Статья американского журналиста Керри Дойла, автора многочисленных публикаций в журнале PCWeek, на портале ZDNet.com и в ряде других СМИ
http://thenetwork.cisco.com/.
Все больше компаний внедряют технологию прогностической аналитики, чтобы лучше понять своих заказчиков и с выгодой для себя воспользоваться полученной информацией. Анализируя всесторонние данные о заказчиках, организации стремятся получить исчерпывающее представление об их покупательских привычках и предпочтениях.
Инструменты прогностического анализа предназначены не только для профессионалов-аналитиков. Специалисты по маркетингу используют аналитические ресурсы для получения информации, позволяющей предложить покупателям скидки и купоны, определить наиболее лояльных заказчиков и повысить прибыль. Розничные торговые компании исходят из того, что для сохранения конкурентоспособности им нужно понимать не только текущие желания и потребности заказчиков, но и прогнозировать будущие тенденции. Однако столь широкое использование персональных данных вызывает вопросы по информационной безопасности. Эти вопросы активно обсуждаются представителями регулирующих и судебных органов, защитниками прав человека и частными компаниями.
Невысокие темпы экономического развития, рост осведомленности покупателей и бюджетные ограничения - все эти факторы затрудняют разработку стратегий прибыльного роста для розничных торговых компаний США. Это одна из причин, стимулирующих использование аналитических средств для получения информации, которую покупатели, скорее всего, предпочли бы держать при себе, особенно, если б им стало известно о чьих-то настойчивых попытках получить такие сведения.
Эта ситуация наиболее характерна для Интернета. Вы наверняка заметили, что если попытаться купить сумку через Интернет, а потом отказаться от этой затеи, то впоследствии назойливая реклама сумок будет сопровождать вас на каждом сайте. Это связано с тем, что розничные торговые компании отслеживают поведение покупателей, присваивают им виртуальные идентификационные номера и затем предлагают каждому покупателю целевую рекламу, пытаясь продать интересующие его продукты.
В современном мире прочно утвердился принцип многоканальной торговли, включающей продажи через Интернет, с помощью мобильных устройств и в привычных магазинах. При этом покупатели зачастую принимают решения о покупках, находясь одновременно в онлайновой и обычной, физической среде.
В онлайновой среде они обмениваются информацией о торговых марках, ищут нужные товары, получают сведения о них и повышают уровень информированности с помощью социальных сетей. В физической же среде они оценивают и проверяют товары, а также связывают их с определенными брендами. При этом, находясь в обычном магазине, покупатели пользуются мобильными устройствами для сравнения товаров и цен. Задача специалистов по маркетингу состоит в том, чтобы вовлечь покупателя в двусторонний диалог, сделать уникальные предложения и в конечном итоге продать продукт или услугу, а не просто передать несколько сообщений и стандартных рекламных предложений на смартфон или планшетный компьютер.
Развитие технологии смартфонов позволяет получать важную контекстуальную информацию и на ее основе делать пользователям актуальные предложения в правильном месте и в правильное время. В результате системы прогностической аналитики начинают действовать даже в традиционных магазинах. Анализ поведения покупателей в магазине - как раз та область, где мониторинг пользователей, находящихся в физической среде, может дать весьма ценную информацию.
Такие аналитические компании, как RetailNext, предлагают решения для мониторинга покупателей в реальном времени и использования полученной информации. Функциональность этих решений включает отслеживание перемещения покупателей в торговых залах, распознавание пола (мужской или женский) и узнавание посетителей, побывавших в магазине хотя бы однажды.
Остается неясным, будут ли покупатели ставиться в известность о том, что за ними столь пристально наблюдают люди, желающие увеличить свою прибыль. Продавцы пытаются устранить эти опасения, говоря, что полученная информация будет использоваться для персонализации и повышения качества продуктов и услуг.
Так или иначе, кое-где возникает озабоченность вопросами защиты персональных данных. В недавнем отчете Всемирного экономического форума эти вопросы подробно рассмотрены и сопровождаются рядом рекомендаций по защите персональной информации. При этом выбор уровня защиты будет осуществляться конечными пользователями.
Идея состоит в том, что все записанные данные будут получать программные метки персональных предпочтений, показывающие, каким образом разрешается использовать эти данные. Персональные данные, включая производную информацию, полученную с помощью прогностической аналитики, будут регистрироваться, а нарушители правил их использования - наказываться.
Но опора лишь на технологические средства защиты персональных данных не может быть достаточно эффективной. Многие специалисты считают, что для защиты этих данных нужно разработать более строгие правила борьбы со злоупотреблениями персональной информацией в компаниях и торговых предприятиях. Для этого медиалаборатория Массачусетского технологического института (MIT Media Lab), ведущая разработку новых технологий, предложила базовые принципы записи персональных данных.
Первый из трех предлагаемых принципов утверждает право пользователя на владение своими персональными данными и контроль за методами их использования, а также право на удаление и распространение этих данных по своему усмотрению. С этой целью было создано защищенное хранилище персональных данных openPDS (Privacy-Preserving Personal Data Store), позволяющее контролировать, хранить и проверять потоки персональных данных. Вполне возможно, что это хранилище подорвет значение брокеров, занимающихся данными, и позволит лучше защитить личную информацию пользователей.
Совершенно очевидно, что решения о методах использования данных, полученных в результате прогностической аналитики, не могут отдаваться на откуп специалистам по маркетингу и аналитикам розничных торговых компаний в надежде на их честность и порядочность. Как известно, коммерция - процесс двусторонний, и так было всегда на протяжении многих столетий. Кроме того, совершенно ясно, что продавцам нужна непрерывная обратная связь с покупателями, позволяющая предлагать нужные продукты, услуги и сервисные методы.
Однако растущий объем данных требует одновременного расширения прав индивидуального пользователя на владение личной информацией. Аналогичные идеи были в ходу в 1960-е годы, когда мэйнфреймы впервые стали собирать финансовую информацию о миллионах жителей США в интересах федерального налогового управления IRS и набирающих силу кредитных бюро. В результате в 1970 году был принят закон о кредитной отчетности (Fair Credit Reporting Act), признавший право гражданина на контроль за использованием данной информации. Очень может быть, что Big Data и прогностическая аналитика выводят этот вопрос на качественно новый уровень.