TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской империи и шире, как это сделал для древних греков в мире Гомер своими “Илиадой” и “Одиссеем”. В частности, Гоголь это сделал множественностью рассказчиков и их голосов, когда они не объявлены. И не однообразно это множество, а очень разнообразно, с изъянами. Причём сделано это – в оппозиции царствовавшему тогда индивидуализму: "романтизм новой формации” (http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p) или “мы – самые лучшие, как я”.

    Этот последний потенциально способствовал переходу украинского национализма в фазу С "массовой мобилизации” (https://postnauka.ru/video/87042), имеющую целью сепаратизм и независимость от России. Гоголь же – отходом от романтизма в сторону реализма (вывода черт народа из его бытия, социума), т.е. в сторону коллективизма – уводил украинцев в трезвое удовольствие от пребывания в империи, не теряя своей украинской особенности.

    Но отход это ещё не уход. Поэтому украинец, имеющий тенденцию к фазе С, Д. Комовский, предпочитает Пушкину Гоголя:

    "Как идеалист в поэзии, я поклоняюсь тому и чествую того, кто наше стихотворство материальное и матерное выносит в мир фантазии — свободный, безграничный. Поэтому-то и Гоголь-Яновский мне особенно по сердцу… не говоря уже о родственной привязанности к малороссийскому и Малороссии, которая, вы согласитесь, есть самый поэтический член России в географическом и в историческом отношении. Может быть, повестей Пушкина не сумел я оценить по достоинству оттого именно, что читал их вслед за “Вечерами на хуторе”. Пожив в такой тесной связи с ведьмами и колдунами, не заслушаешься москаля, который думает, что и бог весть как игриво его воображение, создавшее высокий вымысел о пьяном гробовщике, который во сне угощает мертвецов” (Гуковский. https://www.litmir.me/br/?b=110983&p=7).

    К референдуму о независимости Украины Народный Рух хвастал материальнее: что Украина кормит Россию, и что Украине будет лучше быть независимой, так как она – уж не помню точно – первая в Европе по чугуну, стали и чему-то ещё в расчёте то ли на душу населения, то ли в абсолютных числах. (А я ходил и расклеивал в пику на столбах свою листовку, что цивилизация сейчас нефтяная, и… ошибся; главная беда оказалась в том, что куркульство, индивидуализм {тот же "романтизм новой формации”} не создали в элите государственников, и всё оказалось разворованным; например, Черноморское пароходство: 227 судов имело в 1993-м, 216 – в 1995, 15 – в 1998, 6 – 2004.)

    Романтик новой формации необуздан в фантазии:

    "…и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу”.

    Это даёт разгон про своего деда Фома Григорьевич, дьячок ***ской церкви.

    А Гоголь этого дьячка приземляет 5-ю строками выше:

    "Один раз задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, — вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню... Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек... знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище…”.

    Гоголю принадлежит курсив. Он не только на русского читателя рассчитывает, которому не "как-то чудно”, а просто смешно такое, а и на украинского, которого надо как-то успокоить насчёт такой, естественной для русского, реакции.. А за то, что успокоил, ты, украинец, признай, - как бы говорит Гоголь, - что смешон всё же дед, ТАК воодушевившийся командировкой к царице.

    Для Д. Комовсого – в его максимализме – ненормальный, экстраординарный дед полностью приемлем. Как теперешним ультранационалистам годятся укры, от которых пошла-де вся европейская цивилизация. А Гоголя вдохновляет тот факт, что и приземлённый взгляд оставляет много прелести темпераментному деду. Для чего ему нужно, чтоб Фома Григорьевич был "бывалый деревенский полуинтеллигент, мастер красно рассказывать, не чуждый полуфольклорной, полукнижной поэтической образности” (https://www.litmir.me/br/?b=110983&p=11).

    Насколько в "романтизм новой формации” топорен и смешон, настолько первичный реализм тонок и пленителен.

    А потенциальным через два века радикалам, крайним украинским националистам, наоборот:

    "…у пасичника Рудого Панька бедность воображения, отсутствие смелого, творческого подхода к народным преданиям, неумение увлекать читателя — то есть обнаружил недостаток романтической свободы созидающего свой мир индивидуального духа” (https://www.litmir.me/br/?b=110983&p=7).

    "То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет — батюшки мои! Это все равно как, случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборванный мальчишка, посмотреть — дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. “Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..””.

    Ну, мол, что это за крепкое издевательство: "Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..”?!. То ли дело, мол, издевательство романтика Марлинского, никогда не бывшего в Голландии, над голландцами в его “Лейтенанте Белозоре”:

    "Восклицания: "genadiste Good [Милосердный бог (голл.)], два аршина с четвертью!" и потом аа, которое переходило в оо и кончилось на ээ -- двугласных, составляющих основу голландского языка и нрава…”.

    (Интересно, между прочим, в самом ли деле в голландском часта двугласность? – "в нидерландском языке исключительно распространены двойные гласные: gemeente, vaal, gaan, doorn” - http://linguis.net/12-facts-nederlands-language/)

    Жаль. Фантазия оказалась совпадающей с действительностью.

    Ну так другой пример:

    "Жанни, как ветер, порхнула в объятия своей матери, голландской барыни в полном смысле слова. Вообразите себе барашка, сделанного из масла, которого произвела рука домашнего ваятеля для увенчания кулича о светлой, и вы схватите нечто похожее на фроу (vraw) Саарвайерзен, прибавя, разумеется, к этому целые пуки брабантских кружев, ключей и приседаний”.

    А как заступается Гоголь за скудного, мол, Рудого Панька? – Тот у себя устраивает "вечерницы!". С восклицательным знаком и курсивом. Они задушевные. На них народное единство проявляется: "лучше всего, когда собьются все в тесную кучку”. И на вечернице у пасечника это лучше всего получается не только по мнению пасечника, но и голос Гоголя тут слышится. Из-за демократизма пасечника. Объяснение людей социумом. Коллективизм! Как это хорошо…

    Не зря в перестройку из либерального лагеря упрёки неслись, перехлёстывая Герцена, и достигали аж до Гоголя. Соответственно и на Украине:

    "…по поручению президента Виктора Ющенко для школьной программы создается новый курс под названием “Иноязычная литература Украины”. В него-то и определили наследие Николая Васильевича Гоголя – наряду с произведениями Шолом-Алейхема, Исаака Бабеля [оба реалисты, личность – из социума, т.е. – извод коллективизма] и других писателей, родившихся на Украине” (3.07.2009 http://www.km.ru/news/gogolya_opyat_nazyvayut_inoyazyc).

    Надо ж оторвать украинцев от коллективистского русского менталитета, превратив украинский в западный менталитет, индивидуалистский.

    Но самое удивительное – Гоголь свой реализм выражал, как в трансе будучи. Это был его подсознательный идеал. Как факт. Он впервые под своим именем издал (в 1831 году) патетическую “Женщину” (см. тут). Ультраромантизм! Гимн внутренней жизни. Инерция первичного романтизма, что ли? Слишком молод. Очень уж влюбился, и очень уж страдал… Чтоб изжить несчастную любовь, нужно было усилить уже открытое романтиками переживание победы в поражении. Нужно было использовать компенсаторную функцию искусства, делающую его – надо признать – всё же прикладным (ибо о вообще-то знаемом).

    А реализм был о незнаемом.

    Мне вспоминается танец смертельно раненного Тибальда в “Ромео и Джульетте”… Как долго длилась агония! Со вспышками выздоровления, мол… Одной. Другой… Но смерть его неодолимо тянет к себе…

    Тут же невольно тянет отрезвление от плохой жизни, приятие её всё же за хоть какие-то её прелести.

    Даже в “Женщине” есть мотив приятия Телеклесом измены Алкинои – за воспоминания о счастье.

    Вот и в “Вечерах…”… Любые залёты (первичный романтизм) у Гоголя получают противовес. Ругательные поминания москалей – например, непрезентабельным внешним видом ругателя.

    "— Хлопцы бесятся! бесчинствуют целыми кучами по улицам. Твою милость величают такими словами... словом, сказать стыдно; пьяный москаль побоится вымолвить их нечестивым своим языком. (Все это худощавый писарь, в пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождал протягиванием шеи вперед и приведением ее тот же час в прежнее состояние.)”.

    Или как от "патетико-ораторской интонации” в конце “Сорочинской ярмарки”, от прямо-таки ницшеанства явного (всё – к смерти):

    "Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему” -

    переход к "комически-бытовому сказу пасичника” в следующей вещи:

    "За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда если упросишь его рассказать что сызнова, то, смотри, что-нибудь да вкинет новое или переиначит так, что узнать нельзя. Раз один из тех господ — нам, простым людям, мудрено и назвать их — писаки они не писаки, а вот то самое, что барышники на наших ярмарках. Нахватают, напросят, накрадут всякой всячины, да и выпускают книжечки не толще букваря каждый месяц или неделю, — один из этих господ и выманил у Фомы Григорьевича эту самую историю, а он вовсе и позабыл о ней. Только приезжает из Полтавы тот самый панич в гороховом кафтане, про которого говорил я и которого одну повесть вы, думаю, уже прочли, — привозит с собою небольшую книжечку и, развернувши посередине, показывает нам. Фома Григорьевич готов уже был оседлать нос свой очками, но, вспомнив, что он забыл их подмотать нитками и облепить воском, передал мне. Я, так как грамоту кое-как разумею и не ношу очков, принялся читать. Не успел перевернуть двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку.

    — Постойте! наперед скажите мне, что это вы читаете?

    Признаюсь, я немного пришел в тупик от такого вопроса.

    — Как что читаю, Фома Григорьевич? вашу быль, ваши собственные слова.

    — Кто вам сказал, что это мои слова?

    — Да чего лучше, тут и напечатано: рассказанная таким-то дьячком.

    — Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучий москаль”.

    В смысле – народ велик в своей разномастности, ибо это один и тот же народ, малороссийский в России.

    Не мог Гоголь предвидеть, что его за то в иноязычную литературу впишут через два века. Но зато как чуток и чёток был Ющенко!

    И совершенно нечутки те, кто, наоборот, хочет втянуть Гоголя в современный западный менталитет – с половыми извращениями.

    Остановлюсь только на упоминавшихся тут гоголевских произведениях: “Вечера…” и “Женщина”.

    В “Вечерах” есть рассказ “Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка”. Ужас ничтожества. “Как можно отказываться от романтизма при наличии на свете ТАКОГО?! Как смиряться с действительностью?!” - как бы кричит один Гоголь, романтик, другому Гоголю, реалисту.

    А либерал в “Снобе” пишет:

    "Симон Карлинский в своей замечательной книге "Сексуальный лабиринт Николая Гоголя" убедительно выводит многие особенности Гоголя-художника из его латентного гомосексуализма. Однако женское начало в изображении Гоголя вовсе не представляется только отрицательным… пародийно-сниженным… тетушка Шпоньки… Эротизм Гоголя имеет двойственную тенденцию: с одной стороны, ставить мужскую дружбу выше женской любви, с другой - обожествлять само женское, переводить его из плана индивидуальной эротики в план ландшафтно-космический” (https://snob.ru/profile/27356/print/102376).

    Книга Карлинского недоступна. Но автора “Сноба” можно понять, что он не возражает силлогизму Карлинского: женское начало отрицательно значит гомосексуализм.

    То ли идиотизм, то ли провокация Карлинского очевидны. Ход его мыслей (ещё пример: раз нет в украинском фольклоре следов Вия, значит, Гоголь в этом слове зашифровал из-за своей зачарованности мужским половым органом похоже звучащее матерное русское слово из трёх букв) доказывает эту очевидность.

    А автор в “Снобе” вывод Карлинского (пакостное) берётся доказать и на положительном женском начале.

    Что у Гоголя? – Платон взялся переубедить разозлённого Телеклеса:

    "Она [женщина] поэзия! она мысль, а мы [мужчины] только воплощение ее [поэзии и мысли, то есть идеального] в действительности”.

    Что это за действительность, видно из следующего (речь переводится в область художественного творчества):

    "Пока картина еще в голове художника и бесплотно округляется и создается — она женщина; когда она переходит в вещество и облекается в осязаемость — она мужчина”.

    Ну такой образ творчества применил гоголевский Платон. – Цель творца: "сделать доступною людям хотя часть бесконечного мира души своей, воплотить в мужчине женщину”.

    Иными словами – выразить идеальное в материальном.

    Теперь переход к зрителю (юноше):

    "Какими живыми песнями заговорят тогда духовные его струны! как ярко отзовутся в нем, как будто на призыв родины”.

    При чём тут родина? – При том, что тут новый образ власти возвышенного в картине над зрителем-юношей. Это образ защиты родины. – Героический патриотизм юноши возникает от призыва родины, как идеальное (поэзия, мысль) возникает от лицезрения зрителем картины.

    А что “Сноб”?

    "Женщина может оказаться неверной, но она превыше упрека и разочарования, поскольку в ней раскрывается начало столь же безусловное и всеобъемлющее, как чувство родины”. И "Этим объясняется эротический подтекст гоголевского патриотизма” (Там же).

    Передёрг же.

    17 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340779  2018-08-22 18:33:56
Sweetheart
-

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

    Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны. Баратынский Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные . . .

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

01.07.2018
20:21

Губошлёпы и Губарев.

    Я живу в стране, где каждая квартира увешана картинами, подлинниками и репродукциями. А город моего проживания усеян уличными скульптурами, преимущественно . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100