Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.
Владимир Иванович Вернадский — основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. За свою жизнь он успел вырастить несколько поколений ученых, организовать новые научные направления, учреждения и комиссии, стать участником нескольких экспедиций и преобразовать общественную жизнь советских граждан. Об этих и других достижениях великого мыслителя — в нашем материале.
Академик Владимир Вернадский родился 12 марта 1863 г. Детство и юность ученого прошли в Санкт-Петербурге в семье прямых потомков литовского шляхтича Верны, воевавшего на стороне полководца Богдана Хмельницкого. Мать Владимира, Анна Константинович, происходила из русской дворянской семьи, обладала музыкальными способностями и пела в хоре при центре пропаганды русской музыки М.А. Балакирева. Отец Владимира, Иван Вернадский, вел активную политическую деятельность и в момент рождения сына уже занимал должность чиновника по особым поручениям в чине действительного статского советника, а также преподавал экономику, статистику и словесность, имел степень кандидата философии и был действительным членом Русского географического общества. Троюродный брат Владимира — Владимир Короленко, известный писатель, журналист-правозащитник, почетный академик Императорской академии наук по разряду изящной словесности. Талантливая семья оставила отпечаток в разных областях истории страны.
Когда Владимиру было пять лет, семья Вернадских перебралась в Харьков, где мальчик получил начальное образование в Харьковской классической гимназии, а после окончания первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию. Спустя восемь лет, в 1876 г. Вернадские вернулись обратно в Петербург. Владимир поступил в Первую столичную классическую гимназию и вскоре стал лучшим учеником. К выпуску он владел внушительным запасом знаний — свободно говорил на трех языках, читал на 15. Живо интересовался философией и историей религии, с чего начался его путь к созданию теории русского космизма. Благодаря отцу у юноши был постоянный доступ к новейшей литературе: Иван Вернадский открыл издательскую фирму «Славянская печатня» и книжный магазин на Невском проспекте.
В 1881 г. после окончания гимназии Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, слушал лекции на математическом отделении и посещал отдельные лекции по истории и филологии. Плеяда наставников Вернадского полна знаменитых фамилий — химик Дмитрий Менделеев, ботаник Андрей Бекетов и основатель школы почвоведения Василий Докучаев, под чьим руководством Вернадский остался работать на должности хранителя кабинета минералогии и стал свидетелем формирования целой естественно-научной школы — генетического почвоведения. В годы учебы Владимир Вернадский участвовал в экспедициях. В 1884 г. он побывал в почвоведческой Нижегородской экспедиции и написал две первые студенческие научные работы, посвященные описанию ископаемых и наблюдениям над жилищами степных сурков.
«Университет имел для нас всех огромное значение. Он впервые дал свободный выход той огромной внутренней жизни, какая кипела в нас и не могла проявляться в затхлых рамках гимназии. Выход в университет был для нас действительно духовным освобождением», — вспоминал Вернадский позднее.
Еще в студенческое время Вернадский уже осознавал огромное значение науки и писал: «Ставя целью развитие человечества, мы видим, что оно достигается разными средствами и одно из них — наука. Наука доставляет сама такое обширное удовольствие, она приносит такую большую пользу, что можно было бы, казалось, остаться деятелем одной чистой науки…». Эти убеждения прочно закрепятся в его сознании, и впоследствии Вернадский всю жизнь будет бороться за свободу науки и автономность университетов.
Особое влияние на становление личности Вернадского оказало личное общение с Менделеевым. «Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юности. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной седьмой аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого», — писал Вернадский.
В стенах университета формировались не только научные интересы, но и жизненные принципы молодого ученого. Он был участником студенческого дружеского кружка «братство», куда вошли братья Сергей и Федор Ольденбурги, Александр Корнилов, Иван Гревс, Андрей Краснов, Николай Ушинский, Дмитрий Шаховской. Члены братства считали важнейшими принципами сообщества усиленный труд, скромность в потребностях, внимание к чужим бедам, чему они и следовали всю жизнь. Участники братства стремились к распространению просвещения среди народа, а в 1884 г. Вернадский даже написал программу кружка, в котором закрепил необходимость «распространить в народе научное мировоззрение; дать ему верное представление о том, в каком положении он находится в государстве и чем он должен быть; доставить ему сведения, необходимые как в обыденных делах, так и в жизни».
В 1888–1890 гг. Вернадский был командирован Петербургским университетом для повышения квалификации на два года за границу: в Италию, Францию, Германию, Англию и Швейцарию. Он занимался кристаллографией в Мюнхене у кристаллографа Пауля Грота, в Парижской горной школе у Анри Луи Ле Шателье, а также у Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. Вернадский участвовал в Международном геологическом конгрессе в Лондоне и был избран членом-корреспондентом Британской ассоциации наук, а в 1889 г. — членом Французского минералогического общества.
По возвращении в Россию В.И. Вернадский был назначен на должность приват-доцента кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета, а затем получил степень доктора и звание профессора минералогии. В 1905 г. он был избран помощником ректора Московского университета, а также членом Всероссийской лиги просвещения, в 1906 г. — адъюнктом Петербургской академии наук по минералогии и назначен заведующим минералогическим отделением Геологического музея академии, а в 1898 г. — профессором Московского университета. За 21 год преподавания он не раз становился участником экспедиций по России и странам Европы. Вернадский издал множество курсов лекций и учебников по минералогии, кристаллографии и истории естествознания, а его ученики заняли руководящие должности на кафедрах минералогии и геологии в различных университетах страны.
В 1900-е гг. В.И. Вернадский вступает в борьбу за университетскую академическую свободу против обострившегося контроля над деятельностью преподавателей и запретов студенческих организаций. Ученый отстаивал идеи свободы личности, мысли, научного поиска. В 1911 г. из-за массового увольнения профессоров университета Вернадский в знак солидарности подал в отставку совместно с сотнями других сотрудников. Московский университет покинула почти треть его педагогического состава, что стало беспрецедентным случаем в его истории. В газете «Русские ведомости» Вернадский публикует статьи «Перед грозой» (1908) и «Разгром» (1911), в которых последовательно излагает укоренившуюся с молодости идею самостоятельности высшей школы, связанной «с высоким понятием личного достоинства, полной личной независимости в академической области, высоким положением преподавателей высшей школы в среде родной их страны». Вернадский был убежден в превосходстве ученых над министрами в их неспособности быть «униженными слугами». В 1905 г. профессор Вернадский стал одним из руководителей кадетской (конституционно-демократической) партии, сплотившей либерально настроенную интеллигенцию.
В 1909 г. благодаря Владимиру Вернадскому геохимия оформилась как наука. На 12-м съезде естествоиспытателей Вернадский выступил с докладом на тему «Совместное нахождение минералов в земной коре», что стало точкой отсчета создания новой науки. Вернадский смог разделить минералогию и кристаллографию и приблизить мир к организации биогеохимии. Созданная Вернадским Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС) до сих пор продолжает свою деятельность.
Владимир Вернадский остро ощущал социальную несправедливость и активно занимался общественной и государственной деятельностью, направленной на помощь людям: принимал участие в открытии бесплатных столовых для голодающих крестьян, был участником земских съездов, членом Государственного Совета российского парламента и даже возглавлял Министерство народного просвещения при Временном правительстве.
Оставив Московский университет, Вернадский переехал в Петербург и в 1912 г. был избран академиком Петербургской академии наук. В 1914 г. он стал директором Геологического и Минералогического музея академии наук в Петербурге. В феврале 1917 г. Вернадский был назначен председателем ученого комитета министерства земледелия и избран ординарным профессором Московского университета. В августе этого же года он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения во Временном правительстве.
После революций 1917 г. под угрозой ареста за «контрреволюционную деятельность» Вернадский переехал с семьей в Украину. Он был избран председателем Комиссии по созданию Академии наук Украины, 27 октября — ее первым президентом, а затем перешел преподавать в Таврический национальный университет Крыма на кафедру геохимии. К тому времени Таврический университет был единственным автономным образовательным учреждением, в его стенах Вернадский вновь выступал за свободу науки, научной критики и за независимость преподавания в университете. При этом он считал, что университет должен был активно поддерживать правительство в деле возрождения страны, заботиться о возобновлении научной работы и восстановлении высшей школы. Во время ректорства ученый стремился наладить связи университета с научными центрами Европы и Америки. Однако начавшиеся с приходом большевиков в Крым внутренние реформы университета и ликвидация факультетов вынудили Вернадского отказаться от должности ректора.
На какое-то время сложный период переездов и политических репрессий по отношению к научным учреждениям затих, и Владимир Вернадский вернулся к размеренной научной деятельности. Но в 1921 г. его объявили шпионом и арестовали. За ученого вступились коллеги и сокурсники Сергей Ольденбург и Александр Карпинский, которые напрямую писали главам революции Ленину и Луначарскому. Вскоре Вернадского выпустили из-под стражи, и он уехал преподавать в зарубежных университетах вплоть до 1926 г. Профессор часто выезжал читать лекции в научных центрах Германии, Франции, Нидерландов, благодаря чему росло его мировое признание. Научные работы ученого публиковались в авторитетных европейских изданиях. В.И. Вернадский стал членом Парижской академии наук по минералогии. За время отъезда были созданы его главные труды: «Геохимия», «Автотрофность человечества», «Живое вещество в биосфере». А после возвращения он руководил научными комиссиями по изучению подземных вод, вечной мерзлоты, геологического возраста горных пород и занимался исследованиями космоса.
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны ученый возглавил комиссию по урану в рамках ядерной программы СССР. Летом 1940 г. по инициативе Вернадского начались исследования урана для получения ядерной энергии. В поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, Фергане, на Урале.
Академик Вернадский пересмотрел представления о биосфере и ввел в научный оборот понятие «ноосфера», под которым он понимал видоизмененную под воздействием продуктов жизни человека биосферу и вовлечение человеческого разума в геологический процесс. В 1944 г. он посвящает этой теме последнюю работу «Несколько слов о ноосфере», в которой утверждает, что человечество обретет гармонию в том случае, если будет выстраивать свое развитие в соответствии с естественными законами биосферы.
Он видел огромную роль живого вещества под которым понимал не просто живые организмы, а их систему. «Живое вещество более или менее непрерывно распределено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс почти 60 лет назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом», — пишет ученый в «Геохимии». Работам Вернадского свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
Его трудами было создано множество научных институтов, организованы новые научные направления, давшие мощный толчок в развитии страны. Жизнь Владимира Ивановича Вернадского —пример не только неустанного научного интереса к совершенно разным областям, но и самоотверженной службы на благо людей. Он оставил после себя огромное наследие, которое до сих пор развивается отечественными и мировыми исследователями. Авторству Вернадского принадлежат больше семи сотен работ в самых разных отраслях науки. Еще при жизни он удостоился множества наград, среди которых Сталинская премия I степени «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» 1942 г. Память о великом ученом жива по сей день: его именем названы институты, проспекты, станции метро, и переоценить значение имени В.И. Вернадского в научном сообществе невозможно.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)