Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований в ряде сегментов российского ИТ-рынка в 2012 г.
Компьютеры
В 2012 г. в России было продано более 14,0 млн компьютеров. В эту сумму включены настольные и мобильные ПК, исключая планшеты. В сравнении с прошлым годом рынок вырос на 12%.
Десктопов было продано 4660 тыс. шт., а ноутбуков - 9370 тыс. Таким образом, доля настольного сегмента опустилась до 33%. Динамика роста этого сектора окончательно устремилась в отрицательную область и составила 7,5%. Растущий кластер на этом рынке - компьютеры-моноблоки (AIO), которые за год выросли на 48,4% и достигли 9% сбыта настольных ПК. Также опережающими темпами увеличивается подсегмент неттопов - 50,3% годового прироста.
Что же до мобильного сегмента, то он показал положительную динамику в 25,2%. Это ниже, чем в прошлом году, но не столь уж и существенно. Картину в сегменте подпортили нетбуки. Попав под пресс планшетнов, продажи этих устройств сократились в сравнении с прошлым годом более чем на 17%, что повлияло и на общую цифру по рынку. А вот стандартные ноутбуки выросли почти на 34%, что фактически является повторением показателя прошлого года.
В настольном сегменте лидирующую пятерку по итогам года составили* Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo, причем последняя попала сюда впервые. Во многом успехи этой компании обусловлены сильными продажами AIO. Суммарная доля иностранных brandname продолжала расти и по итогам года составила четверть продаж десктопов.
Среди производителей ноутбуков традиционно лидировали* Acer, Asus, HP, Samsung и Lenovo. В сумме эти компании продали 78,3% всех мобильных ПК.
Планшетные компьютеры
В 2012 г. по официальному каналу в Россию поступило около 3,89 млн планшетных ПК, что существенно превысило самые оптимистичные прогнозы. Неофициальный рынок (в основном продукция Apple) оценивается примерно в 10% от этой величины, и хотя в абсолютном выражении за год он вырос, но в процентном - существенно уменьшился.
В деньгах за прошлый год российский рынок планшетов составил около 1,77 млрд долл., что представляет крайне внушительную сумму.
Темпы роста в годовом исчислении составили 344% в шутках и 278% - в деньгах. Такая разница в темпах роста связана с падением средневзвешенной стоимости планшетов.
В 2012 г. на российском рынке планшетных ПК сменился лидер. Существенно потеснив Apple, на первую позицию вышла компания Samsung Electronics. За год определенно снизился уровень консолидации рынка. Если в 2011 г. шестерка ведущих поставщиков занимала 72,5% российского рынка планшетов, то в 2012 г. ее доля снизилась на 5%.
Мониторы
Российский рынок компьютерных мониторов в 2012 г. продолжил пребывать в депрессивном состоянии. Всего было продано 5,07 млн аппаратов на сумму около 870 млн долл., что почти на 10% ниже уровней 2011 г. в штуках, и на 15.5% - в деньгах. Различие данных показателей связано с дальнейшим снижением средневзвешенной стоимости устройств, которую не смогли компенсировать ни повышение средней диагонали, ни переход отрасли на LED-технологию. О расширении рынка мониторов (как и настольных ПК) речи уже не идет.
В ведущую группу по итогам 2012 г. входят* Acer, BenQ, LG, Philips, Samsung и ViewSonic. В последние годы суммарная доля лидеров продолжает снижаться, что указывает на увеличение конкуренции. Также немаловажно, что 2012 г. ознаменовался разрушением <триумвирата>, который доминировал на рынке около 10 лет.
Информационные панели
После сверхударного 2011 г. российский рынок информационных панелей очевидно взял некоторую паузу. Если в 2011 г. отмечено увеличение в 2,5 раза, то рост в 2012 г. всего на 15% иначе, как замедлением, не воспринимается. Однако данная отрасль еще достаточно молода, и ее относительно небольшие размеры и серьезная зависимость от наличия/отсутствия крупных проектов делают ее крайне чувствительной к различным флуктуациям.
Всего в 2012 г. было продано 33,3 тыс. профессиональных информационных панелей на сумму 125,5 млн долл. Средневзвешенная стоимость панелей снизилась незначительно благодаря сдвигу в большие диагонали и продажам сложных устройств, например, с узкой и сверхузкой рамкой.
На рынке продолжалось доминирование Samsung, чья доля вплотную подошла к 50%. Очень приличные объемы, как обычно, продемонстрировали LG, NEC и Panasonic. Стоит отметить, что Panasonic, традиционно делавшая ставку на особо большие плазменные панели, в 2012 г. активно взялась за развитие линейки ЖК-устройств, что более соответствует общим рыночным трендам.
Мультимедийные проекторы
В 2012 г. российский рынок мультимедийных прокторов продолжил расти быстрыми темпами. Всего было продано 232 тыс. устройств на сумму около 228 млн долл. В штучном исчислении рынок увеличился на целые 27%, что немного превысило прогноз на год. В деньгах рост был несколько скромнее - <всего> 22,4%, что связано с продолжением снижения средней стоимости проекторов.
Однако, опустившись ниже психологической отметки в 1000 долл. за устройство, ценовая эрозия на рынке проекторов несколько замедлилась. Во многом это было связано с тем, что основным драйвером роста рынка проекторов в 2012 г. были тендеры в сферу образования, и при этом существенная часть закупок пришлась на не самые дешевые аппараты.
На протяжении всех последних лет традиционно борьба за лидерство разворачивается между тремя крупнейшими игроками - компаниями* Acer, BenQ и Epson. Однако их совокупная доля, оставаясь доминирующей - 57% рынка, снизилась за год почти на 3%. На вторую тройку - NEC, Vivitek и ViewSonic - приходятся еще внушительные 22% рынка. Но в целом интенсивность конкуренции на рынке проекторов была и остается довольно значительной.
Это показатели в натуральном выражении. Если же брать цифры в деньгах, то расстановка сил будет несколько иная. В частности, компания Panasonic, специализирующаяся на профессиональном оборудовании и наконец-то поглотившая в 2012 г. проекторный бизнес Sanyo, контролирует очень значительную долю рынка, что позволяет Panasonic даже находиться в тройке лидеров всего рынка.
Принтеры и настольные МФУ
В целом за 2012 г. объем российского рынка принтеров и настольных МФУ составил 4,4 млн штук, что всего на 1% больше, чем годом раньше. При этом два основных сегмента рынка показали почти одинаковую по величине, но противоположную по знаку динамику: продажи настольных МФУ выросли за год на 9% (в штуках), в то время как у принтеров наблюдалось падение на 9,4%. Денежный объем рынка составил чуть больше 915 млн долл., увеличившись за год на 3,3%, - сказалось смещение структуры продаж в пользу более дорогих устройств.
Со второй половины года на рынке осталась только одна категория устройств, спрос на которые продолжал расти - лазерные МФУ (примерно на 20%, т. е. так же, как и годом раньше), в то время как струйные многофункциональники, вслед за принтерами обеих технологий, перешли на траекторию спада.
Пятерку лидеров рынка печатающих устройств, как и в 2011 г., составили* компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.
Сканеры
Прошедший год для рынка планшетных сканеров оказался гораздо менее удачным, чем 2011 г., когда темпы роста продаж и в штуках и в деньгах выражались двухзначными числами. <Виноватой> оказалась вторая половина 2012 г., показавшая отрицательную динамику, что необычно с точки зрения сезонного фактора.
В результате по году в целом рост рынка планшетных сканеров прекратился, и даже произошло небольшое его падение в количественном выражении (около 1%). Всего пользователи приобрели чуть больше 250 тыс. сканеров. Показатель роста объема продаж в деньгах остался в положительной зоне (плюс 1.5% к 2011 г.) благодаря востребованности у пользователей более продвинутых моделей. Планшетные сканеры начального ценового уровня с невысоким разрешением и минимальной функциональностью перестали пользоваться повышенным спросом у покупателей, предпочитающих теперь использовать в качестве сканирующего устройства струйное или лазерное МФУ. Как и в предыдущие годы, около 90% всех проданных устройств пришлось на модели* Canon, Epson и Hewlett-Packard.
Противоположная картина наблюдалась на рынке документ-сканеров, для которых 2012 г. был наилучшим с точки зрения продаж. В первом полугодии его динамика была примерно такая же, как и годом раньше. Зато второе полугодие ознаменовалось серией крупных тендеров, что подняло годовые темпы роста продаж почти до 60% и в штуках и в деньгах (самые высокие показатели за последние годы). Всего за 2012 г. было продано около 63 тыс. документ-сканеров, более половины которых составили продукты* Fujitsu, Hewlett-Packard и Kodak.
Картриджи
Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2012 г. превысил сумму в 1 млрд долл., что уже превышает объем продаж самих устройств печати. Для этого результата понадобилось в штучном выражении продать чуть более 20 млн картриджей. По сравнению с 2011 г. рынок увеличился на 7,4% в штуках и 6% в деньгах.
Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 2,55 млн шт. на сумму около 11,9 млн долл. В отличие от предыдущих лет рынок не показал снижения, но рост был номинальным: менее 1% в штуках и около 2,5% - в деньгах.
Фотобумага
В 2012 г. рынок листовой фотобумаги заметно вырос: было продано 3,6 млн пачек, что на 15% больше, чем годом ранее. 15% для бумаги - значительная величина: в прошлом году рост отсутствовал совершенно, а этому рынку свойственна удивительная стабильность в объемах, несмотря на постоянную ротацию брендов и производителей. Бумага стала несколько дешевле, что повлияло на денежные показатели: объем рынка в деньгах вырос только на 5%, составив 23,12 млн долл. Расстановка лидеров несколько изменилась: в первую четверку вместо HP вошла компания Ink System Technology (IST). Консолидация рынка немного уменьшилась: доля четверки лидеров уменьшилась на 3% и сейчас составляет 73%.
ИБП
2012 г. на российском рынке ИБП оказался строго в рамках прогнозов. Всего было продано 2,34 млн аппаратов на сумму 554,3 млн долл. В годовом исчислении рынок вырос на номинальные 0,6% в штуках и на 7% - в деньгах.
В отличие от других отраслей различная динамика штучных и денежных показателей на рынке ИБП означает существенные структурные изменения в отрасли. В то время как массовая составляющая рынка стагнировала (из-за падения связанного рынка стационарных ПК), инфраструктурные решения продолжали уверенно расти. Драйвером роста по прежнему являлся сегмент ИБП для ЦОДов, но и <обычные> инфраструктурные решения также пользовались существенным спросом.
Бренд APC by Schneider Electric по-прежнему лидирует, но контролирует уже менее половины всего рынка в денежном выражении. Основными конкурентами данного производителя на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* CyberPower, Ippon, FSP, Powercom и Powerman. На рынке инфраструктурных решений ощутимы позиции компаний* Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta, GE DE, Inelt, Newave и Socomec UPS.
Полностью итоги развития различных сегментов российского ИТ-рынка в 2012 г. опубликованы в журнале <Бестселлеры IT-рынка>, N 1, 2013.