Своим опытом делится главный футуролог компании Cisco Дэйв Эванс
(Dave Evans)
Меня часто спрашивают, как я предсказываю будущее, вместо того, чтобы спросить, каким оно станет. Что ж, вот что я скажу по этому поводу.
Точное прогнозирование будущего - дело непростое. Датский физик Нильс Бор, получивший в 1922 году Нобелевскую премию по физике за исследования атомной структуры и квантовой механики, однажды сказал: "Предсказывать очень трудно, особенно - будущее".
Хотя предсказания будущего точной наукой не назовешь, прогнозы можно делать с удивительной точностью. Вот что для этого требуется:
Хширота охвата исследуемой темы. Ключи к пониманию будущего хранятся в самых разных местах. Именно поэтому я постоянно провожу исследования, создаю прототипы, читаю книги и статьи, смотрю видео, говорю с заказчиками, сотрудниками и коллегами, работаю в социальных сетях, посещаю конференции и брожу по просторам Интернета. Полученную таким образом информацию я использую для того, чтобы нащупать тенденции, указывающие вектор или направление дальнейшего развития. Но это лишь половина дела.
Оценивая информацию, я стремлюсь избегать присущих каждому человеку предубеждений и пристрастий (по крайней мере, на данном этапе). Дело в том, что люди часто боятся новых идей и противятся им. Возьмем, к примеру, Всеобъемлющий Интернет (Internet of Everything, IoE), новую ступень развития Интернета, на которой ко Всемирной паутине будут подключены люди, процессы, данные и физические объекты. В типичных комментариях к моим публикациям на данную тему сквозит озабоченность по поводу информационной безопасности и защиты личных данных. Сомнение - полезный и нужный элемент научного исследования, но оно не должно мешать развитию мысли, особенно на раннем этапе ее становления. Поэтому прогнозирование будущего требует беспристрастности, незамутненной какими-либо предубеждениями.
ХАпробированные методы исследования. Выявив ту или иную тенденцию, я использую метод сценарного планирования, позволяющий определить будущие состояния на несколько лет и даже десятилетий вперед. Затем я применяю метод "обратного прогнозирования", противоположный обычной методике прогнозов. В процессе обычного прогнозирования человек рассматривает текущее состояние и оценивает его будущие возможности. В процессе обратного прогнозирования я начинаю с будущего состояния и определяю, какие события должны произойти, чтобы данный сценарий сбылся. Определив эти события, я оцениваю их вероятность с помощью системы фильтров в виде вопросов: будет ли к моменту, когда должно произойти то или иное событие, доступна технология, делающая его возможным? Зависит ли это событие от других сопутствующих событий или технологий - например, от наличия источников энергии? Решает ли этот сценарий ту или иную реальную проблему (лишь в этом случае он будет понят и принят человечеством)?
ХОценка, коммуникации и обучение. После этого будущие состояния, прошедшие через все фильтры, я передаю на рассмотрение узкому кругу товарищей по работе, коллег и даже членов семьи, на объективное мнение которых я могу рассчитывать. Каждая из этих групп может выразить свое уникальное мнение, определяемое текущей работой, прошлым опытом и личным отношением ко мне. Получив обратную связь, я либо пересматриваю свою точку зрения и перехожу к следующему этапу, либо сразу перехожу к следующему этапу, ничего не пересматривая, либо хороню свою идею и начинаю процесс с нуля.
Будущие состояния, в которых я уверен, ложатся в основу различных документов (информационных бюллетеней, презентаций и даже патентных заявок), отражающих взгляды, устремленные в будущее. Эти взгляды распространяются всевозможными способами - путем публичных выступлений, в беседах с заказчиками, через Интернет и социальные сети. Последний этап этого цикла - оценка обратной связи и ее учет на следующем витке исследовательской спирали.
Важно помнить, что люди используют десятки методов прогнозирования. Поэтому главное - понять, какие процессы и инструменты больше всего подходят именно вам, с учетом ваших индивидуальных способов мышления и работы.