TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

25.01.2019
09:06

О песнях Высоцкого цитатами из Богданова

    Самодеятельный критик: Вы знаете, что такое художественный смысл? Кандидат филологических наук: Нет. Разговор без свидетелей. Богданов – главный поначалу . . .

23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви. Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан . . .

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову. Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло. Булгакова. Гоголь. 2008-2009. В первом я сам себя стращал, что . . .

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор:

    "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить.

    - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, наверно, молодая. Если поверите мне – я 38 года рождения – любил Сталина. Я был человеком, который не плакал уже несколько лет, когда Сталин умер. А тут – плакал. И, если сможете мне поверить, плакали очень многие. Я это видел своими глазами. Моя тётя очень боялась режима – он её чуть не зацепил. Но и она плакала. Так она сказала, удивляясь на себя. – Это всё, если вы можете поверить на слово. То самое, что я теперь никому не позволяю, и в первую очередь – себе.

    - …немножко о любви. Любить человека, которого НЕ любить – смертельно опасно,- это немножко не та любовь. Что до слез. Не так давно плакала вся Северная Корея навзрыд, когда хоронила очередного отца народов. Это слезы того же рода, на мой взгляд. Насколько я знаю, руководителей, недостаточно убивавшихся по вождю, лишили должностей, а некоторых просто казнили. Модель одна и та же. И я не считаю, что человек, находящийся внутри событий, априори объективнее того, кто смотрит со стороны или через время.

    - Нет. Нет у вас воображения. Я и моя мама (я безотцовшина с войны, с 6 лет) понятия не имели о сталинских репрессиях. Мы очень маленькие люди. Из крошечного городка. Даже тётя упоминавшаяся, врач, стажировавшаяся у проф. Вишневского, кремлёвского врача, ничего не знала про вину Сталина. Большинство не знало. И про северных корейцев вы только и можете, что говорить "на мой взгляд", взгляд человека с малым воображением и опытом жизни. А судить "Насколько я знаю" - в принципе нельзя. Нельзя верить на слово. НИКОМУ”.

     

    А вот произведениям искусства – можно верить. Даже произведениям прикладного искусства, призванным усиливать знаемые, вообще-то, переживания и творимые умом, а не, в последней глубине, подсознательным идеалом.

    Есть такой феномен – массовые советские песни 30-х годов. Какие-то особенно радостные. Так как-то принято считать, что они не только те переживания усиливают, о которых словами поётся… “А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер…” (1936. Лебедев-Кумач и Дунаевский. “Песня Роберта” из фильма “Дети капитана Гранта”). "Песня была создана как один из вариантов главной песни для киноленты “Цирк”” (Википедия). Но её там вытеснила “Песня о Родине” (“Широка страна моя родная”); фильм образно демонстрировал, что СССР – самая лучшая для жизни страна мира; одно время “Песня о Родине” была кандидатом на Гимн Советского Союза. Так “Песня Роберта” тоже выходит за рамки хвалы всему хорошему и является образом страны Советов, понимаемой самою передовою по устройству, как общественному (нет эксплуататоров, контрастного общественного строя), так и по государственному (советы – на непрофессиональной основе, от народа). – Впереди планеты всей (по темпу индустриализации – даже и объективно – так хвастать было чем, а субъективно – и много чем). И в то время такой скрытый смысл имели и все советские массовые песни. И таково было мнение о стране большинства в стране. И песни не врали. Чему доказательством является отсутствие срывов “голоса”.

    А в кинокомедии “Сердца четырёх” (1941), наоборот, то же выражали даже и срывы, или даже нарочитый абсурд – комедия ж.

    Как могла математик Галина Мурашова быть причастна к экспедиции профессора астрофизика в летние лагеря? Ну пусть из-за платонической симпатии к ней этого профессора – в одном университете они работают. Но как биолог Глеб Заварцев в те же лагеря едет? В университете все эти специалисты объединены одной функцией – обучать студентов разных факультетов. Но в лагеря-то летом им вместе зачем? – Мол, читать там лекции, кому попало, просвещать народ. А на самом деле только затем, что так надо для любовной интриги. Нагло. Смешно. И уже потому – то, что надо. – Радость-то, всеобщая и повсеместная, страну пе-ре-пол-няет. – Сойдёт. И даже – через наоборот – тем паче сойдёт.

    Этот Глеб – ежеминутное посмешище. Как можно в такого кому бы то ни было влюбиться? – Никак. Тем более – влюблённой в неотразимого лейтенанта Колчина Шурочке, младшей сестре Галины. – Так нет. Шурочка всё-таки Глеба оценивает:

    "Галина: Шура! Знаешь, мне хочется сказать тебе одну вещь.

    Шура: Ну. Скажи одну вещь [а в фильме всё время эпизоды-первёртыши. Недавно, точно те же слова обе говорили о том же Колчине по инициативе не Галины, а Шуры].

    - Мне кажется, что я в Колчине чуточку ошиблась.

    - А тебе не кажется, что ты в Колчина чуточку влюбилась.

    - Что за глупости. Я говорю о нём как о человеке. Да, в нём есть воля, культура, ум, характер.

    - Нет. Это можно сказать (мечтательно поднимает глаза кверху) о Заварцеве.

    - Заварцев. Заварцев удивительно легкомысленный и пустой субъект.

    - (вспылив) Ну уж!.. Знаешь, не тебе судить о Заварцеве!

    - Не тебе судить о Колчине”.

    Так Колчин хоть раз за разом выходил победителем в эпизодах-столкновениях с Галиной. И, в конце концов, всего от одного только её слова, - что математическую задачу он решил неверно, - он её перерешил верно, - она покорена оказалась его волей, умом и характером. Плюс он неизменно сногсшибательно красив. Не понятно, как Галина до сих пор не замечала этого. – Впрочем, понятно: ремесленная завлекаловка через наоборот.

    Но в результате, - тоже через наоборот (только несерьёзно), у Шуры с Заварцевым, - притяжения двух отвергнутых: Заварцева – Галиной, Шурочки – Колчиным.

    Да здравствует несерьёзность и лёгкость!.. – Как бы восклицает народ-победитель в свободное от трудовых подвигов время.

    И сыплются смешные абсурды за абсурдами.

    Под перевёрнутой лодкой (прятались от дождя) Заварцев с Шурочкой, а на лодке (дождь кончился; пришли и сели на лодку Колчин с Галиной). – Шурочка чихает. Галина говорит: “Будьте здоровы”… Колчину. Заварцев чихает. Колчин говорит: “Будьте здоровы”… Галине.

    И т.д. и т.п. – То, о чём Вейдле с презрением писал:

    "…современный роман или драма показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево” (Умирание искусства).

    А тут, у кинорежиссёра Юдина, это прекрасно работает, пусть и не как эхо эйфории от всемирно-исторических побед только что построенного социализма (так лишь называемого, как потом оказалось), а как "охватившая все общество хвастливость и самоуспокоенность” (Александров. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011677.htm).

     

    Ну где такое подумать о советских людях моей корреспондентке через 120 лет после тех событий… Она способна на режиссёра подумать только, что он притворялся.

    7 декабря 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341033  2019-01-11 19:06:16
Воложин
-

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100