В работе А. И. Резникова предпринята интересная попытка связать христианскую легенду о рождестве с некоторыми событиями 12 г. до н. э., когда была видна комета Галлея. Возможность такой связи полностью не исключена: автор сумел выявить ряд деталей, которые говорят в пользу его предположения. Конечно, не все из использованных автором аргументов в равной степени убедительны. Если отражение в легенде восстания трахонитов представляется достаточно вероятным, то попытка интерпретировать упоминание в евангелии Квириния имеет гораздо более спорный характер. Правда, в процессе мифотворчества могли быть смешаны факты из различных исторических периодов.
Предложенная автором гипотеза может представить интерес не только для астрономов, но также для историков и религиоведов, поскольку она позволяет проследить пути мифотворчества, говоря словами Ф. Энгельса,-- "фантастического отражения в головах людей" окружающей их действительности. Гипотеза автора об отражении в христианском мифе появления кометы Галлея может натолкнуть историков на новые поиски и критический анализ всей совокупности исторических источников, относящихся к 12 г. до н. з.
Развитие исторической науки, особенно в последнее столетие, неоднократно давало возможность прояснить реальные истоки многих древних мифов. К числу легенд, для которых история до сих пор не локализовала в прошлом убедительного прообраза, относится "рождество Христа".
Отсутствие подобного прообраза вынуждает историков рассматривать рождественскую легенду как эклектический набор мифов и псевдоисторических деталей, а богословам позволяет использовать эту легенду как своеобразный пролог к последующим евангельским чудесам. Только в результате убедительной демонстрации исторических корней легенды исчезнет ее мистический ореол, и она займет свое место среди других разгаданных мифов.
Легенды -- это обычно продукт творчества народных масс. Для них характерны искажения и преувеличения исторических реалий, затрудняющие возврат к исходным пропорциям. Однако если события в легенде синхронны с развитием какого-нибудь известного астрономического явления, это позволяет даже спустя тысячелетия с высокой точностью определить сначала время событий, а затем путем совмещения временных координат событий легенды с исторической канвой установить реальные, как правило, более скромные прообразы этих событий.
В данной заметке предпринята попытка произвести подобную операцию в отношении "истории рождества Христова" в предположении, что "Вифлеемской звездой" в действи ельности была комета Галлея 12 г. до н. э. При этом основное внимание уделяется демистификации событий легенды, непосредственно связанных с данным астрономическим явлением.
Насколько нам известно, это первая попытка подобного рода. И это удивительно, так как, во-первых, поиску исторического прообраза рождественской легенды посвящено огромное количество работ, во-вторых, уже с третьего века н. э. за описанием "Вифлеемской звезды" подозревали наблюдение какой-то кометы, и, в-третьих, комета Галлея 12 г. до н. э. -- единственная яркая комета, время наблюдения которой близко к предполагаемому времени событий рождественской легенды.
* * *
В настоящее время полагают [1, т. 3, с. 124], что канонические евангельские тексты от Матфея и от Луки сформировались в результате коллективного творчества в 70-- 90-е гг. н. э. Конечно, авторы этих текстов творили миф, а не историю. Поэтому дошедшие до них устные и, возможно, письменные "свидетельства" подвергались значительной переработке. Впрочем, и сами "свидетельства", по-видимому, не были беспристрастными отчетами очевидцев. Тем ие менее близость со времени возникновения текстов к описываемым в них событиям и целый ряд содержащихся в них деталей подразумевают их связь с определенным моментом истории.
Прежние поиски момента истории, отраженного в первых главах текстов от Матфея и от Луки в связи с рождением Иисуса, можно схематически представить следующим образом (см., например, статьи в сборнике [2]). В тексте Луки говорится, что "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Л. 3: 23) (здесь и далее буквы после цитат означают Л -- Лука, М -- Матфей; далее идет помер главы, а после двоеточия--номера стихов). Этой фразе предшествует сообщение о крещении Иисуса Иоанном (Л. 3: 21) и указание, что Иоанн начал крестить "в пятнадцатый год правления императора Тиберия" (Л. 3: 1), который правил с 14 по 37 гг. и. э. Последнее указание было использовано для связи крещения с римским календарем и установления летосчисления от "рождества Христова", т. е. нашей эры. Предложение отсчитывать годы от "рождества Христова" было сформулировано в 525 г. римским монахом, скифом по происхождению, Дионисием Малым [3, Bd. 5, S. 998] [О мотивах этого предложения подробнее см. статью Л.М. Эфросмана "К вопросу о происхождении нашего летосчисленпя" (ИАИ, 1984, вып. XVII, с. 349-370)]. Однако отнесение рождества к 1 г. н. э., как это следовало из Евангелия от Луки (Л. 3: 1, 23), противоречило другим стихам, в частности тому, что оно было "во дни Ирода, царя Иудейского" (Л. 1: 5; М. 2:1), который, правил с 40 г. и умер в 4 г. до н. э. [3, Suppl.-- Bd. II, S. 145]. Кроме того, стремились найти какое-нибудь астрономическое явление, которое можно было бы связать с "рождественской, или Вифлеемской звездой" текста от Матфея.
Современный обзор различных гипотез о возможной природе "рождественской звезды" содержится в статьях [4-7] и в книге [8]. Наибольшим вниманием в настоящее время [2, S. 27; 6--8] пользуется гипотеза Иоганна Кеплера, предположившего (91, что "рождественской звездой" в реальности могло быть сближение Юпитера с Сатурном до 1°, которое повторялось трижды: в мае, сентябре и ноябре 7 г. до н. э. (conjunctio magna). Очень сомнительно, чтобы даже древние астрономы могли принять за звезду сближение двух известных планет на угловое расстояние, соответствующее двум диаметрам Луны. Тем не менее и в этом случае Иисусу к моменту крещения было бы не "лет тридцать" (Л. 2: 23), а 35. Следовало также принять в расчет, что рождество произошло в правление Квириния Сирией, когда император Август (годы правления 23 г. до п. э.-- 14 г. н. э.) повелел "сделать перепись по всей земле" (Л. 2: 1, 2) Римской империи, которая якобы охватила Галилею и Иудею (Л. 2: 4). Но тогда возникала еще большая путаница, так как исторически хорошо известная перепись в период правления Квириния Сирией относится к 6--7 гг. н. э. [1, т. 2, с. 390].
Проблеме определения периода времени, отраженного в рождественской легенде, было посвящено большое количество работ, в которых так или иначе пытались исходить из указания Луки (Л. 3: 23). Однако исследователи отмечали, что знаменитая фраза о 30 годах (Л. 3: 23) "неуместно расчленяет единый у других евангелистов рассказ о крещении Иисуса и его искушении в пустыне" [10, с. 73] и "производит впечатление какой-то искусственной вставки" [11, с. 64]. Тем не менее, поскольку "тексты евангелий -- отнюдь не плод вольного литературного или религиозно-философского творчества" [1, т. 3, с. 124], это дает основание предположить, что и рождественские сказания -- не просто эклектический набор мифов, но мифологизированное отражение событий определенного периода времени, в деталях которого есть смысл искать реально-историческую канву.
Как отмечено выше, у многих исследователей в настоящее время сложилось убеждение, что описанные в рождественской легенде исторические реалии относятся к 7-5 гг. до н. э. [2]. Мы полагаем, что эта датировка может быть отодвинута еще на 5 лет, так что появляется возможность связать "Вифлеемскую звезду" с кометой Галлея. Насколько нам известно, первым, у кого возникло подобное предположение, был итальянский художник Джотто (1266--1337), создавший реалистичное изображение кометы Галлея 1301 г. и представивший ее на картине именно как "рождественскую звезду" [12] [В память об этой картине один из космических зондов, направляемых на встречу с кометой Галлея 1986 г., назван "Джотто" [13]]. Гамбургский астроном А. Стенцель утверждал в начале нашего века [14], что комета Галлея 12 г. до н. э. могла быть "рождественской звездой", однако он не пытался установить корреляции с историческими источниками того времени.
Цель настоящей работы заключается именно в установлении аналогий между
исторически зафиксированными
событиями 12-10 гг. до н. э., включая наблюдение кометы Галлея, и мифологизированным
повествованием, о "рождестве Христовом". Причем, поскольку нам с точностью
до дня известно положение кометы Галлея на небосклоне, с такой же точностью
мы просто вынуждены указывать даты некоторых событий, мифологизированных
в евангелиях. И поскольку в этих событиях речь идет о хорошо известных
в истории лицах: император Август, Квириний, царь Ирод, то существует,
в принципе, возможность проверить предлагаемую концепцию по другим источникам.
* * *
Для последующей интерпретации изложим кратко с небольшими пояснениями содержание текста от Матфея (М. 2: 1-16), повествующего о "рождественской звезде" и последовавших за ее наблюдением событиях.
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, расположенном в 7 км на юг от Иерусалима, "во дни царя Ирода", пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги, с сообщением, что они видели на рассвете на восточной стороне неба (см. в [15, р. 20-44] подробные комментарии к переводу с греческого) звезду, которую они расценили как весть о рождении "царя иудейского", и поэтому они "пришли поклониться ему". Это сообщение встревожило Ирода "и весь Иерусалим с ним". Ирод собрал "всех первосвященников и книжников", иначе говоря, синедрион [15], чтобы угнать, где "должно родиться Христу". Синедрион ответил, что в соответствии с пророчеством, это должно произойти в Вифлееме Иудейском. Ирод "тайно" встретился с волхвами и направил их в Вифлеем, чтобы они узнали о младенце и известили о нем Ирода, который тоже хотел бы ему "поклониться". Волхвы отправились в Вифлеем, Звезда, которую они видели на восточной стороне неба, тем временем "шла перед ними", но, как следует из текста, волхвами не наблюдалась. К моменту их прихода в Вифлеем она оказалась как раз "над местом, где был младенец", иначе говоря, в зените, так что волхвы опять смогли увидеть ее. Волхвы вошли в дом, "поклонились" ребенку и "принесли ему дары: золото, ладан и смирну". После этого волхвы, получив "во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою". Через какое-то время после ухода волхвов Иосиф, тоже получив во сне "откровение", бежит с Марией и ребенком в Египет, а разгневанный обманом волхвов Ирод посылает уничтожить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов".
С точки зрения не только историка-атеиста, но даже теолога, пытающегося разобраться в этой истории и как-то объяснить ее, рождественская легенда Матфея выглядит как нагромождение деталей, противоречащих историческим данным и здравому смыслу, например: 1) сообщение волхвов волнует, пугает Ирода, который был не робкого десятка, и "весь Иерусалим с ним", хотя Иерусалим никак не мог сочувствовать Ироду; 2) Ирод специально по этому поводу собирает синедрион, который в действительности он перекроил по своему вкусу [16, кн. 15, гл. 6] и с которым практически не считался; 3) и после всего этого Ирод, решительно расправлявшийся даже с близкими ему людьми, посылает волхвов самих отыскать в Вифлееме своего соперника -- неизвестного ему нового "царя иудейского".
Есть ли хотя бы крупица правды в этой истории? Мы полагаем, что история с волхвами в основе своей реальна, но ее исходные пропорции были намеренно искажены для того, чтобы придать событиям размах и увидеть в них свершение пророчеств. В результате история утратила свою первоначальную реальность и превратилась в миф, полный загадок и чудес.
В нашей попытке восстановить исходную историю с волхвами мы использовала: 1) особенности видимого пути кометы Галлея 12 г. дои. э. по небосклону, позволяющие говорить о датах событий; 2) то обстоятельство, что за исключением "рождественской истории" в текстах евангелий об Иисусе говорится только как о выходце из Галилеи; 3) исторические и географические данные о Галилее на рубеже нашей эры, в частности, факт существования Вифлеема, расположенного в 10 км на северо-запад от Назарета и в 6 км на запад от столицы Галилеи того времени -- города Сефориса (см. карту Галилеи в книге [17]).
* * *
Мы предполагаем, что в действительности события разворачивались приблизительно следующим образом.
Согласно древним китайским хроникам [18, р. 9-10] в августе -- октябре 12 г. до н. э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея. Согласно современным расчетам [19] в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех [20, р. 119], или Регул -- "маленький царь", находясь приблизительно в 50° от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет [21, с. 122]. Именно тогда ее могли обнаружить "волхвы", или, пользуясь современным языком, астрономы-наблюдатели (именно такое толкование дается в комментариях [15, р. 21]) в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие Льва связывали с именем Иуды и его "колена" [22, р. 195; Бытие 49 : 9; Апокалипсис 5 : 5]. Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев [6, р. 514]. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".
В тексте Матфея написано, что эти волхвы пришли в Иудейское царство с востока, но из какой страны? В прежних поисках ответа на этот вопрос наблюдалась тенденция преувеличить масштабы события. Если в первые века с уверенностью говорили о соседней Аравии, указывая на характер даров волхвов -- типичных продуктов Аравии и ссылаясь на другие утерянные теперь источники [15, p. 30], то в последующем искали страну волхвов все дальше и дальше: Месопотамия, Вавилон, Персия [8]. Однако, раздвигая в воображении рамки события до вселенского масштаба, комментаторы затем сталкивались с неразрешимой психологической проблемой: почему Ирод так нейтрально отнесся к приходу астрономов, если они произвели хотя бы малую часть тех волнений в Иерусалиме, о которых пишет Матфей (М. 2 : 3), или если их "делегация" имела хотя бы мало-мальски представительный вид?
Представим себе более скромные и потому, как мы надеемся, более реальные масштабы события. Астрономы из соседней с Иудейским царством Набатеи, или Аравии, заметили на рассвете комету в созвездии Льва и пришли в ближайший к ним крупный иудейский город, чтобы сообщить в синедрион с виденном подобно тому, как сообщали в синедрион о неомении -- моменте первого появления серпа новой Луны, означавшего начало нового месяца [23, с. 82]. Город, в который пришли астрономы, была столица Галилеи -- город Сефорис. В Сефорисе с 55 г. до н. э. находился один из пяти синедрионов Иудейского царства [16, гл. 14]. Созван синедрион был, конечно, не по случаю прихода волхвов, как написано у Матфея (М. 2 : 4), а в связи с приездом в Сефорис Ирода, а также в связи с другим мероприятием, которое потом в тексте от Лук1: (Л. 2:1) было названо "переписью" (см. ниже). Может быть, в действительности это была процедура присяги на верность Ироду и императору Августу, которую в хронологической таблице [3, Suppl.--II, S. 158] относят к 12-6 гг. до н. э.? Подчеркнем, что мы пока не нашли в источниках подтверждения такого визита Ирода в Сефорис и проведения там присяги.
Узнав о сообщении астрономов, Ирод заинтересовался и встретился с ними в своем дворце. К тому времени Ирод уже знал ответ синедриона, что, согласно предсказаниям, "мессия" должен родиться в Вифлееме (разумеется Иудейском, а не Галилейском). Ирод, как мы полагаем, с иронией отнесся и к сообщению арабских астрономов, что спасло им жизнь, и к комментарию синедриона. Поэтому царь и послал астрономов одних отыскать младенца в Вифлееме (Галилейском!). Поскольку, вероятно, астрономы уже в тот же день наблюдали комету в зените над Вифлеемом (как отражение в колодце согласно легенде [8, р. 6-7]), то в соответствии с [18] и расчетами [19] можно довольно точно определить дату их встречи с Иродом: 6 или 7 сентября [Расчеты [19] нуждаются в уточнении, так как, согласно китайским источникам [18], комета наблюдалась на западе на 13-й день после 26 августа, а в расчетах [19] только на 15-16-й день].
Вскоре после этого Ирод выехал из Сефориса или в расположенный поблизости новый порт Кесарию, или, вероятнее, в старый порт Птолемею, чтобы отплыть в Рим и Аквилею для встречи с императором. Согласно хронологической таблице [3, Suppl.--II, S. 158] Ирод в 12 г. до н. э. посетил Олимпию. Осенью 12 г. в Олимпии проводились 192-е игры, которые должны были бы начаться в сентябре с полной луной, т. е. 3 сентября [24, S. 353-356]. Если бы удалосз подтвердить присутствие Ирода на Олимпийских игра:- в начале сентября, то это опровергло бы нашу концепцию, так как, согласно последней, Ирод отплыл из Палестины в конце первой декады сентября.
Но вернемся к нашим волхвам-астрономам. Придя в небольшое селение Вифлеем,
они опять каким-то образом
увидели комету, которая в тот момент находилась в зените (нахождение
кометы в зените подтверждается расчетами [19]), т. е.
как раз "над местом, где был младенец" . (М. 2 : 9) (см. также [8,
р. 6--7]). Поскольку волхвы, вероятно все время шли на запад (?-- Сефорис
-- Вифлеем), то понятно и замечание, что "звезда" как будто "шла перед
ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец" (М.
2 : 9). Волхвы нашли, по-видимому, единственную в Вифлееме семью с новорожденным
и поднесли символические дары от их родной страны Аравии. Все бы и ограничилось
подобной случайной историей, но... в свою страну волхвы возвращались "иным
путем" (М. 2 : 12), как мы думаем: через область Трахон, присоединенную
к иудейскому царству в 23 г. до н. э. [16, кн. 16, гл.
9].
Трахониты враждебно относились к Иудее, так что слух о рождении якобы нового царя мог легко трансформироваться в слух о желаемом событии: смерти Ирода [16, кн. 16, гл. 9]. Трахониты восстали. Восстание было подавлено в отсутствие Ирода. Около сорока организаторов восстания бежало в соседнюю Набатею,.или Аравию, которая служила естественным убежищем для всех противников иудейского царства, и где фактический правитель страны Силлей взял бежавших под свое покровительство [16, кн. 16, гл. 9].
"Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то сердце его наполнилось яростью..." Эта удивительная фраза содержится в одном из текстов апокрифического евангелия псевдо-Матфея [26]. Удивительны два обстоятельства. Во-первых, как полагают, этот апокриф был написан не ранее четвертого века. Однако в те времена рождение Иисуса и соответственно историю с волхвами помещали где-то непосредственно перед смертью Ирода [8], тогда как в последний раз Ирод отправился в Рим в 12 г. до н. э., за 8 лет до своей кончины. Как же тогда эта фраза могла появиться в апокрифе? Во-вторых, согласно нашей концепции, Ирод встретился с волхвами в конце первой декады сентября и затем сразу же отправился в Рим. А следующий год по еврейскому календарю, т. е. 1 Тишри, начался, как мы думаем, числа 18 сентября 12 г. до н. э. с очередной неоменией (см. таблицы в [24]). Следовательно, Ирод вернулся из поездки к Августу только на следующий год, и мы констатируем полное совпадение цитированной фразы из апокрифа с нашей концепцией.
Итак, вернувшись из длительного путешествия, Ирод обратился в храме к народу и представил ему своих будущих наследников [16, кн. 16, гл. 4]. Дополнительной причиной для этого, возможно, были слухи, стимулированные волхвами. Набатейцы тем временем отказывались выдать Ироду бежавших трахонитов. Тогда в ходе карательной экспедиции были истреблены все родственники бежавших мужчин-трахонитов [16, кн. 16, гл. 9], в их числе, очевидно, и младенцы. Именно в этой карательной экспедиции мы усматриваем "историческое зерно" легенды об "избиении младенцев" (М. 2 : 16). Можно допустить, что дети в возрасте до двух лет были убиты, а более взрослых продали в рабство. Представляет интерес отыскание дальнейших подробностей об этой операции с целью проверки нашего предположения. Спасаясь от мести Ирода, многие трахониты бежали в соседнюю Аравию, где их число уже достигло тысячи. Можно допустить, что среди бежавших была и семья Иосифа (М. 2 :14), которую "поклонение волхвов" связало с последующим восстанием.
Поскольку набеги трахонитов усилились, Ирод предпринял поход в Набатею, где взял крепость Рента, пленил многих трахонитов, а затем имел небольшое сражение с арабскими- силами. Правитель Набатеи Силлей в это время находился в Риме и представил Августу этот инцидент как опустошительный набег, рассказав, как мы полагаем, и о резне в Трахоне. Император Август очень разгневался. По-видимому, именно об этом моменте написано у Макробия, латинского писателя первой половины пятого века в сборнике "Сатурналии" [27, кн. 2, гл. 4, параграф 11]: "Когда он (т. е. Август -- А. Р.) услышал, что среди детей, не достигших двух лет, которых Ирод -- царь иудейский приказал убить в Сирии, находился также и сын царя, то сказал: "Уж лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном"". Наша интерпретация подразумевает. что приведенный фрагмент из Макробия, который не был христианином, основан на источнике, отличном от Матфея. Это же следует и из сравнения текстов.
* * *
В предыдущем разделе были выявлены корреляции между рождественской историей
Матфея, непосредственно
связанной с астрономическим явлением -- "Вифлеемской звездой", с одной
стороны, и историческими реалиями -- с другой. Рассмотрим теперь кратко,
насколько можно совместить рождественскую версию Луки с историческим фоном
осени 12 г. до н. э.
В тексте Луки написано: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией" (Л. 2 : 1--2). Мы предполагаем, что Квириний Сульпиций, бывший консулом в Риме по июль 12 г. до н. э. [3, Bd. IV A, S. 829], мог уже в августе прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами в Киликии -- области, прилегавшей к Сирии. Как пишет Тацит (55-- 120), Квириний вскоре (латинское наречие "mox" у Тацита можно перевести как "вскоре, непосредственно затем") после окончания срока консульства одержал победу над гомонадами [28]. Вопросы датировки экспедиции Квириния против гомонадов, как, впрочем, и возможности его правления Сирией до 6 г. н. э., многократно дискутировались [2, Bd.7.2, S.967; 3, Bd.IVA, S. 831]. Возможные временные рамки этой экспедиции простираются от 12 до 3 гг. до н. э. Заметим, что в списке правителей Сирии [3, Bd.8, S. 1629] имеется пропуск, приходящийся на 12--11 гг. до н. э. Может быть, именно в это время Квириний правил Сирией в первый раз?
Что касается возможности переписи "по всей земле" (Л. 2 : 1), т. е. по всей Римской империи в 12 г. до н. э., то здесь сошлемся та подборку фактов и аргументов в статье [29] и вывод, что "приблизительно в 12 г. до н. э. Август начал проводить перепись сначала в своих владениях, а затем постепенно и во всей Империи". [29, р. 91] (см. также [25] и [2, р. 1271). В то же время убедительным представляется вывод в книге [30, р. 109], что санкционированной Римом переписи в Иудее и в Галилее при Ироде I вообще не было. Несомненно, что какое-то похожее событие послужило основой для рассказа о переписи. Возможно, это была процедура присяги (см. выше). Но это только предположение, нуждающееся в проверке.
В связи с нашим предположением о том, что вся рождественская история в действительности развертывалась вблизи Назарета, прокомментируем и другие фразы в тексте Луки. При этом мы полагаем, что бытовым подробностям в семейных хрониках простых жителей Галилеи.
можно верить больше, чем информации о декретах императора Августа (Л. 2 : 1), почерпнутой из тех же хроник. Лука пишет, что Мария "с поспешностью пошла в страну нагорную, в город Иудин" (Л. 1 : 39) к родственнице своей Елисавете (Л. 1 : 36), жене Захария, "священника из Авиевой череды" (Л. 1 : 5). Прежние комментаторы не могли с уверенностью указать в Иудее город, скрывающийся под неопределенной фразой Луки. Этот вопрос обсуждается в комментариях [31, р. 40--41], где, в частности, отмечается, что от Назарета до Иерусалима, лежащего на северной границе Иудеи, можно было дойти за четыре дня. Согласно нашей хронологии Мария отправилась в "город Иудин" в первой половине декабря, т. е. в период холодной и дождливой погоды [8, р. 80].
Мы полагаем, что в действительности у Марии не было необходимости отправляться за 140--160 км через всю страну. В упомянутом выше Сефорисе (буквально -- птица), который подобно птице гнездился на вершине горы, еще до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. жили священники различных семейств (классов) [17, S. 4]. Однако особое внимание привлекает местность в 25 км на северо-восток от Назарета. Там в отрогах Галилейских гор (страна нагорная?) близ Генисаретского озера проживали священники различных семейств и, как обсуждается в [17], возможно, уже в интересующее нас время. В частности, в Кефар Узза (город Иудин?) жили священники Авиевой череды [17, S. 51]. Вопрос о местах расселения иудейских жрецов в Галилее на рубеже нашей эры дискуссионный, но, как отмечается в работе [2, Bd.19.1, S. 693]: "Сам факт, что после первого восстания в 66--73 гг. н. э. иудеи с юга так легко были интегрированы и так быстро акклиматизировались в северной Палестине, предполагает гораздо большую преемственность между религиозными сообществами этих областей".
Всего было 24 класса жрецов, которые служили поочередно одну неделю в храме. "Авиева череда", к которой принадлежал Захарий, была восьмой по очереди служения. Используя это обстоятельство и бытовые подробности, содержащиеся в тексте Луки (Л. 1), В. Симмонс [8, р. 78] нашел, что рождество, по-видимому, приходилось на сентябрь. На этот же месяц указывали и некоторые арабские источники [8, р. 76], при этом год оставался не определенным.
* * *
Подведем итоги. В рамках изложенной концепции сделана попытка наложить рождественские сказания на канву исторически зафиксированных событий, используя в качестве опорной хронологической метки комету Галлея 12 г. до н. э. Показано, что соответствующий период истории содержит ряд событий, которые могли быть представлены в искаженном виде в рождественской легенде.
В нашей концепции предполагается, что вся рождественская история развертывалась в Галилее. Перенесение в евангелиях места действия из Галилеи в Иудею произошло, по-видимому, еще на уровне устных традиций. Однако многие детали первоначальной истории были сохранены. В результате и возникли противоречия, возможное разрешение которых было предложено выше.
Представленная концепция основана на достаточно жесткой хронологии событий с указанием места их свершения. При этом для последовательного изложения мы были вынуждены придумать некоторые, впрочем, вполне реалистичные детали, не найдя их в источниках. Однако мы ни разу не вступили в противоречие с известными нам историческими данными.
Мы перечислили не все установленные в рамках нашей концепции "совпадения"
рождественской легенды с историческим фоном. Тем не менее приходится констатировать
вероятностный характер полученных совпадений, хотя и появляются все новые
аргументы в их защиту. Было бы интересно (и в наше время вполне возможно)
подвергнуть тщательной численной проверке сообщения [18, 25] о поведении
кометы Галлея в 12 г. до н. э. в свете нашей гипотезы. Однако решающие
результаты могут быть получэны только на основе последующей работы с источниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова,
В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой.-- 2-о изд., испр.-- М.: Наука, 1983.
2. Aufstieg und Niedergang der Romischon Welt. Herausgcgeben
von W. Haase.-- Berlin: Walter de Gruyter, 1983.
3. Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft.
Neue Bearbeitung.-- Stuttgart.
4. Гурштейн А. А. Вифлеемская звезда -- вымысел или
вспышка Новой? -- Природа, 1978, 12, с. 121,
5. Montmerle T. L'etoile do Noel.-- La Recherche, 1979,
v. 10, p. 1250-1258.
6. Hughes D. V. The star of Bethlehem,--Nature, 1976,
v. 264, p. 513--517.
7. Edwards 0. et al. The star of Bethlehem (discussion).--
Nature, 1977, v. 268, p. 565--567.
8. Hughes D. W. The Star of Bethlehem.-- New-York:
Walker, 1979.
9. Kepler I. Do lesu Christi servatoris nostri vero
anno natalitio.-- Francofurti, 1606.
10. Кубланов М. М. Новый завет: Поиски и находки.--
М.: Наука, 1968.
11. Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия.--М.: ИПЛ, 1967.
12. Olson R. J. M. Giotto's Portrait of Haley's Comet.--
Scientific American, 1979, v. 240, p. 134--142.
13. Левин Б. 10., Симоненко А. Н. Комета Галлея.--
М.: Знание, 1984.
14. Stentzel A. Das Alter Jesu und der Stern der Weisen.--Das
Weltall, 1907, Heft 8, S. 113--118.
15. Lagrange M.-- J. L'Evangilo selon Saint Matthieu.--
Paris, 1923.
16. Иосиф Флавий. Иудейские древности.-- Спб., 1900.
17. Klein S. Beitrago zur Geographie und Geschichte
Galilaas.-- Leipzig, 1909.
18. Williams J. Observations of comets from B. C.
611 to A. D. 1640: Extracted from the Chinese annals.-- London, 1871.
19. Mucks Н. Helle Kometen, von -86 bis 1950.-- Wien,
1972.
20. Brown R. Researches into the origin of the primitive
conste!Ia tions of the Greeks, Phoenicians and Babilonians.-- London. 1899.
21. Чурюмов К. И. Кометы и их наблюдение.-- М.: Наука,
1980.
22. Jobes G. and J. Outer Space, Myths, Name Meanings,
Calendars.-- New York; London, 1964.
23. Климишин И. А. Календарь и хронология.-- М.: Наука,
1981.
24. Ginzel F. К. Handbuch der mathematischen und technischen
Chronologie: Bd. 2.-- Leipzig, 1911.
25. Дион Кассий. Римская история: Книга 54, 28--32.
26. Tischendorf С. Evangelia apocrypha.--2-nd ed.--Leipzig,
1876.
27. Macrobius. Saturnalia/Ed. J. Willis,-- Lipsiae,
1963.
28. Тацит. Анналы: III, 48.
29. Corbishley T. Quirinius and the Census: A Re-study
of the Evidence.-- Klio, 1936, v. 29, p. 81--93.
30. Arnold W. T. The Roman system of provincial administration.--
Oxford, 1906.
31. Lagrange M.--J. L'Evangilo solon Saint Luc.--
Paris, 1921,