TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


23.10.2005
16:38

Василий Пригодич. Чак Паланик, или Кнут и пряник

14.10.2005
16:15

Василий Пригодич. Заметки о...

14.10.2005
16:14

Василий Пригодич. Заметки о...

05.10.2005
02:02

Василий Пригодич. Старый Мститель, или Новый граф Монтекристо

13.09.2005
02:15

Василий Пригодич. Волос Венеры, или Роман о...

29.08.2005
21:39

Василий Пригодич. Точка обмана, или Точка обмена (о романе Дэна Брауна)

12.07.2005
23:38

Михаил Бабкин. Иерархи Русской Православной Церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г. ). Статья.

14.06.2005
03:14

Имеющий уши да слышит..," или Год да Винчи - новая статья Василия Пригодича

23.05.2005
02:17

Две песни русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

17.05.2005
21:30

Сергей Гречишкин (Василий Пригодич). Девочке златоволосой. Рифмованный текст.

17.05.2005
21:09

Сергей Васильевич Гречишкин, или Письма с войны, письма из войны. Часть II.

08.05.2005
01:06

Письма с войны, письма из войны, или Сергей Васильевич Гречишкин. Великой победе в Великой войне. Часть I.

01.04.2005
03:33

Светлая книга, или Книжный свет

    Светлая книга,

    или Книжный свет

    ╚┘я не нужен живым после того, как умру,

    но не нужен и мертвым, пока жив╩

    Алексей Слаповский

    ╚Смерть для высокоразвитых людей √

    это не более, чем увлекательное приключение╩

    Д.Роулинг (автор саги о Гарри Поттере)

    Друг мой, нежданный-негаданный читатель, думаешь ли Ты о смерти. Нет? Славно! Каждый час? Ну, это перебор, как говаривают кар-тежники. Актуальная ╚обмирщенная╩ культура (поведенческая, вербаль-ная, художественная, естественно-научная и т.д.) ╚вытесняет╩ (гнусное словечко гнусной Венской конференции) смерть из общежительной Ойку-мены (так скажем). Мыслишка тривиальная и пошлая, но дельная и вполне содержательная, увы. Помирать-то придется. Как профессиональный боль-ной, несколько раз стоявший на ЭТОЙ меже-мете, скажу, что на самом де-ле умереть не так-то и просто (сказанное не относится к внезапной катаст-рофической кончине). На всю жизнь я запомнил изречение великого пси-холога-психиатра В.М.Бехтерева (1857-1927; да, да, того самого, которого Усатый Хозяин ╚прибрал╩), переданное мне из уст в уста его прямым уче-ником, стариком-профессором (давно в Небесном Легионе): ╚Для того, чтобы серИозно болеть, нужно иметь очень КРЕПКОЕ здоровье; обычно люди умирают сразу╩. Да-с, в мире мудрых мыслей.

    Впервые я увидел смерть в далеком 1955 году. Моя восьмидеся-типятилетняя бабушка вдруг легла в постель, три дня пролежала, просила только пить и отошла┘ Она, простая русская женщина, верующая, поло-вину жизни прожившая в Старой России, ни на что не жаловалась, никого не обвиняла. Время пришло и она, преизбыточно преисполненная жизнью, ее соком и влажностью, ушла величаво и несуетно.

    Последняя смерть в моей живой жизни┘ В ночь на 8 ноября прошлого года в Сочи умер мой старинный друг, доцент кафедры теории и истории государства права Санкт-Петербургского университета Валерий Эвальдович Краснянский (64 годочка). В правительстве первого и послед-него питерского мэра Валерий был министром, главой Фонда имущества. Корешок мой заветный, меценат, покровитель искусств и поэзии, умер во сне. Вот ТАКОЙ смерти, как у моей бабки и моего друга-брата, можно бе-шено, до судорог, до слюны на подбородке, завидовать. Больше ничему и никому на свете завидовать не стоит, ибо┘ (см. Книгу Псалмов, Книгу Эк┘ ну это и свинари знают).

    Любому НАСТОЯЩЕМУ художнику всегда блазнится-мерещится смерть. От Гомера до Акунина┘ Лучшие, наигениальнейшие страницы Толстого √ про нее, про Нежную Даму (╚Три смерти╩, ╚Смерть Ивана Ильича╩, последние дни Болконского в ╚Войне и мире╩).

    Веруешь ли Ты, читатель, в Господа нашего Иисуса Христа, в Аллаха, в Кришну (в Кришнамурти ?), в Будду Амиду, в Будду Амитабу, в грозного Бога Израиля или веришь только в доллар, в индекс Доу-Джонса,в блядство, в сытную еду, в развлекательное (криминальное) чти-во √ без разницы. Верующие и неверующие, теисты, деисты, агностики, богоборцы √ все будем в Царствии Небесном. Вот там свидимся и потол-куем. А, может быть, и не встретимся, ибо есть старая злая мудрость: каж-дому воздастся по вере его┘

    Я отчасти начитанный человек, и вот меня поразила пронзитель-ная строка Александра Введенского (был такой поэт-╚обэриут╩√обериут? Забыл, как пишется, кстати, родной дядя человека, с которым я когда-то дружествовал-горячительные напитки употреблял):

    Кругом, возможно, Бог.

    Вот в этом ╚возможно╩, братцы, и заключена, как зародыш в яй-це, вся наша лепая и нелепая жизнь-жистянка-жестянка. Нетерпеливый чи-татель скажет: чегой-то так Пригодич распоэзился, заперхал и закуковал. Смерть? Мы жить хотим и ╚хочем╩. Друзья, от всего сердца желаю: живи-те долго.

    Встревожила-растревожила-скукожила1 меня чрезвычайно изящно изданная книга: Б.Акунин, Г.Чхартишвили. Кладбищенские истории. М.: Колибри, 2004. 240 С. Тираж 50 000 экземпляров. Рисунки Татьяны Никитиной (чудные). Дизайн Михаила Никитина (ненавязчиво элегантный). Книга снабжена многочисленными черно-белыми (безыскус-ными якобы) кладбищенскими фотографиями, сделанными автором (при рассматривании этих ╚фото╩ зачастую оторопь берет).

    Смерть золотой нитью прошивает ВСЕ произведения Акунина, якобы принадлежащие к жанру полудетской, развлекательной беллетри-стики. Гусь-буковские книгочеи со мной согласятся (или не согласятся; без разницы). Помнит ли читатель, что перу создателя Фандорина-Пелагии принадлежит великолепное фундаментальное (жутковатое) исследование: Григорий Чхартишвили. Писатель и самоубийство. М., 2000. 576 С. Тираж 10 100 экземпляров. Если кто соблаговолит, см. мою заметку об этой книге: Маска сброшена, или Истинное лицо Бориса Акунина

    http://www.prigodich.8m.com/html/notes/notes.html

    (колонку слева прокрутить вниз, ╧ 46). Или:

    http://www.pereplet.ru/kot/37.html#37

    Мировидение-миропонимание Акунина-Чхартишвили опреде-лить-понять-уловить чрезвычайно затруднительно. Однако попробуем: не-имоверно (безмерно, непомерно) добрый апологет-критик Западного Ми-ра, увы, внехристианин, надхристианин, подхристианин с мощными дзен-скими обертонами-лейтмотивами. Неуклюже, но в ╚тему╩. Ох, не прост, не прост наш автор, отказывающийся от звания ПИСАТЕЛЯ, заявляющий, что он ╚массовик-затейник╩ (С. 5). Литературный двуликий Янус (Аку-нин-Чхартишвили) с висельническим юморком именует себя ТАТОФИ-ЛОМ (╚любителем кладбищ╩ √ ╚оказывается существует на свете такое экзотическое хобби╩ (С. 6), но ни в коем случае ╚некрофилом╩.

    Дернем леопарда за хвост. О чем книга? Да, так, кладбищенские описания (Чхартишвили) и кладбищенские рассказики (Акунин). Беллет-ристика, блин, ╚развлекуха╩, правда, от нее трансцендентным морозцем потягивает, да инфернальной серой попахивает. Бывает.

    Объсняю для ╚непродвинутых╩. Автор-эссеист под своим под-линным именем ╚шастает╩ по кладбищам (Старое Донское, Хайгейтское, Пер-Лашез, Иностранное кладбище в Иокогаме, нью-йоркский погост Грин-Вуд, город мертвых на Масленичной горе в Иерусалиме), резонерст-вует, печалится, фотографирует, медитирует и разрешается резиньяциями. Вторая ипостась сочинителя (Борис Акунин) пописывает-записывает клад-бищенские историйки. Однако какие резиньяции и какие рассказики: мощ-ные, ладные, складные, обращенные к уму и сердцу читателя. Читатель, хватит дупу чесать, дуй в книжный магазин, купи эту книгу, не пожале-ешь: качество гарантирую. Господам марксистам-троцкистам-коммунистам Чхартишвили-Акунина читать не советую: Карл Маркс в по-смертной роли вампира-вурдалака-упыря √ это для них непереносимо: в корчах падучей забьются.

    Читатель, помнишь ли Ты, что ранняя редакция романа ╚Доктор Живаго╩ имела название ╚Смерти нет╩? Так вот, если одолеешь книгу Акунина, поймешь (или подтвердишь свое видение-понимание), что ЕЁ, действительно, нет и не будет. Здесь я совсем не имею в виду христиан-скую ╚жизнь вечную╩ (это предмет веры, а не словесных ратоборствова-ний). Приведу два чеканных афоризма: ╚Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, остаются навсегда╩ (С. 6); ╚Рождение и смерть √ это не сте-ны, а двери╩.

    В конце книги писатель формулирует задачу мирового людского сообщества: ╚Главная мечта человечества √ избавиться от страха смерти, а вместе с ним и от всех прочих страхов. Это означает не вообще уничто-жить смерть, а исключить смерть неожиданную, непредсказуемую и преж-девременную┘ Когда смерть перестанет внушать страх и восприниматься как зло, можно будет считать, что человечество свой путь благополучно завершило и вернулось в Эдем╩ (С. 226). Тривиальная, казалось бы, мысль, а вся книга √ развернутый комментарий к ней. Ох, и хочется же обильно и сверхобильно цитировать книгу, а нельзя, ибо не дело: надо свои скудоум-ные мыслишки выуживать из канавы.

    Эх, о каких ╚ушедших╩ повествует Чхартишвили, посетивший ╚дорогие могилы╩ (Достоевский): Салтычиха, Карл-Хейнрих (!!!) Маркс, Абеляр и Элоиза, Бальзак, Жерар де Нерваль, Альфред де Мюссе, Оскар Уайльд, Аполлинер, Модильяни, Айседора Дункан, Махно, Джим Морри-сон и прочая, и прочая, и прочая. И фото, и фото, и фото могил и надгро-бий┘ Кладбищенские рассказы Акунина превосходны, кстати, в одном из них появляется небезызвестный коллежский асессор (чиновник восьмого класса в ╚Табели о рангах╩) Эраст Фандорин. Действие рассказа происхо-дит на ╚иностранном╩ кладбище в Иокогаме.

    Устал я строчить о высоком. Вильнем хвостом. Вот дивная исто-рия про Иокогаму. Был у меня в 1970-е годочки, как теперь пишут, высо-кодуховные и высокоморальные, товарищ Лев Р. Левушка был единствен-ным на всю совдепию светским специалистом по церковной музыке, заве-довал фонограммархивом Института истории религии и атеизма. Институт размещался в Казанском соборе, а фонограммархив √ в отдельном поме-щении на улице Плеханова (в девичестве √ Казанской). Человек он был чу-десный, ласковый, добрый, бесподобно играл на гармошке и пел ╚Лазаря╩. И вот как-то к ученым-безбожникам нагрянула ученая-синтоистка, ба-рышня, изучавшая (ее тему работы я хорошо помню) церковные элементы в музыке Чайковского (плюс литургические произведения композитора, которые тогда были запрещены). Натурально, японка хорошо говорила по-русски (ноблесс оближ √ историк русской музыки).

    И приключился у них скоротечный роман, как ╚Солнечный удар╩ (Бунин). Любая связь с иностранцами тогда не приветствовалась, мягко говоря; по себе знаю). Двое суток они (по понятным причинам) не вылезали из фонограммархива. Потом Лева поехал провожать ее в аэро-порт. Там они поцеловались на прощанье (они не думали, что навсегда), барышня протянула ему визитную карточку и сказала: ╚Будешь в Иокога-ме - позвони╩). Никогда Лева не побывал в Иокогаме, а японку в Россию больше не пустили (видимо, кто-то ╚стуканул╩). Сейчас о таких прелестях пожухлых Софии Власьевны и Цецилии Карловны никто и не знает, а кто знал √ забыл, а зря. Вернемся к нашим покойникам.

    Чхартишвили, японист, выдающийся переводчик японской лите-ратуры (кто читал Мисиму в его переложении, никогда не забудет) √ чело-век непомерной, но отнюдь (избави Бог) не кичливой культуры. Акунин живет в культуре, как во вселенской ╚коммуналке╩ со скандальными на-сельниками, тараканами, вонючими носками, кривоногими детьми, тошно-творными борщами и √ одновременно √ в раю с ангелами бестелесными в их сложной иерархии.

    Автор ╚выступает╩ о по поводу маркиза де Ривайля, выпустив-шего под псевдонимом Алан Кардек тома: ╚Книга духов╩ и ╚Книга ме-диумов╩ √ священное писание спиритов-медиумистов (почувствуйте раз-ницу). Кстати, великий химик А.М.Бутлеров (1828-1886) издал громад-ный том ╚Труды по медиумизму╩ (год издания забыл, об этом, увы, в газе-те не прочитаешь)

    Не всем, однако, это интересно. Все же скажу пару фраз. Я чи-тал эти книги с выписками в конце 1960-х годочков в ╚спецхране╩ (!!!) Публичной библиотеки (кто сейчас помнит отделы специального хранения в больших библиотеках), когда усиленно занимался изучением оккультных проделок В.Я.Брюсова√ А.Л.Миропольского (наст. фам. А.А.Ланг, симво-лист второй руки, но маг √ первого ранга). Ну, ладно, мне такое чтение было нужно по ╚делу╩, а Бакунину-Чхартишвили к чему ЭТО┘ Бог весть.

    Пора закругляться, т.е. и честь знать. Приоткрою занавеску ис-поведальни. Читатель, эта заметка, как и все прочие мои статейки (в отли-чие от ╚ученых╩ опусов) написана в один присест, в состоянии специфиче-ского транса, набело; шесть с половиной часов я не вставал из-за машины бесовской, не пил, не ел, даже пИсать не ходил. Как составитель рифмо-ванных текстов осмелюсь сказать √ сие нечто вроде вдохновения (впрочем, это слово слишком захватано жирными пальцами разных бесстыжих крас-нобаев).

    Читатель, когда прочитаешь ╚Кладбищенские истории╩, на Тебя сойдет великий покой, ибо писатель √ великий утешитель, добрый, терпе-ливый, великодушный, всепонимающий и всепрощающий. Фаворский свет. Паламический огонь. Светоносный эфир. Вот такая, бля, танатология, как гутарят в рюмочных под паленую водочку. Великое утешение и ве-ликий свет (простите за высокопарность, больше не буду). Большой писа-тель Борис Акунин превращается в сверхбольшого┘ А истерические раз-носы-поносы-доносы ему, как с окурка пепел. Вот так!

    23 марта 2005 г. 8 час. 17 мин.

    Солнечное морозное утро.

    Давление 168/93. Пульс 102.

    Петергоф.

    Завтра мне √ 57 лет.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
256076  2005-04-01 03:34:24
-

256096  2005-04-05 01:29:48
-

256118  2005-04-08 16:34:50
-

31.03.2005
17:02

Авторы-оборотни против Орануса? - статья Дмитрия Языкова о творчестве Виктора Пелевина

09.01.2005
14:34

Грустное имя: Ольгин, или Веселое имя: Ольгин - заметка Василия Пригодича

12.11.2004
16:58

Валерию Краснянскому - стихотворение Василия Пригодича

07.11.2004
01:49

Норманнская Англия, или Английские норманны

10.10.2004
20:58

"Бесчестье" "Осени" в Петербурге", или "Безнравственное безволие" и нравственная воля (первая в новом сесоне заметка о творчестве Лж.М.Кутзее, лауреата нобелевской премии по литературе 2003 г.)

28.08.2004
14:04

Лариса Володимерова. "Кошачий ящик".

07.06.2004
18:31

Умер Владимир Петрович Купченко

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100