Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

29.12.2000
12:54

Предновогодние мысли Великих о Сети

27.12.2000
16:47

Цицероны Гестбук

19.12.2000
00:04

Русский вздор

13.12.2000
20:58

Русское чудо-юдо

    В сказочном фольклоре это такое нелепое существо - карамора, симулякр, глокая куздра. На протяжении веков Россия беспрерывно воспроизводила своих национальных чуд-юд, и вот одно из них: руспатриот. Рифмуется, увы, с "идиот". Не будем столь уж саркастичны: именно так назвал свой великий роман великий Достоевский. Трудно найти во всей мировой литературе роман со столь неожиданным, эпатирующим названием. Опыт показывает, однако, что гениальные художники и в своих названиях гениальны. Если попытаться найти для романа Достоевского столь же емкое, но более нейтральное название ( " Князь Мышкин "; " Князь Мышкин и другие " ), как сразу же обнаружится исчезновение некоторого полемического обертона, развивающегося в романе до грандиозной мировоззренческой предпосылки. Князь Мышкин у Достоевского " идиот " , Соня Мармеладова и Лизавета " юродивые " , Макар Долгорукий, Алеша, Зосима, брат Зосимы Маркел - " блаженные " , но именно в них реализован нравственный идеал писателя. " Идиоты " и " идеалы " у Достоевского отнюдь не противопоставлены друг другу. " Идиотская " правда Мышкина представляется таковой лишь его прагматическому окружению. " Чудаки ", " блаженные ", " юродивые ", " отверженные ", " нищие духом " на страницах Достоевского не исключение, но определенный и беспрерывно воспроизводимый архетип русского сознания-поведения как поведения внутренне чуждого и по своей этической сущности превосходящего буржуазный кодекс нравственных норм.

    Князь Мышкин у Достоевского не только идеальная личность. Он еще и пламенный патриот, поражающий собеседников пророчествами о мировом предназначении России.

    Но какое имеют отношение "идиоты" Достоевского к чадному клиру, толкущемуся сегодня в коридорах "Молодой гвардии" и "Москвы"? Вот именно , ни малейшего. С некоторыми из них автору сего довелось пообщаться.

     

    - Россия - это что-то такое, что ух! единственное и неповторимое, изумруд в короне у Господа-бога. Ее гложет заморский Кащей, но придет другой, патриотический Кащей и повергнет своим вонмигласным словесы технотронное бесовство Запада! И буди, и буди! И воссияет Духовный Зрак Русской Цивилизации, и препояшутся ее православные Богатыри, и сотворят дело Русское, Богу угодное.

     

    Пародия, монолог Поприщина, лингвистический сдвиг по фазе? Отнюдь. Именно в таких шизоидных образах чаще всего воплощается сегодня русская патриотическая идея. Таковы же, увы, и ее носители. В худшем случае это нечесаный, сильно пьющий графоман с "Домостроем" подмышкой, выдаваемым им за высшее достижение Славянской Цивилизации. Россия чудится ему каким-то опереточным Беловодьем, есенинской Шамбалой с молочными реками и кисельными берегами, на которых стоят нестеровские иноки и поют "Боже, Царя храни!" или что-нибудь в этом роде. Упаси Господь вдаться с ним в полемику. Он набычится, обдаст вас презрением и покинет место разговора, бормоча про себя: "Еще один супостат на мою русскую голову, чур меня от этого жидовина, чур". Он - блаженный. Русское чудо-юдо с фольклорной путаницей в голове.

    Оставим его поэтому и перейдем в высшие этажи нашего патриотического Олимпа. Они населены академическими мужами со степенями и званиями, их интерьеры выдержаны в стиле профессорских кабинетов, на стенах портреты Солженицына и Кожинова, книжные полки ломятся от диссертаций и работ.

    Но и в этих работах та же отвлеченность мысли, прекраснодушное глаголание.

    Вот, например, цикл статей Владимира Варавы "Россия. Путь к себе". Умнейшие размышления интеллигентного образованного человека. Основательное знание первоисточников, не только отечественных, но и западных. Обильные цитации, последовательное изложение, отличный слог.

    А все-таки со второй страницы автор начинает напоминать витию из вступления к поэме Блока "Двенадцать". Никакой конкретики: действующие лица - Россия, Америка, Запад, христианство, "прошлое", "будущее", "русский путь". Шестьдесят электронных страниц заполнены доказательствами того, что "Запад" это плохо, а "Россия" - хорошо. Доказательства чрезвычайно убедительны. Во всяком случае пишущий эти строки согласился с автором сборника на все сто. Но какой от этого прок? Что толку в русофильских пассажах, даже и талантливых, если они вещаются в пустоту? Особенно удручает привычка автора злоупотреблять императивными оборотами типа "требуется", "необходимо" и "должна":

     

    "Сейчас необходимо глубокое продумывание причин общей нестабильности России, которая коренится не столько в политико-экономической, сколько в духовно-нравственной сфере. Требуется радикальная переоценка существующих ценностей - разворот от псевдоидей демократического прогресса к подлинно духовно-культурному осмыслению целостности исторического бытия России."

     

    Но почему именно это "необходимо" и кому это необходимо и "требуется"? Хорошо, вот мы, интеллектуальные Кандиды, накреним свои черепа и начнем глубоко продумывать и радикально переоценивать. Изменится ли от этого что-нибудь в существующем порядке вещей? Споткнутся ли на своих неправедных (или праведных) путях начальники жизни, застынут пораженные, как громом Гайдар, Чубайс, Мадлен Олбрайт, запросятся они в монастырь? Если автор такой умный и патриотический, почему же он, как минимум, не в президентской администрации или не в дирекции ОРТ?

    - Я не прагматик. Я не деловар, а мыслитель.

    - И очень плохо, - возразим мы на это. - Вам кажется, что сейчас вы сделали себе комплимент. На самом же деле вы признали свою постыдную беспомощность.

    И действительно: чем красноречивее сегодня патриоты на Руси, тем они невостребованнее. Тотальный политический кризис 90-х годов подарил им уникальную возможность ударить кулаком по столу и овладеть кормилом России. Вместо этого они предались безадресному глаголанию на манер цитируемого здесь текста и в конце концов были отставлены даже от занимаемых ими в советские времена должностей и мест. Патриотическая пресса влачит сегодня жалкое существование на задворках информационного мира, а почему? "Потому что его захватили циничные, ловкие и умелые." Да, но зачем вы позволили им сделать это? "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" - вопрос мучительный, невыносимый для пишущего эти строки. В том, что пишущий эти строки оказался на склоне лет в положении Васисуалия Лоханкина, прикарпатского Кифы Мокиевича, он не намерен никого винить, кроме самого себя, и призывает к тому же собравшихся на этом патриотическом сайте.

    Есть патриотизм и патриотизм. Патриотизм Петра Первого и Сталина угоден русскому Богу, потому что он выразился в создании державы полумира, защищенной могучей армией и флотом и жестоко наказывавшей своих подданных за нерадивость и лень. А патриотизм звездочетов-публицистов, повторяющих на разные лады "Россия должна" и "да воскресе Россия!" - это так, сотрясение воздуха и говорение слов. Целое десятилетие Россия валилась в историческую яму, а ее интеллигенция предавалась (и продолжает предаваться) строительству воздушных замков, в которых никакой нормальный обыватель не смог бы жить.

    Но так было всегда. Русская патриотическая идея всегда страдала неуловимым изъяном, ставившим ее в конфликтные отношения с собственным народом. Славянофильство, "почвенничество" не выделило из себя ни одной по-настоящему мощной личности и никак не повлияло на реальную политику российского государства. Константин Аксаков переодевался, как ему казалось, в исконно русские одежды, а простой люд принимал его за перса. Вот таким же "персом" выглядит и сегодняшняя патриотическая мысль в бурлении урбанистических, технократических, инженерных идеологий и инициатив. Прижизненная деловая каторга, конечно, менее симпатична русской душе, чем поэтическое созерцание мира, но что делать, если "созерцающий" вообще не предусмотрен в новом проекте жизни.

    ... Перечитал написанное и почувствовал, что оно немного бесцеремонно по отношению к умному и талантливому Владимиру Вараве. Но переделывать не буду. Я критиковал Вараву в самом себе. Смайлик.

12.12.2000
16:30

Современная Галичина: русско-украинский диалог

08.12.2000
00:52

Ящик Пандоры

07.12.2000
09:28

Фемины о феминах

21.10.2000
15:16

Как я перестал бояться и научился любить атомную бомбу

09.10.2000
18:34

Чечня, чеченцы, зона Марса

29.09.2000
15:13

Большой Дорфман

22.09.2000
16:54

Останкинская карусель

19.09.2000
14:34

"Курск": посткриптум

15.09.2000
16:17

Список Березовского

08.08.2000
21:05

Леонид Делицын, жрец и жертва русского Интернета

31.07.2000
17:17

Костырко и Быков, фотомодели Сети

05.07.2000
15:16

Homo Interneticus - Опыт диагноза

23.06.2000
12:08

О Викторе Топорове

20.06.2000
18:38

Президент Путин и еврей Гусинский

12.06.2000
17:19

Дети подземелья на сайте Арт-Лито

01.06.2000
16:31

Мой ответ Борису Парамонову

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100