со ⌠священниками■ Гордон был умнее, корректнее и даже ортодоксальнее своих собеседников. Но выбор из среды московского духовенства он все же сделал не случайно. Будь они взаправду священниками, только при виде студии, в которую их пригласили, им бы перекреститься, да восвояси, сославшись на нездравие. (Как и полагается культурным людям, имеющим дело с не менее культурным ведущим, чтобы его не обидеть.) Ан нет. Не почувствовали серного флера.
Когда я все же под утро заснул, приснилось мне, будто нахожусь я в мрачном подземельи, освященном красным светом чадящих свечей. В углу под низким сводом на канцелярском столе 2 стакана и черная бутыль. По обеим сторонам стола стоят Ардов и Павлов в черных европейских костюмах с высокими желтыми колпаками на головах. У Ардова в руках дымящаяся сигарета, а у Павлова - тарелка с черной икрой. Ардов говорит: ⌠Вот так мы теперь служим, ваше высокопреосвященство. Все-то нас гонят. Только что и осталось - подвалы телестудии. Так что мы теперь новые нтв-шные катакомбники. Кого поминать благословите?■ -⌠Начинай с Валентина Суздальского и в обратном порядке всех, от кого сбежал. Да, Глебку Якунина не забудь. Он теперь тоже архиерей - епископ Содомский. 6 соток землицы под свою епархию прикупил на берегу Мертвого моря..." Откуда-то из противоположного угла раздается голос Гордона: ⌠Тема нашей сегодняшней передачи - реинкарнация. Мы беседуем с митрополитом Введенским■┘ При этих словах Павлов блаженно осклабился и достал из кармана панагию, некогда принадлежавшую митрополиту Антонию Мельникову. ⌠Вторым нашим собеседником будет■┘ Тут голос надолго замолк. Ардов резко повернулся и стал напряженно всматриваться в темный угол. ⌠Вторым нашим собеседником будет■┘ И снова долгая пауза. Никто не отозвался. И снова тишина. И тут из темноты раздался уже другой, не гордоновский голос. Это был пронзительный механический фальцет: "А бес тебя, дядька, знает кто ты такой". И тут я проснулся. Чур меня!
Р. S. Писать подобные тексты - дело душевредное. Признаюсь, писал я ⌠со страстью■ А теперь пребываю в странном смятении. С одной стороны мне хочется извиниться перед теми, кого уязвил. С другой - делать этого решительно не хочется. В медицине яд иногда используют в лечебных целях.Вести богословские споры с этими телеотцами - совершенно бесполезно. Поэтому я ответил в заданной ими стилистике. Может быть, ернический задор будет убедительнее безупречных богословских аргументов. В некоторой степени меня успокаивает то, что укусить я мог гораздо больнее, развив тему комплексов, но делать этого не стал. Укус мой был, поверьте, сдержанный. И яду я пролил, можно сказать, в гомеопатической дозе. Надеюсь, что это, как говорится, ⌠не к смерти, а духовной пользы для■.
|
26.04.2001 |
Господину Немцову - человеку и депутату
|
24.04.2001 |
|
1|2|3 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"