TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, антитрадиционных, скажем так, течений в живописи, расковался и принялся бесстрашно самовыражаться. А в этом “само” была вера в скорое построение коммунизма вопреки всему, что он видел в действительности. Например, вопреки инертности крестьян по отношению к предложению объединиться в колхозы. Вопреки перегибам власти в этом деле. (Он не слепой и не глупый карьерист-одобрямс.) – Это я имею в виду такую картину:

    Штеренберг. Митинг в деревне (Агитатор). 1929.

    От трезвости тут – эта однообразная пассивность сомнения крестьян. Все – как один. Класс единоличников, который не устранишь. От трезвости – перегиб в виде опрокидывающегося стола. Стол опрокидывается от душевного порыва агитатора. Он-то говорит вещи, как дважды два четыре, ясные, а до них не доходит. Он и метнулся вперёд.

    А художник на его стороне: он не даёт стакану наклоняться и разливаться, падая. В 1971-м обиженный на какую-то буксующую без толку советскую власть Гайдай, из желания выразить респект её противнику Бендеру, это с улыбкой повторил (упавший – стул незаметно утянул Киса – Бендер, встал, так и не расплескав полный вина бокал, который он держал перед падением). – Штеренберг на стороне агитатора всерьёз: как ровно написана голубизна абстрактного фона. Это о будущем неведомом, но благом коммунизме и пути к нему. И художник, и его персонаж не сомневаются в его наступлении. – Никакой доли насмешки.

    Но и никакой насмешки и над упрямцами крестьянами. Он – за исключением одной бабы, почти заслонённой – не лишил ни одного индивидуальности. Самый молодой, безбородый, смотрит вниз, соображая, – до него, кажется, начинает доходить расчёт. Одинаково бородатые остальные, но каждый не похож на другого, совершенно ещё не дошли до смысла. Женщина и вовсе загипнотизирована, видно, городским видом доброго молодца, агитатора.

    Художник всех понимает, потому что исповедует идеал Гармонии низкого и высокого. (До него не доходит, что такой идеал предполагает эволюцию в изменении низких людей к гармонии, тогда как объективно начался так называемый великий перелом – революционный, трагический.) И поскольку он этого не понимает, у него определённая живопись. Никакого хаоса мазков. Даже гладкопись, можно сказать. Нормативизм: все мужчины один другого красивее. Но натурализма ему не нужно. Откуда падает свет – не видно. На тенях художник не настаивает (одна есть от пиджака агитатора, другая – от локтя крайнего справа), но, по шее агитатора судя, свет не за спиной агитатора, а над и правее его головы. Словно к ним уже пришла лампочка Ильича.

    Понимал ли Штеренберг, что его идеал того же типа, что в Высоком Возрождении? – Наверно, нет. Потому что он себя чувствовал авангардистом, то есть отступившим от канонов классического искусства. То есть он искажает действительность (эта неопределённость источника света, места собрания, неразливающийся в падении стакан), тогда как Леонардо да Винчи стремился к иллюзионости в передаче того, что изображал.

    Но, определяя тип идеала, не надо зацикливаться на стиле. Лучше – на идеостиле. Уверенность в историческом будущем Гармонии была одинаковой и у Леонардо, и у Штеренберга.

    6 июля 2020 г.

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100