TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?



"Аэлита", "МАВР" и другие проекты советской пилотируемой экспедиции на Марс.


      В истории советской космонавтики одним из самых грандиозных, но, к сожалению, так и оставшимся нереализованным, был проект пилотируемого полета на Марс. Так получилось, что первая советская пилотируемая межпланетная экспедиция планировалась к этой планете. Именно в марсианской гонке мы были намерены обогнать американцев. Луна появилась позднее. Чем руководствовался Сергей Павлович Королев, когда выдавал задание своим конструкторам, остается только гадать. Может быть ему хотелось получить ответ на волновавший несколько поколений землян вопрос: ╚Есть ли жизнь на Марсе ?╩. Может еще какие-то соображения были тому причиной. Не так это важно. Интересен сам проект.

      Работы начались в королевском ОКБ-1 в 1959 году. Существовало несколько вариантов осуществления экспедиции.

      Первый, как и многое в те годы, страдал гигантизмом и реального воплощения не нашел. Но определенный интерес он все-таки представляет, поэтому я вкратце расскажу о нем. Эскизный проект предусматривал создание на околоземной орбите из отдельных блоков гигантского межпланетного космического корабля. Его вес оценивался в 1600 тонн. Для этого предполагалось осуществить не менее 20 пусков сверхтяжелых ракет-носителей. Экспедиция была рассчитана на 4 года, при этом около 2 лет планировалось посвятить непосредственному изучению планеты (на ее поверхности и с орбиты спутника). Возвращаемый на Землю корабль должен был иметь массу 15 тонн. Прежде чем осуществить экспедицию, должен был состояться испытательный полет корабля (несколько меньших размеров), во время которого предполагалось облететь Марс и исследовать его с пролетной траектории. Старт был запланирован на 8 июня 1971 года.

      Очень скоро стало ясно, что проект в ближайшем будущем реализовать не представляется возможным. Слишком высокие требования к технике были в нем заложены. Слишком сжатые сроки реализации предлагались. Даже по прошествии 40 лет параметры экспедиции представляются проектом, по крайней мере, XXI века.

      Следующие варианты кажутся более реалистичными. В том же 1959 году две группы молодых инженеров, сначала в инициативном порядке, а потом уже в соответствии с планами ОКБ-1, начали проектировать межпланетные космические корабли.

      Первую группу возглавлял Глеб Юрьевич Максимов. В его ╚команду╩ вошли А.И.Дульнев, А.К.Алгупов, А.А.Кошкин, А.А.Дашков, В.Н.Кубасов, В.Е.Бугров и Н.Н.Протасов. Валерий Николаевич Кубасов впоследствии совершил три космических полета. Владимир Ефграфович Бугров также входил в отряд космонавтов, но остался ╚земным╩ космонавтом. Проект экспедиции, получивший название ╚Тяжелый межпланетный корабль╩ (ТМК), строился на использовании сверхтяжелого носителя, разработкой которого в ОКБ-1 занималась другая группа разработчиков. Он предусматривал, что на околоземную орбиту выводились трехместный межпланетный корабль и ракетный блок, который обеспечивал разгон корабля в направлении Марса. По баллистической траектории совершался полет к красной планете, ее облет и возвращение на Землю. Корабль разрабатывался в трехместном варианте, массой 75 тонн. Предполагалось наличие кабины экипажа, системы защиты от солнечной радиации и отсека с растениями, которые должны были обеспечить производство кислорода и продовольствия для экипажа. Полет был рассчитан на три года. Позже, когда в ОКБ-1 приступили к реальному планированию экспедиции, разработки группы Максимова легли в основу проекта ╚МАВР╩, предусматривавшего полет к Марсу с промежуточным облетом Венеры.

      Вторую группу, разрабатывавшую вариант, предусматривающий высадку космонавтов на Марсе, возглавил Константин Петрович Феоктистов. В нее вошли В.А.Адамович, В.В.Молодцов, К.С.Шустин, В.Е.Любинский, В.И.Староверов, Л.А.Горшков и Т.В.Соловьев. Группа разрабатывала аппарат, который предусматривал, первоначально, сборку на околоземной орбите многомодульного корабля. В него должны были войти пять секций: кабина космического корабля; аппарат для полета в марсианской атмосфере; два модуля для высадки на поверхность планеты (один основной, а второй запасной на случай, если первый при посадке получит повреждения); ядерный реактор в защитном кожухе. После выхода на орбиту вокруг Марса предполагалось исследовать атмосферу планеты с помощью атмосферного аппарата, а на поверхность планеты доставить два посадочных модуля с тремя членами экипажа. Трое других должны были дожидаться их возвращения на орбите. После завершения исследований корабль с космонавтами стартовал к Земле. Уже в самом начале работы проектанты поняли, что их предложения не укладываются в жесткие массогабаритные рамки проектируемых носителей. Группе Феоктистова удалось видоизменить проект, который в новом варианте соединил в себе и все основные параметры первоначальной идеи, и реальные возможности ракеты-носителя. В новом варианте корабль на земной орбите должен был иметь массу около 75 тонн. В дальнейшем разработки этой группы легли в основу проекта марсианской экспедиции с поэтическим названием ╚Аэлита╩.

      Первые проекты, как впрочем и все последующие, проводившиеся в ОКБ-1, базировались на применении электростатических двигателей, использующих ядерную энергию. Для этого была образована группа под руководством Михаила Васильевича Мельникова. Они начинали свою работу в рамках чисто исследовательского проекта, но потом проводили ее уже с прикидками использования в межпланетном космическом корабле. После выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1960 года, утвердившего планы ОКБ-1 на семилетку, работы получили новый толчок. Королев, прекрасно понимая недостаточную квалификацию своих сотрудников в вопросах использования ядерной энергии, оставил за ними теоретическую часть работ и конструкторскую компоновку, а работы по созданию самого реактора передал в ЦНИИ-58 (главный конструктор Василий Гаврилович Грабин), который в те годы занимался созданием экспериментальных реакторов на быстрых нейтронах. Электростатические двигатели, правда без ядерного источника энергии, испытывались в середине 60-х годов на советских межпланетных станциях, но широкого применения не нашли.

      Оба вышеназванные проекты, учитывая их длительность и необходимость огромных запасов продуктов питания и кислорода для экипажа, предусматривали использование системы жизнеобеспечения экипажа с замкнутым циклом. Создать систему, полностью повторяющую кругооборот веществ в природе, в замкнутом пространстве трудно, но по таким составляющим, как кислород и вода, вполне возможно. Для этого на борту корабля предполагалось разместить оранжереи с растениями. Прототип замкнутой системы жизнеобеспечения даже прошел испытания в земных условиях. В середине 60-х годов трое испытателей - Г.Мановцев, В.Улыбышев и А.Божко - в течение года находились в изолированном помещении, имитируя межпланетный перелет.

      Первые планы экспедиции на Марс так и не нашли своего воплощения. Причин этому несколько. Во-первых, в 60-е годы мы оказались втянутыми в лунную гонку. Во-вторых, носителя, способного обеспечить полет к Марсу, все еще не было. В-третьих, огромные деньги уходили на гонку вооружений, и не было возможности найти ресурсы для такого полета.

      Да и вообще с Марсом нам катастрофически не везло. До 1 января 1970 года в Советском Союзе 8 раз пускали станции в сторону красной планеты. Только две из них достигли космоса. До Марса долетела лишь одна, и то с ней к тому моменту уже не было связи. Последующие пуски только увеличили число неудач. Самая последняя неудача - срыв экспедиции ╚Марс-96╩.

      О межпланетных перелетах вновь заговорили в конце 60-х годов. Лунная гонка была проиграна, и, чтобы восстановить потерянный престиж, в Советском Союзе серьезно рассматривали возможность затеять марсианскую гонку. Именно тогда и родился проект ╚Аэлита╩, за основу которого брались разработки группы К.П.Феоктистова. Он же занялся составлением нового аванпроекта марсианской экспедиции. К тому времени стало ясно, что в качестве носителя должна использоваться ракета Н-1. На нее и ориентировались проектанты. Основные параметры экспедиции предполагались следующими: продолжительность полета - 630 дней; пребывание на орбите спутника Марса - 30 дней; пребывание на Марсе посадочного модуля с космонавтами - 5 дней. Сам корабль предполагалось создать из двух блоков на земной орбите. Вес его оценивался приблизительно в 150 тонн (полезная нагрузка двух ракет Н-1). Первый блок включал в себя орбитальный комплекс и посадочный модуль, а второй - двигательный отсек.

      Самым интересным в этом проекте была схема полета. Предполагалось, что после вывода на околоземную орбиту двух беспилотных блоков будет осуществлена их автоматическая стыковка, а затем начнется медленный разгон ╚связки╩ по постепенно раскручивающейся спирали. Когда корабль покинет зону радиационных поясов Земли, к нему должен был отправиться экипаж. Его доставка предполагалась на аппарате, разрабытываемом в рамках лунной программы.

      Вариант ╚Аэлита╩ оказался наиболее продвинутым в плане технической проработки. Если рассмотреть его с позиций нынешнего дня, то можно сказать, что у него был шанс на успех. Естественно, это был бы крайне рискованный проект, но, повторяю, шанс на успех он имел.

      Реализовать проект ╚Аэлита╩ не удалось. Он оказался похороненным вместе с нашими лунными планами. В 1974 году были прекращены работы по носителю Н-1, а вместе с ними автоматически прекратились работы по освоению человеком планет. К чему строить планы, если реализовать их все равно невозможно.

      О полете на Марс в Советском Союзе вновь заговорили в середине 80-х годов. На подходе был носитель ╚Энергия╩, позволявший выводить в космос крупногабаритные грузы, и вновь стали поговаривать о возможности отправки космонавтов на Луну и на Марс. В НПО ╚Энергия╩ был разработан аванпроект новой марсианской экспедиции. Он был наиболее конкретен из всех существовавших ранее и предусматривал использование тех технических достижений, которые были сделаны на тот момент. Предполагалось доставить на орбиту вокруг Марса посадочный модуль, но в беспилотном варианте, корабль с марсоходами на борту, модуль с аппаратными средствами. После этого на орбиту Марса прибывал четырехместный корабль с космонавтами и производилась высадка на поверхность планеты. Экспедиция рассчитывалась на 2 года, в том числе 7 дней на Марсе, и предполагала использовать все технические решения, апробированные к тому времени на орбитальных станциях и беспилотных кораблях. В проекте предполагалось отказаться от использования ядерных реакторов и применить для обеспечения энергоснабжением корабля гигантские солнечные батареи. В предложенном варианте полет на Марс должен был состояться в 2003 году. Но тут грянула ╚перестройка╩, и разговоры о межпланетных полетах сами собой сошли на нет.

      Начавшееся в 90-е годы международное сотрудничество позволило вновь заговорить о марсианской экспедиции. Теперь она планируется как кооперативное участие США, России, Японии и стран Западной Европы и носит громкое название ╚На Марс - вместе╩. Даже звучит срок - 2017 год, правда американцы предлагают июль 2019 года, чтобы таким образом отметить 50-летие высадки человека на Луне. Но это пока только разговоры. От них до реального воплощения в жизнь планов срок очень большой. Тем более, что первый глобальный интернациональный проект - Международная космическая станция - испытывает серьезные проблемы, в том числе и по вине российской стороны. Так что, поживем - увидим.

Rambler's Top100