КАЛЕНДАРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ
СПРАВОЧНИКЪ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
|
||
Предисловие С. А. Белокурова |
III-V
|
|
Предисловие Н. В. Степанова |
V??-VIII
|
|
Глава 1.
|
Русский церковный и гражданский год |
1-15
|
Глава 2.
|
Хронологнческия таблицы. О разных системах счета годов |
15-29
|
Глава 3.
|
Счет дней в году по разным календарям |
30-36
|
Глава 4.
|
Фазы луны |
36-46
|
Таблицы |
||
1.
|
Вруцелета |
47
|
2.
|
Табель-Календарь |
48-49
|
3.
|
Круги луны |
50
|
3 bis.
|
Золотые числа |
51
|
4.
|
(Дреииейшие основания. Пасхальные полнолуния) |
52
|
5.
|
Круги солнца |
|
6.
|
Индикты |
53
|
7.
|
(Определение дня христианской пасхи по кругу луны и вруцелету) |
54
|
8.
|
(Тоже по номеру круга солнца и круга луны) |
55
|
9.
|
??асхалия зрячая по ключевым словам |
56-57
|
10.
|
Пасхальный год |
58-63
|
11.
|
Обращение Великаго Индиктиона |
64-69
|
12.
|
Обозрительная таблица годов Великого Индиктиона |
70
|
13.
|
Грегорианская пасха |
71
|
14-17.
|
Грегорианская пасхалия.
-- 14. Таблица золотых чисел. -- 15. Таблица эпакт, -- 16. Таблица воскресных букв. -- 17. Таблица пасхальная |
72-73
|
18.
|
Еврейская пасха |
74-75
|
19-23.
|
Для вычисления дня еврейской пасхи |
76-79
|
24.
|
Сравнение некоторых систем времясчисления по солнечному переменному календарю |
80-83
|
25-27.
|
Сравнение стилей, употребляющихся в России |
85-87
|
28.
|
532-летние циклы |
88-91
|
29.
|
Новогодия египетского и армянского года |
92-95
|
30.
|
Новогодия магометанского времясчисления |
96-99
|
31.
|
Новогодия еврейских годов |
100-103
|
32.
|
Сравнение счета времени по разным календарям в январе -- декабре |
104-127
|
33.
|
Александрийский календарь |
128-129
|
34 и 35.
|
Перевод чисел месяцев подвижных годов на Юлианский календарь |
130-133
|
36.
|
Лунное течение |
134-139
|
37.
|
Указатель таблиц ново- и- полнолуний |
292-295
|
38-39.
|
Новолуиия и полнолуния |
140-291
|
40.
|
Перевод поправок a + aи b + b на доли дня |
296-291
|
41.
|
Перевод долей дня на часы и минуты |
298
|
|
299-308
|
|
Опечатки |
VI
|
Пример 2-ой.
В
какой день недели пришлось 19-ое февраля 1861 года?
Вруцелето
1861 года Z (по табл. 1).
Берем в отделе
месяцев
январского года табл. 2-ой столбец с надписью февраль простого года.
Число
19, находящееся в одном вертикальном столбце с этим февралем, указывает
на воскресенъе (в графе с вруцелетом 2).
Пример
3-й. На какой день недели нриходилось 3 мая 6571 мартовского года?
В таблице
1, по числам 6500 и 71 находим вруцелето 6571 года -- В.
В отделе табл.
2 с надписью месяцы мартовского года ищем месяц май, в столбце
с названием этого месяца ищем число 3; на одной горизонтальпой строке с
этим числом над вруцелетом В стоит искомое пазвание суббота.
Пример
4-й. На какой день недели падало 23 октября 7163 сентябрьского года?
Вруцелето
7163 года -- З.
7163-й год
-- простой.
В отделе табл.
2 с надписью месяцы сснтябрьского года ищем октябрь простого
года; ищем в этом столбце число 23; в одной горизонтальной строке с
этим чнслом, в отделе названй дней недели, находим над вруцелетом З --
понеделъник.
Это и есть
название 23 октября 7163 сентябрьского года.
Примечание.
Ультра-мартовский год надо перевести на мартовский (или январский), чтобы
по последнему определить название дня недели даты ультра-мартовского года.
C. Лунно
пасхалъный год и его факторы. Православная пасха определяется церковью
по лунному календарю. Пасха празднуется 1) в первое воскресенье 2) после
первого весеннего полнолуния,[Лебедев]
3) случающегося 21-го марта, 4) или ближайшим образом после 21 марта.
Примечание.
21-ое марта, ошибочно для старого стиля, принимается за день весеннего
равноденствия. Задача определения дня христианской пасхи сводится таким
образом 1) к определению весеннего полнолуния и 2) к определению ближайшего
следующего за ним воскресенья.
I) Определение церковного весеннего полнолуния.
Весеннее полнолуние
определяется особым девятнадцатилетним (александрийским, слегка однако
измененным византийцами) лунным циклом.
19-летний цикл изобретен
Метоном в V веке до. Р. X. В пасхалии он называется кругом луны.
В основе расчетов
по лунному циклу положены церковью следующие допущения.
1) 235 лунаций
равны 19-ти юлианским годам; это значитъ, что
через каждые 19 юлианских лет ново- и полно-луния падают
на одни и те же числа.
2) Для расчетов
пасхалистнческих принимается, что год всегда имеет 365 дней; результаты
подсчетов прилагаются однако к реальным годам в 365 и 366 дней. Возникающие
при этом неточности считаются исчезающе малыми.
3) 235 лунации
делятся на 19 групп в 12 и 13 лунаций. Каждая группа называется лунным
годом. Год в 12 лунаций иазывастся простым, год в 13 лунаций -- энболимическим.
4) Месяцы
лунного года, начиная с 1-ой лунации, имеют поочередно 30 и 29 дней. Все
тринадцатые лунации имеют по 30 дней. Лишь тринадцатая лунация в 16 круге
луны считается 29-дневной. Без такого допущения 236-я лунация не
началась
бы в одно и то же число с 1-ой лунацией, (иначе -- 19-летний лунный цикл
был бы непригоден).
Благодаря
этому, простой лунный год содержит 354 дня, т. е. он короче простого юлианского
года на 11 дней, а эмболимический год длиннее юлианского на 19 дней, ибо
имеет 384 дня, (за нсключением 16-го года византийского лунного цикла,
который, будучи эмболимическим, имеет 383 дня).
5) Первый
год 1-го лунного цикла по византийской пасхалии начинается с 1 годом византийской
эры. Поэтому номер круга луны, падающий на данный год византийской эры,
есть остаток от деления номера года на 19.
Так круг луны
6425 года есть 3, ибо 6425=19*338+3.
Таблица
3 дает круг луны по номеру года без вычислений.
Чтобы найти
круг
луны данного года надо разбить номер данного года на 2 слагаемых: 1)
тысячи и сотни года и 2) десятки и единицы года. Круг луны находится на
пересечении двух столбцов 1) с тысячами и сотнями года и 2) с десятками
и единицами года.
Так, на пересечении
столбцов с надписыо 6400 и 25 находится число 3; это значнт, что круг луны
6425 года есть 3.
Примечание.
Византийские круги луны переработаны из алексаандрийского круга луны
понижением
номера круга на 3 единицы. Так, 1 византийский круг луны = 4-му александрийскому
кругу луны. Номер александрийского круга луны, соответствующий данному
византийскому кругу луны называется золотым числом года. Золотые
числа года можно отыскать в таблище 3-bis. [Лебедев]
Чтобы по кругам луны находить полнолуния
пасхальной луны византийцам служили, так называемые, фемелионы или
фемелиосы.
Эти
фемелионы даны в таблице 4 в рубрике, названной "древнейшие основания".
Фемелион при данном круге луны есть возраст луны 1-го января или 1-го марта
данного года1). Так, из таблицы 4-ой видно,
что фемелион,
1) Так
как в январе 31 день, а в феврале 28 дней, то в обоих месяцах столько дней
(59), сколысо в двух лунациях вмеcте (30+29). Поэтому возраст церковной
луны 1-го января равен возрасту луны 1-го марта.
древнейшее основание, в 1 круге луны есть 12. Это значит,
что при 1-м круге луны 1-го марта данного года луна бывает 12-ти дневной.
Прн втором круге луны древнейшее основание (фемелион) есть 23; это значитъ,
что 1-го марта 2-го круга луны луна имеет возраст 23-х дней, т. е. что
новолуние было 22 дня тому назад, а 1-го марта новая лунация протекает
свой 23-й день. Вглядываясь в строй древнейших оснований, находим, что
фемелионы из года в год увеличиваются па 11 единиц или на 11-30, т. е.
на -19. Что и естественно, так как лунный простой год короче юлианского
(в 365 дней) на 11 дней. Лишь при переходе с 16 круга на 17 возраст луны
увеличивается на 12 (-30) единиц, благодаря краткости 13-ой лунации 16-го
круга луны.
По этим древнейшим
основаниям высчитаны пасхальные полнолуния (см. табл. 4).[Лебедев]
Способ подсчета можно усмотреть из следующих трех примеров.
Из таблицы
4-й видно, что древнейшее основание 1-го круга луны, т. е. возраст
луны 1-го марта, есть 12. Следовательно, в день весеннего равноденствия
(фиктивный, т. е. 21 марта), который наступит через 20 дней, возраст луны
будет 32 (12 + 20) дня или, короче, 2 дня.
Церковное
полнолуние есть 14-й день лунации. 14-й день лунации наступит, следовательно,
через 12 дней (14 - 2), т. е. 33-го (21 + 12) марта, или, что тоже, 2 апреля,
как и показано в таблице 4-ой.
Древнейшее
основание 2-го круга луны есть 23. Возраст луны 21-го марта есть 43 дня
(23 + 20), или 13 дней; полнолуние наступит на следующий день (14 - 13),
т. е. 22 марта, что и дано в таблице.
Древнейшее
основание 3-го круга луны есть 4. Возраст луны 21 марта есть 24 (20 + 4)
дня. До нового новолуния осталось 6 дней (30 - 24); а от него до полнолуния
пройдет еще 14 дней. Следовательно, пасхальное полнолуние случится через
20 (6 +14) дпей после 21-го марта, т. е. будет 41-го марта (21 + 20), т.
е. 10 апреля, как и дано в таблице 4. И т. п.
В следующее
(после этого полнолуния) воскресенье
наступает христианская
пасха. Пасхальное полнолуние носило много различных названий: пасхальная
граница, фаска жидов, фаска жидом, законная пасха и т. п.
В таблицах
обращения Великого Индиктиона ныне древнейших оснований явно не помещают.
В этой таблице имеются числа с названием "осиование" и "эпакта" (см. табл.
4-я).
"Основание"
есть возраст луны 1 марта, исправленный в XIV веке. Было замечено, что
в XIV веке "древнейшие основания" не показывали уже действительного
возраста
луны 1-го марта (вследствие ошнбок юлианского
календаря и ошибок лунного цикла). Ннкифор Григора исправил
эти основания, увеличив древнейшие на 2 единицы.
Чтобы вычислнть
пасхальное полнолуние по основаниям,
помещаемым в таблицах обращения
Великого Индиктиона, нужно предварителыио их уменьшить на 2 единицы.
??римечание.
Если
бы мы желали исправить основания для нашего времени, то пришлось бы их
увеличить еще на 2 единицы (что и делается в современной Греческой церкви).
Ряд чисел
в обращении Великого Индиктиона с надписыо ?Эпакты" есть не что иное, как
замаскированные даты пасхальных полнолуний, выраженные в числах александрийского
календаря, с отсечением названий месяцев.
В самом деле,
если перевести приведенные в табл. 4 пасхальные полнолуния на александрийский
календарь (см. табл. 32), то получится следующее соотношение между пасх.
полн. н эпактами:
В 1 кр. луны пасх. полн. | 2 апр. | = 7 фармути; | эпакта 7 |
во 2 кр. луны пасх. полн. | 22 мар. | = 26 фаменот; | эпакта 26 |
в 3 кр. луны пасх. полн. | 10 апр. | = 15 фармути; | эпакта 15 |
в 4 кр. луны пасх. полн. | 30 мар. | = 4 фармути; | эпакта 4 |
в 5 кр. луны пасх. полн. | 18 апр. | = 23 фармути; | эпакта 23 |
Послесловие редактора.
^Cтр. 1, стрк.
11-12. "Год,
включающий в себя дату Р. X. (фиктивную), называется 1-м годом до Р.
X., а следующий -- 1-м годом по Р. X." Ср. стр. 17, стрк. 35-6.
Сам Н. В. Степанов знает, что истинной эпохой эры Дионисия малого было
Incarnatio [Domini], т. е. благовещение, а не рождество Христово. Само
собою понятно, что Дионисий, писавший в 1-ой половине VI века, в Риме,
полагал благовещение 25 марта, а рождество Христово 25 декабря. Но в таком
случае уже a priori невероятно, что он полагал рождество Христово 25 декабря
1 года до р. Х. = 5509 kata romaiouV
[по "константинополъской" эре от сотворения мира], благовещение, следовательно,
25 марта того же 1 года до р. X., но kata romaiouV,
-- слишком за 9 месяцев до начала своей эры "от воплощения Господа." Есть
и другие веские основания думать, что Дионисий полагал благовещение 25
марта 1-го года своей эры = нашего 1 года по р. Х.= 5507 kata
romaiouV, в день пасхальной Х?У-ой
луны, пасхального полнолупия, и рождество Христово 25 декабря 1 года по
р. Х. = 5508 kata romaiouV.
^Cтр. 2-5.
Солнечные епакты,
epaktai hliou =
вруцелета только в наших славянских пасхальных таблицах приурочиваются
к годам "византийского" круга солнца. В самой же Византии, насколько известно,
эти епакты солнца употребляли почти только те хронологи, которые, как св.
Максим исповедник в 640--641 г., держались александрийской, аппиановой
эры и александрийского круга солнца (eikosioktaethriV
tou hliou). Из хронологов, принимавшпх
"ромейскую" эру, их знают писавший в 638/9 и 640/1 гг. монах и пресвитер
Георгий1) и сирийские хронисты, у которых
эти цифры называются "основанием года", sqasqa
d snqa.
Позднейшие византийские пасхалисты, державшиеся "ромейской" эры от сотворения
мира (аноним 1079 года, Матфей Властарь в 1335 и 1337 гг. Исаак Аргир в
1373 г., аноним 1377 года [=псевдо-Аргир]) не знают никаких "епакт солнца",
и свои п?равила для вычисления дней недели приурочивают прямо к кругам
солнца. Зато епакты солнца хорошо известны западным средневековым компутистам,
начиная с Дионисия малого и Беды. У них epactae solis чаще называются concurrentes
dies hebdomadum, обычно просто concurrentes. Именно западные хронологи
(Беда) и принимали их за день недели 24 марта.
1^Пасхалистическое
произведение этого Георгия издано Fr. Diekamp'ом в Byzantinische
Zeitschrift B. IX. 1900, SS, 24-33.
Что такое значение их --
не первоначальное, признает и Н. В. Степанов (стр. 5, прим. 1). Вопрос
об их истинном, первоначалъном значении едва ли не относится к чнслу неразрешимых.
Но совершенно бесспорно их александрийское происхождение. В Александрии
эти цнфры употреблялись несомненно уже в IV веке. Они стоят под нменем
qeon,
дней "боговъ" (т. е. семи планет) в так называемых kefalaia(краткая
хроника на 328--373 гг.. с пасхалистическими датами) при пасхальных посланиях
Афанасия в., а в 378 году александрийский астроном Павел предлагает
в своем "Введении в астрологию" (Eisagwgh eiV
thn apotelesmatikhn) правнла для вычисления
этих "чисел богов", posai twn qewn
по годам эры Диоклитиана. Монах и пресвитер Георгий называет их: epaktai
twn ebdomadwn, hgoun twn legomenon qewn
и говорит прямо, что последнее название дают им египтяне (epaktai
de qewn par AiguptoiV legontai anti tou epaktai twn ebdomadwn).
Известно ему и названис epaktai hliou).
Наши вруцелета совершенно тождественны с этими "числами богов" = "епактами
солнца", и говорить о "преобразовании солнечных епакт в вруцелета года"
-- едва ли основательно. Даже и размещение вруцелет по месяцеслову, быть
может, и не представляет собой новшества, введенного толъко не ранее XIV
века. Ведь "числа богов" могли стоять под всеми числами года и в александрийских
языческих (а потом и христианских) календарях, подобно тому как стоят в
сохранившихся римских календарях нундинные и воскресные буквы, Litterae
dominicales.
^Cтр. 6, стрк.
29-30 "Пасха празднуется 1) в первое воскресенье
2) после первого весеннего полнолуния."
По правилам
принятой у нас александрийской пасхалии пасха празднуется в первое воскресенье
после 14-го дня луны, следовательно в 15-21 дни луны циклического александрийского
нисана. Но в IV веке этот 14-й день луны почти никогда не совпадал с полнолунием.
Полнолуние обыкновенно приходилось на 15-й, иногда даже на 16-й день луны
по александрийскому счету, и только в исключительных случаях на вечер 14-го.
Поэтому и пасха в Александрии в то время совершалась не всегда "после"
полнолуния, но иногда и в самый день полнолуния и даже раньше его.
^Cтр. 7, стрк.
33-34 "Византийские круги луны переработаны из
александрийского
круга луны понижением номера круга на 3 единицы".
-- Наоборот принятый в Византии сирийский круг луны древнее, приуроченного
к эпохе Диоклетиана, александрийского 19-летнего лунного круга. Эпоха этого
сирийско-константинопольского круга луны, как показал В.В.Болотов1,
подобрана искуственно. За его 1-й год принят тот
1^Журнал
Комиссии Русского Астрономического Общества по вопросу о реформе календаря
в России. Приложение V (доклад В.В.Болотова на заседании 3 мая 1899 года),
стр. 33.
лунный год, начало которого, 1-е тишри, приходится на
24-е сентября, день осеннего равноденствия, идеальное начало сиро-македонского
лунного года. Этого именно "лунного" круга с основанной на нем пасхалии,
назначавшей пасху 2 раза в 19 лет на 4-6 недель раньше александрийской
пасхи, и держались, по мнению В.В.Болотова, около 325 года сирийские протопасхиты,
совершавшие пасху вместе с иудеями. Уже это согласие сирийских христиан
с (сирийскими) иудеями говорит за относительную древность этого лунного
цикла. По всей вероятности, и христиане и иудеи в Сирии имели у себя этот
цикл еще около середины III века, заимствовав его еще в II веке. Александрийский
же "19-летний" цикл не мог быть изобретен раньше 284/5 г. эпохи Диоклетиана.
^Cтр. 8, стрк.
13-14