TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание.

    Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918.

    Чем?

    Какой-то симфонией, торжествующей согласованностью нижней части и непонятностью верхней. Вверху, судя по дате, вихри враждебные веют над РСФСР.

    Книга Луначарского вышла 1 января 1918 г. (http://lunacharsky.newgod.su/lib/dramaticheskie-proizvedenia/faust-i-gorod/). То есть до начала гражданской войны. То есть во время, можно сказать, анархическое. Если вспомнить, что анархия – это не хаос, как научили всех думать при советской власти, а отсутствие центральной власти.

    "Официальный лозунг „Вся власть Советам" облегчал этот процесс, позволяя региональным советам различных уровней — краевым, губернским, уездным и даже волостным и сельским — требовать независимой власти над подчиненными им территориями. <...> Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 „правительств"...” (Ахиезер. https://dom-knig.com/read_347375-60#).

    Анекдот в том, что Луначарский написал свою драму для чтения до 1916 года.

    "На русско-германском фронте братание впервые было зарегистрировано в октябре 1915 года… Массовое распространение братание получило в конце 1916 года” (Википедия).

    Недалеко было до создания солдатских комитетов.

    Но ещё больший анекдот в том, что Луначарский свою драму превратил в подтрунивание над самоуправлением. Он взялся переиначить конец книги Гёте. Там Фауст, обманутый Мефистофелем, умирает со словами, оговоренным в договоре о продаже души дьяволу. Здесь Мефисто терпит поражение от… ремесленников города, столицы герцогства, взявших власть в свои руки. И Фауст, переметнувшийся к ним, умирает победителем: он передал им своё изобретение, железного человека (прообраз роботов, сменящих человека на работе при коммунизме).

    Подтрунивание Луначарского состоит в акцентировании фатализма, присущего прудонизму. В самом деле:

    "У Гегеля, с философией которого Прудона познакомили М.А.Бакунин, К.Маркс, К.Грюн и А.И.Герцен, французский анархист почерпнул диалектику… учение о прогрессе и присущий этому учению фатализм, а также убеждение в важности самосознания в истории (самосознания у народа, у рабочего класса и т.д.)” (https://dom-knig.com/read_192363-36#).

    Прогресс, мол, неостановим.

    В результате у врагов ремесленников всё не получается, а у самих ремесленников – наоборот.

    При столкновении интересов сына, Фаустула, и ремесленников, Фауст отказывается от власти и уходит в Башню Соколов смотреть, кто победит. Мефисто переходит на сторону Фаустула. Они организовывают агрессию соседей. На их сторону переходит и барон Штерн, сватавшийся к дочке Фауста Фаустине. (Фаустина же, неслух, влюблена в ремесленника.) Так пока сговаривались епископ, судья и Штерн с Мефисто, их окружили и арестовали ремесленники. (Мефисто удалось удрать, но…) Фаустина удирает от Фауста к своему ремесленнику. Мефисто созывает на помощь потерпевшим поражение агрессорам армию мертвецов, так является какая-то Сперанца и разрушает чары. Уже вставшая было из земли армия пропадает. Купцы недовольны малыми прибылями. Мефисто их подзуживает на восстание. А одного из выбранных ремесленниками, Скотта, склоняет предать и стать единовластным правителем. Некто Бунт тоже недоволен порядком и благополучием победившего и развивающегося города. Ему это скучно. Так на общегородской сходке планы плохих проваливаются. Приходит и передаёт народу железного человека Фауст и умирает от счастья.

    Понимать надо, что Луначарский видел в анархизме опасность.

    Он и в самом деле ещё в 1906 году объяснил, почему он против анархии, которая против представительной центральной власти, как власти большинства в стране, т.к. переродится она. Он бьёт козырем безальтернативности силовой смены строя:

    "Они боятся выдвинуть против централизованной реакции централизованную революцию…” (http://ideology.rhga.ru/upload/iblock/145/35)%20%D0%90.%20%D0%92.%20%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf).

    И он бьёт козырем неизбывности работы:

    "Пролетарий привык трудиться так, что уже не может различить продукта своей и чужой работы. Общий, слиянный труд. И такая же общая, слиянная борьба, ибо отдельный пролетарий — ничто” (Там же).

    И что делает Чехонин?

    Видя, что силовой вариант осуществился в действительности, а практически несиловой в драме Луначарского осмеян, он изображает анархию хаосом (красное вверху), мечущим молнии в "слиянный труд”, выраженный стройным частоколом фабричных труб и согласованными (веерообразно расходящимися) победными дымами из этих труб.

    Художник, в сущности, предвидит индустриализацию СССР за 10 лет до того, как к решению об этом в стране пришли. То есть это – реализм! Чуять то, что ещё никто не чует.

    А Эфрос считал стилем Чехонина ампир:

    "…императорско-советский ампир” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    От императорского в рассматриваемой картине, наверно, силуэт, похожий на колокольню Петропавловского собора, начатого строиться при Петре Первом. А от ампира – несколько отличительных особенностей этого стиля: “перегруженность арабесками” [клубы дума, растительный орнамент разителя молниями] (https://solonata.livejournal.com/57346.html), "насыщенные цвета, чёткость линий [дымов], симметричность [веерообразность]" (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ampir-dorogo-bogato-voinstvenno), с подтекстом "остросоциальным” (https://wpainting.ru/stili/ampir-v-zhivopisi.html), ориентированным на массы, воспитанные "на массовых исторических конфликтах” (Там же) и рационализме.

    Но случай с данной иллюстрацией как раз и показателен, что надо стиль определять по подсознательности идеала. Ампир всегда был прикладным искусством (приложен к заранее знаемой идее восхваления империи, сильного государства).

    Можно ли считать, что и перед Чехониным идея централизации, вернее, победы этой централизации в конце 1917 года, когда торжествовала в РСФСР идея не централизации, а локализации (с лозунгом “Вся власть Советам!”), - можно ли считать, что победа этой идеи перед Чехониным была наяву, и ему оставалось только её иллюстрировать и всё? – Я думаю, нельзя. Ведь сам коммунизм декларируется как строй с отмершим государством. Это будущее светило всей стране так ярко на грани 1917 и 1918 годов, что инерция этого свечения продержалась в душе у некоторых аж до 1991 года, а у некоторых даже и после 1991-го. – Надо было предвидеть неизбежность гражданской войны и отката от локализации. А предвидение, согласитесь, имеет отношение к подсознательному, к вдохновению. – Вот оно Чехонина и охватило с подачи Луначарского, в 1916-м подтрунивающего над мол, принципиальной победительностью анархизма.

    У самого-то Луначарского эта драма художественной не была. Она была иллюстративным продолжением его упомянутой философской статьи 1906 года. Но эстетическими свойствами она обладает. Неожиданностью. Так окончательная победа трудящихся, никогда не существовавшая до того в истории, и потому смотрелась, будучи изображённой, неожиданностью, эстетической ценностью.

    Чехонин не прошёл мимо этой ценности.

    "Фауст (протягивая об'ятия народу). Дети, мои милые, мудрые, смелые дети! Привет вам! Вот и я с вами, среди вас, с открытым лицом, пришел на ваш зов, чтобы быть равным с вами гражданином свободного Тротцбурга. Вы научили меня ценить народный гений. Давно уже с высоты башни я наблюдал, и сердце мое от сомнения и смущения шло к трепетной любви. Дети, братья! Примите меня. Я смотрел и слушал, как мудро и безошибочно принимали вы ваши прекрасные решения. Смотрел на это многолюдное, яркоцветное, могучее, неиз'яснимое существо — толпу, на ее плески, движения и голоса, на ее массы, похожие на воду моря, но разумную и всю, всю насквозь живую в своих стихийных порывах. Дети, братья, верю, верю в вас: плодитесь, растите, освещайте мир, устраивайте, осмысливайте его, познавайте, стройте, и вы будете как боги. Ведь боги, это — мечта о могуществе человеческом. Привет мой вам. Много тяжких моих вопросов вы разрешили. И, как разогнанные ветром тучи, скрываются на западе последним туманом смерти — страх, сомнение”.

    Чехонин мимо этой эстетической ценности не прошёл (плюс перед ним на грани 1917-1918 гг. была победа Октябрьской революции, в общем, мирный переход к советской власти по всей стране и надежда на скорую Мировую Революцию), и он решил проиллюстрировать и это. На качество вдохновения предвидения и вдохновения от явного – разные. И – вторая иллюстрация – не чета первой, не останавливает внимание.

    Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918.

    6 июня 2020 г.

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100