ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Ближний Восток и античность
М."Наука", 1975.
(E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ПРИКЛАДНАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Знание древних календарей и систем датирования в принципе должно позволить нам переводить даты источников в единицы нашего летосчисления. Как правило, это возможно для древних дат, выраженных датами юлианского календаря. Согласно источникам, Цезарь был убит в мартовские иды, в год, когда он был консулом в пятый раз, а его коллегой был Антоний. По списку консулов год С. Caesare V et M. Antonio consulibus (Г. Цезарь пятый раз и M. Антоний консулы) соответствует 44 г. до н. э. Мартовские иды соответствуют 15 марта. Цезарь, следовательно, был убит 15 марта 44 г. до н. э.
Такая же или почти такая же точность может быть достигнута и при переводе дат вавилонского циклического календаря (см. стр. 20), а также для египетских календарных дат, но лишь в том случае, если известен юлианский год (ср. стр. 35). Например, письмо, датированное 2-м числом месяца месоре 29-го года (Птолемея II), было написано 22 сентября 257 г. до н. э. (Р. Cairo Zen., 59096). Для дат греческой истории и для римских до-юлианских дат, исключая особые случаи (например, даты, фиксируемые астрономическими явлениями), представляется возможным установить лишь год по юлианскому календарю и приблизительное время года соответствующего события.
Для Ближнего Востока пределы допустимой погрешности быстро увеличиваются по мере того, как мы заходим в глубь веков дальше 900 г. до н. э. До XIV в. до н. э. в самых благоприятных случаях пределы погрешности достигают примерно 10 и более лет; к XVII в. оии доходят примерно до 50 лет, а для более раннего времени и до 100 лет. Для дописьменного периода у нас нет исторических дат, и следует полагаться только на археологическую хронологию (см. стр. 9).
Как бы приблизительны ни были наши знания, нужно представлять себе, откуда они происходят. Как устанавливаются соответствия между древними и нашими датировками? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять истоки нашего исчисления времени.
ПРИНЦИПЫ ПЕРЕВОДА ДАТ
По церковным требованиям пасха должна приходиться на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т. е. первого полнолуния после 21 марта. Это вызвало необходимость подсчета пасхальных циклов и составления таблиц. В 525 г. п. э. папа Иоанн I приказал Дионисию Малому составить новую таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых употреблялась эра Диоклетиана (см. стр. 67), однако, не желая вести счет по годам правления "нечестивого гонителя", решил "обозначить годы" от "воплощения" Христа. В его таблице 532 г. ab incarnatione (от воплощения) следовал за 247 г. эры Диоклетиана (PL, LXVII, с. 493). Одобренная папским престолом, таблица Дионисия вновь и вновь пересматривалась, например Бедой Достопочтенным в 725 г. (PL, XC, с. 859), и использовалась римской католической церковью вплоть до введения григорианского календаря в 1582 г. Вместе с пасхальной таблицей Дионисия на Западе была принята также и его эра от воплощения Христа. Так, например, эра от воплощения использовалась уже автором Computatio Paschalis от 562 г. н. э.63. Таким образом, наше летосчисление просто является продолжением римского. Следовательно, все древние датировки, которые прямо или косвенно могут быть соотнесены со счислением по годам правления Диоклетиана, могут также быть переведены в даты по юлианскому летосчислению.
Датирование по римским консулам еще употреблялось в V в., и сам Дионисий написал свой труд consulatu Probi iunioris * (525 г. н. э.). В упомянутом выше Gomputatio Paschalis приводится соответствие 562 г. н. э. = 21-й год post consulatum Basilii **. Поскольку имеются полные списки римских консулов за 1050 лет от Брута и Коллатина до вышеупомянутого Василия, то можно легко определить юлианскую дату для каждого из них при условии, что древние даты достоверны (ср. стр. 65).
Далее, имеется так называемый "Царский канон Птолемея"***, список царей, сохранившийся в комментарии Теона к астрономическому труду Птолемея. Составленный александрийскими астрономами для своих собственных вычислений, этот список, основанный на подвижном египетском годе, начинается с восшествия на престол вавилонского царя Набонасара 27 февраля 747 г. до н. э. В списке приводятся точные астрономические даты последовательных царствований (вавилонских, персидских, птолемеевских, римских и византийских царей и императоров), и в некоторых рукописях список продолжается до падения Константинополя в 1453 г. Тут опять современная хронология непосредственно соприкасается с древней системой исчисления времени64
* В консульство Проба Младшего.--
Прим. пер.
** После консульства Василия.---
Прим. пер.
*** Ниже (стр. 104)
назван "Астрономический канон".--Прим. ред.
Если, например, требуется определить первый год правления императора Диоклетиана (который сам по себе совсем не обязательно должен совпадать с началом эры Диоклетиана), то мы узнаем из Chronicon Paschale, что он был провозглашен императором 17 сентября в консульство Карина (второе) и Нумериана. В fasti consulares (список консулов) мы находим соответствующий год нашей эры -- 284. Так поступил Петавий в 1627 г. Л. Иделер вместо этого воспользовался астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку:
81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет от восшествия на престол Набонасара (т. е. от начала "Царского канона"); это уравнение приводит к 284 г.н.э., как к первому году правления Диоклетиана. Скалигер ("De emendatione temporum", V) в 1582 г. для определения этой же даты установил, что коптская церковь, продолжая отсчитывать эру Диоклетиана, приравнивает 1582 г. н. э. (от 29 августа) к 1299 г. Диоклетиана. Другими словами, все римские даты, если они полны и надежны, можно прямо выразить в юлианских годах. Все остальные датировки древней хронологии можно связать с нашим летосчислением при помощи прямых или косвенных синхронизмов с римскими датами. Например, египетская хронология основывается на списке фараонов, составленном жрецом Манефоном (Р. Оху., 31, 2551) при Птолемее II (FrGrH, 609). Его перечень содержит и годы правления персидских царей начиная с Камбиза, который правил в Египте и также упоминается в "Царском каноне". Благодаря этому можно получить соответствие с римской хронологией. Хронология древней Индии обусловливается датой царя Ашоки, в одном из указов которого упоминается пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.). Благодаря римским синхронизмам можно определить даты этих правителей. Следовательно, можно установить и приблизительную дату правления царя Ашоки (Р.Н.L.Еggеrmont, Chronology of the Beign of Asoka, 1956).
Там же, где связь с римской хронологией нарушена, напрасно было бы отыскивать достоверные даты. Возьмем в качестве примера египетскую хронологию. Вышеупомянутый список царей, составленный Манефоном, сохранился только в выдержках у христианских авторов (PtGrH, 609). Как было показано выше (см. стр. 76), упоминание персидских правителей позволяет связать этот список с римским летосчислением. Упоминания поздних фараонов в вавилонских текстах и астрономические данные египетских документов подтверждают в основном надежность перечня Манефона для периода Нового царства и поздних династий вплоть до XVI в. до н. э. (М. А11iоt,-- JNES, 1950, с. 211; В. А. Рагkег,-- "Revue d'Egyptologie", 1952, с. 101). Тем не менее точные датировки для периода примерно до 800 г. до н. э. вряд ли можно установить. Восшествие на престол Аменхотепа I по-разному датируется современными учеными: от 1557 до 1525 г. до н. э. 65.
Цифры, приводимые Манефоном, для периода междуцарствия между Средним и Новым царством (около 160 лет) и для первого промежуточного периода между Древним и Средним царствами (около 900 лет), по-видимому, ненадежны. Таким образом, связь с римской хронологией оказывается утраченной. В письме на папирусе утверждается, что Сириус взойдет 16-го числа VIII лунного месяца 7-го года. Очевидно, имеется в виду год правления Сенусерта III, но, может быть, и Аменемхета III, его преемника (XII династия). Далее, в письме говорится не о том, что Сириус уже взошел, а что он взойдет, т. е. его восход предсказывается, вернее, вычисляется за 21 день вперед, но на основании каких данных -- неизвестно. Юлианская дата этого события -- примерно 1800 г. до н. э. Таким образом, нам становится известным, что XII династия правила примерно между 2000 и 1800 гг. до п. э. Список царей, содержащийся в Туринском папирусе (Gагdinег, с. 47), отводит для периода Древнего царства до конца VI династии в целом всего 995 лет. Допуская, что эта цифра верна, мы все же не знаем, какова была продолжительность периода между VI и XII династиями. Согласно Манефону, первый фараон, Менее (Мин), правил начиная с 4242 г. до н. э. (В. В. Струве,-- ВДИ, 1946, 4, с. 9). .По современным оценкам, эта дата колеблется между 3100 и 2800 гг. до н. э. Тем не менее в соответствии с теми же астрономическими и историческими датами правление Менеса относили также к концу V тысячелетия до н. э. (ср.: L. Вогсhагdt, Quellen und Forschungen zur Zeitbestimmung der agyptischen Geschichte, II, 1935, с. 117). Опровергнуть эту гипотезу невозможно. Можно лишь утверждать, что исходя из данных археологии лучше принять более короткую хронологию и не относить XII династию снова к IV тысячелетию до п. э. (Gагdinег, с.66)66.
Ассиро-вавилонская хронология основывается на "Царском каноне", который начинается с вавилонского царя Набонасара (см. стр. 76). Списки царей, предшествовавших Набонасару, в принципе позволяют перевести все ассиро-вавилонские даты правления царей в юлианские даты; но эти списки во многих случаях ненадежны. Ассирийские писцы, например, замалчивали некоторых царей, сочтенных позднее узурпаторами (В. Landsberger, -- JCS, 1954, с. 101). Современные друг другу династии составители помещали в списки одну за другой. Счет годам правления царей велся уже около 2500 г. до н. э. в шумерском г. Лагаше (М. Lambегt, -- R.H, 1960, с. 24; о Ларсе см.: F. В. Кгaus,-- ZA, 1959, с. 136), по только при Касситской династии такая система датирования получила распространение. До этого каждый год назывался по какому-либо примечательному событию. Например, если говорится, что Рим-Син из Ларсы потерпел поражение в 31-й год правления Хаммурапи, то это значит, что датировочная формула "год, в который Хаммурапи: победил Рим-Сина" оказалась на 31-м месте в вавилонском списке названий годов правления Хаммурапи. Ассирийцы производили датирование по годичным эпонимам. Например, подлинный документ царя Ассархаддона, найденный в его дворце, датируется по имени должностного лица (лимму) соответствующего года ( 676 г. до н. э.)67. О вавилонских царях в период 1160--722 гг. до н. а. см.: J.А.Вгinkman,- JCS, 1962, с. 103.
Установление времени правления знаменитого вавилонского законодателя Хаммурапи, от которого зависят многие другие даты (ср.: D.Еdzard, Die zweite Zwischenzeit Babyloniens, 1957, с. 15), хорошо показывает, с какими трудностями связана ориентация по спискам царей. Хаммурапи был царем 1 династии. Вавилонский список царей доходит от I династии до Кандалану, который упоминается в "Царском каноне" (647--626). Благодаря этому можно установить связь с римской хронологией. Хотя список поврежден и включает также II династию (с побережья Персидского залива), которая, по-видимому, никогда не правила Вавилоном, все же на основании дат этого списка можно отнести правление Хаммурапи ко второй половине XX в. до н. э. (ср.: Ed. Меуеr, Die alteste Chronologic Babyloniens, Assyriens und Agyptens, 1931, с. 1). Однако недавно обнаруженные документы показывают, что Хаммурапи был современником Шамши-Адада I в Ассирии, который, согласно ассирийскому списку, правил во второй половине XVIII в. до н. э. Следует ли отнести правление Хаммурапи на 100--200 лет вперед или же отодвинуть назад на этот же срок правление Шамши-Адада? Основываясь на довольно неустойчивой хронологии фараонов и хеттских царей, а также на сомнительных выводах из археологических данных, современные ученые заключили, что наиболее вероятные даты правления Хаммурапи--1792--1750 или 1728-- 1686 гг. до н. э. Некоторые исследователи, впрочем, предпочитают относить правление Хаммурапи к 1848 или даже примерно к 1900 г. до н. э. На самом деле, даты правления ассирийских царей противоречат друг другу и данным царских списков о промежутках времени между соответствующим царем и каким-либо его предшественником68.
"Царский канон" является также основой греческой хронологии наряду с хронографическим отрывком из Эратосфена (FrGrH, 241 F1), в котором указываются промежутки между основными событиями греческой истории вплоть до смерти Александра (датируемой в "Каноне царей"): "От падения Трои до возвращения Гераклидов -- 80 лет; от этого события до ионийской колонизации (ионийской миграции) -- 60 лет, затем до попечительства Ликурга-- 159 лет; от него до начала олимпиад -- 108 лет; от 1-й олимпиады до похода Ксеркса -- 297 лет; от этого похода до Пелопоннесской войны -- 48 лет, а до окончания этой войны и конца гегемонии Афин--27 лет, а до битвы при Левктрах--34 года; от этого времени до смерти Филиппа--35 лет и, наконец, до смерти Александра -- 12 лет".
Благодаря этому перечню можно утверждать, что Пелопоннесская война началась в 431 г. до н. э. Более того, Фукидид упоминает об олимпийских играх, имевших место на 12-м году этой войны (V, 49). Поскольку интервал между Пелопоннесской войной и 1-й олимпиадой также определяется Эратосфеном, то датой 1-го года 1-й олимпиады является 776 г. до н. э.; это подтверждается указанием Цензорина, который отождествляет консульский год Ulpii et Pontiniani (Ульпия и Понтиниана, 238 г. н. э.) с 266-й олимпиадой.
Приведем еще .один пример. Диодор относит поход Ксеркса к первому году 75-й олимпиады, когда архонтом Афин был Кал-лиад, а консулами в Риме -- Спурий Кассий и П. Вергиний (XI, 1, 2). Консульская дата, как кажется, дает непосредственную связь с римской хронологией. Но, согласно римским спискам консулов, Кассий и Вергиний были консулами в 486 г. до н. э. Это противоречит греческой датировке по архонту. На самом деле, имя афинского архонта Каллиада приводится уже у Геродота (VIII, 51), который также утверждает, что сражения с войсками Ксеркса происходили во время олимпийских игр (VII, 206). Первый год 75-й олимпиады соответствует 480/79 г. до н. э., точно так же датируется и год архонтства Каллиада. Следовательно, можно полагать, что Диодор сделал ошибку, устанавливая дату по событиям в Риме (ср.: Peri, с. 106).
Именно таким способом, путем перекрестных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, основоположники современной хронологии И. Скалигер (1540--1609) и Д. Петавий (1583--1652) вычислили основные даты, которые, в свою очередь, позволили пересчитать по нашей системе летосчисления и другие даты античной истории. Петавий в своем труде "Rationarium temporum", II, приводит материал, который подтверждает принятые сейчас отождествления древних дат с юлианскими годами.
Указания на небесные явления, в особенности на затмения, позволяют проверять системы древней хронологии, поскольку эти даты могут быть вычислены астрономически -- следовательно, независимо от упомянутых систем. Солнечное затмение, которое происходит в период новолуния, можно наблюдать только на той части земли, на которую падает лунная тень. Лунное затмение, которое случается только во время полнолуния, видно всюду. Затмения повторяются вновь и вновь в той же последовательности на протяжении периода в 233 лунных месяца, т. е. каждые 18 лет и 11 дней (F.Воll,-- RE, VI, стб. 2338). Следовательно, необходимо знать примерную дату наблюдения над соответствующими явлениями, чтобы идентифицировать его с затмением по данным астрономических таблиц. Поэтому невозможно точно датировать солнечное затмение, наблюдавшееся Архилохом* (фрагм. 74 D), обычно относимое к 6 апреля 648г. до н.э. Сохранилось упоминание о наблюдении Венеры при царе Амми-цадуке из 1 вавилонской династии. Но поскольку аналогичное явление повторяется каждые 56 лет примерно по тем же датам лунного календаря, это наблюдение можно отнести и к 1977 и к 1646 г. до н. э., устанавливая тем самым разные даты для первого года правления царя Амми-цадука. Что же касается юлианских дат восхода Сириуса (см. стр. 36), то в зависимости от места наблюдения разница между ними составляет несколько лет (ср. Е. Ногnang,-- AZ, 1965, с. 38). Таким образом, только исторические свидетельства могут помочь выбрать правильную дату соответствующего астрономического явления (ср. стр. 78) 69.
Тем не менее, если известен циклический период, к которому относится соответствующее наблюдение повторяющегося небесного явления, то с помощью астрономии это явление можно датировать с абсолютной точностью и, следовательно, достоверно определить целый ряд дат. Так, например, ассирийская хронология подкрепляется упоминанием солнечного затмения в списке эпонимов г. Ашшура, случившегося 15 июня 763 г. до н. э. Спорные датировки александрийского ученого Герона (ок. 62 г. н. э.), астролога Веттия Валента (ок. 152--162 гг. н. э.) и астронома Клеомеда (ок. 370 г. н. э.) были подтверждены путем пересчетов в наше время дат небесных явлений, упоминавшихся этими учеными (О. Nеugеbаuег, с. 178; его же,-- HFR, 1954, с. 66; его же,- AJPh, 1964, с. 418). Начало Пелопоннесской войны в 431 г. до н. э. (см. стр. 80) подкрепляется указанием Фукидида (II, 28, 1) на затмение, которое действительно произошло 3 августа 431 г. до н. э. Митридат VI, царь Понтийского царства, умер в 63 г. до н. э., как свидетельствует римский синхронизм (поход Помпея в Петру). Согласно имеющимся источникам, он правил 56 лет и был 13 лет от роду во время восшествия на престол. Следовательно, он родился в 133 г. до н. э., а вступил на престол соответственно в 120г. до н. э. (Plin., N. Н., XXV, 1, 6; Memnon, 32). Юстин (XXXVII, 2) сообщает о двух ярких кометах, появившихся в год рождения Митридата VI (133 г. до н. э.) и в год его восшествия на престол (120 г. до н. э.). И действительно, в китайских источниках зафиксировано появление комет в 133 и в 120 гг. до н. э. (см.: F i n е g а n, с. 242). Юлианская дата сражения при Фермопилах устанавливается при помощи указания на год
* Поэт, родом с о-ва Парос.-- Прим. пер.
олимпиады и на год архонта. Математик Полнён (I, 32,. 2) упоминает о "восходе звезды" перед битвой Леонида. Если он имел в виду героя Фермопил и если под звездой подразумевается Сириус, то сражение это произошло около 1 августа (.Г. Labarbе, -- ВСН, 1954, 1; его ж е,-- "Revue Beige de philologie", 1959, с. 69). Сезонное повторение наводнений Нила может помочь определить дату смерти Помпея (D.Bonneau,-- REL, 1961, с. 105).
ХРОГЮГРАФИЯ
Гелланик с о-ва Лесбос был первым, кто попытался во время Пелопоннесской войны подогнать различные системы хронологических указаний к общей модели, а именно к годам жриц Геры в Аргосе. По его примеру последующие греческие ученые составили синхронистические таблицы. Со времен Тимея и Эра-тосфена эти таблицы, как правило, основывались на счислении по олимпиадам. Кастор Родосский (ок. 60 г. до и. э.) добавил к ним римские и восточные даты. Используя труды своих предшественников, христианские историки поставили мирскую хро-нографию на службу священной истории. Этот "Канон" вошел во вторую часть "Хроники" Евсевия Кесарийского, написанной около 300 г. н. э. , был переведен Иеронимом и продолжен им до 378 г. п. э. Компиляция Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе. И. Скалигер, основоположник современной хронологии как науки, попытался восстановить весь труд Евсевия.
В "Каноне" приводятся длинные ряды синхронизмов. Годы после Авраама (1-й год Авраама = 2016 г. до н. э.), с которого, по Евсевию, начинается вся достоверная хронология, отождествляются с годами правления царей, с олимпиадами и т. д., a все события упоминаются под соответствующими им датами. Так, например, рождение Иисуса Христа приводится под 2015-м годом от Авраама и этот год отождествляется с 25-м годом правления императора Августа и приходится на 184-ю олимпиаду, т. е. соответствует 2 г. до н. э. по нашему летосчислению, которое восходит к Дионисию Малому (см. стр.. 76) 70.
Датировки Евсевия, которые часто в рукописях передавались неверно, в настоящее время мало нам полезны, исключая отдельные случаи, для которых отсутствует более надежная информация (ср. стр. 9). Как бы то ни было, современный "Евсевий", в котором со знанием дела были бы подведены итоги современных достижений прикладной хронологии, еще не создан71. Нужно отдавать себе отчет в том, что невозможно составить удобные для пользования хронологические таблицы иначе как на основе таблиц, списков и прочих перечней, созданных самими древними учеными, а они, в свою очередь, могли ошибаться из-за отсутствия нормализованного исчисления времени. Под 45 г. до н. э. летописец помечал: "Annus or[dinatione Gaesaris] mutatus* ("Fasti Ostienses", ed. L. Vidman,-- "Rozpravy Ceskoslovenske akademie ved, Rada spolecenskych ved", 67, 1957, ses. 6). Введение только юлианского года не могло, однако, нормализовать хронологию, в особенности потому, что сам юлианский год начинался в каждой стране в разное время. В Англии и в ее американских колониях вплоть до 1752 г. год начинался 25 марта.
Пояснить трудности, с которыми может столкнуться хронолог даже при изучении периода после введения юлианского календаря, можно двумя примерами. Так, Порфирий может считаться знатоком хронологических изысканий; тем не менее в своей биографии Плотина он должен был использовать в качестве хронологических единиц годы правления римских императоров. Следовательно, читателю Порфирия нужны были какие-нибудь вспомогательные хронологические таблицы для понимания приводимых датировок. Однако годы правления императоров не совпадали с датами юлианского календаря, и к тому же читатель не знал, какой вид императорского года использовался автором (ср. :R.WaItz,--REA, 1949, с.41; М.J.Воуdе,-- СРh, 1937, с.241). Ошибки были, таким образом, неизбежны. Иероним, будучи сам хронологом, в одном послании, написанном после 374 г.н.э., поздравляет некоего Павла со столетием (Ер. ad Paulum). Но в другом месте Иероним (De vir. ill., III, 53) утверждает, что Павел знал лично карфагенского епископа Киприана, который умер в 259 г. н. э. Мани использовал вавилонскую форму Селевкидской эры (употреблявшуюся с 311 г. до н. э.). Кроме того, имеются многочисленные свидетельства различных источников о времени его жизни и смерти. Но хронологические указания этих источников расходятся, хотя известно, что Мани жил в III в. н. э.72. Отсутствие достоверности в хронологических указаниях позволило сасанидской традиции сократить временной промежуток от Александра Македонского до Сасанидов с 557 до 226 лет. Иудеи также отводят на персидский период своей истории всего 52 года, хотя Кира II от Александра Македонского отделяют 206 лет73.
Древние историки часто использовали одновременно различные системы датировок, не будучи в состоянии унифицировать хронологические указания своих источников (см., например: O.Мoгkhо1m, Antiochus IV of Syria, 1966,-- о Первой книге Маккавеев; ср.: W. den Воег,--"Mnemosyne", 1967, с. 30 -- о Геродоте).
* "Год, измененный по распоряжению Цезаря".-- Прим. пер.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
В древней (и в средневековой) хронологии используется юлианский, а не григорианский календарь, который мы употребляем в настоящее время. Оба календаря совпадают примерно около 300 г. н. э.; начиная с этого момента юлианский календарь отстает от григорианского на три дня каждые 400 лет. В обратном порядке, считая назад примерно от 100 г. до н. э., юлианский календарь опережает григорианский на три дня каждые 400 лет, так что, например, 1 января 101 г. до н. э. (по юлианскому календарю) соответствует 29 декабря 102 г. до н. э. (по григорианскому календарю) (ср. стр. 8). Таким образом, для периода примерно до 100 г. до н. э. соответствующие даты приходятся на более ранние числа по григорианскому календарю, чем по юлианскому; для времени начиная примерно с 300 г. н. э. устанавливается обратная зависимость.
При использовании древних датировок по эрам или по годам правления нужно остерегаться двух возможных ловушек.
Во-первых, начало года не было всюду одинаковым, ибо зависело от выбора местных властей. Так, например, эра от сражения при Акции (см. стр. 68) началась в Филадельфии 23 сентября 31 г. до н. э., а в г. Амисе (западный Понт) -- 32 г. до н. э. (М.N.Тоd, - ABSA, XXIII, 1918-1919, с. 212). Аналогичные отклонения в македонской эре и в эре Акция существовали и в Греции (F.Papazoglou, -- BCH, 1963, с. 517).
Годы правления персидских царей начинались у вавилонян весной, у египтян -- осенью, а персидским двором, вероятно, отсчитывались со дня восшествия на престол (ср.: Тhuс., VIII, 58)74. Более того, каждый город в одном и том же государстве по различным причинам мог отсчитывать годы правления по-разному, отлично и друг от друга, и от счисления при дворе (Н. Sеугig,- RN, 1964, с. 58).
Во-вторых, датировка правления не обязательно согласовывалась с истинной историей. Карл II, король Англии, в действительности стал королем 29 мая 1660 г., но годы его правления отсчитывались от смерти Карла I, последовавшей 30 января 1649 г. Правители древности также могли по различным причинам отодвигать задним числом дату начала своего правления (ср.: Е. Вickerman,-- "Berytus", 1944, с. 77). Кроме того, споры о преемственности правителей могли спутать писцов. Так, через 12 лет после смерти Филиппа Арридея (305 г. до н, э.) клинописный документ был датирован: "Царь Филипп, год 19-й" (I.Levy,-- "Journal Asiafcique", 1952, с. 269).
Мы используем стандартные юлианские годы и счисляем их назад до н. э. ("до рождения Христова"). Такое счисление подразумевает нулевой год между датировками "до н. э." и "н. э.". Но такой год отсутствует в наших счислениях. Эту точку отсчета нужно держать в уме, отсчитывая интервалы между событиями до и по нашей эре. Проще всего использовать астрономическое условие: 1 г. до н. э. = нулевой год; 2 г. до н. э. = -1 г. и т. д. Например, нужно вычислить, сколько лет было императору Августу в 14 г. н. э., когда он умер. Он родился в 63 г. до н. э., что по предложенной схеме соответствует 62 г. до н. э. Таким образом, 62 + 14 = 76 лет. На самом деле Август умер, не дожив 35 дней до своего 76-летия (Suet., Aug., 100).
Отсутствие нулевого года в христианском летосчислении должно учитываться и при переводе годов различных эр. Так, например, первым годом селевкидской эры (по македонскому стилю) является 312/1 г. до н. э. Это означает, что нулевым годом этой эры следует считать 313 г. до н. э. Следовательно, для того чтобы определить соответствующий юлианский год для селевкидского года в период до н. э., необходимо вычесть число искомого селевкидского года из 313. Например, 200-й год по селевкидской эре равен 313-200 = 113 г. до н. э., а 312-й год по селевкидской эре равен 313-312 = 1 г. до н. э. Но 313-й год по селевкидской эре соответствует уже 1 г. н. э. В связи с этим для отождествления годов селевкидской эры в период н. э. из рассматриваемого числа селевкидских лет необходимо вычитать уже 312 юлианских лет. Так, 522-й год селевкидской эры равен 522-312 = = 210 г. н. э., или, точнее, равен периоду между 1 октября 210 и 30 сентября 211 г. н. э.
Отсутствие нулевого года следует учитывать и при переводе номеров олимпиад. Для времени до н. э., т. е. вплоть до 194-й олимпиады, для определения года олимпиады необходимо уменьшить номер олимпиады на 1, умножить это число на 4 и полученную сумму вычесть из 776. В результате получится год по юлианскому летосчислению, в который проводились игры, т. е. первый год искомой олимпиады. Например, нужно определить дату 180-й олимпиады. Производим следующие вычисления: 180-1=179; 179*4=716; 776-716=60 г. до н. э. или, точнее, 60/59 г. до н. э. Это и есть первый год 180-й олимпиады по юлианскому календарю.
Между тем для времени н. э., т. е. начиная со 195-й олимпиады, необходимо также уменьшить номер определяемой олимпиады на 1, результат умножить на 4 и из полученного числа вычесть 775. Например, в "Хронике" Евсевия Кесарийского приводятся олимпийские победители вплоть до 249-й олимпиады включительно. Чтобы определить первый год этой олимпиады, нужно произвести следующие вычисления: 249-1= 248;
248*4=992; 992-775=217. Юлий Африкан также приводит перечень победителей олимпийских игр вплоть до своего времени, т. е. до 217 г. н. э. Евсевий, нигде об этом не упоминая, столетием позднее переписал список Африкана (ср.: Ed. Sсhwагtz,-- RE, VII, стб. 1378). Используя древние датировки, выраженные в олимпийских годах, нужно помнить возможные колебания в отождествлениях лет: в источниках 1-й год 180-й олимпиады мог быть отождествлен не с 60/59 г. до н. э., а с 61/0 г. до н. э. (см. стр. 70). Попросту говоря, каждый, кто пытается переводить древние датировки в даты нашего летосчисления, должен помнить юридическое правило: caveat emptor *.
* Пусть остерегается покупающий.--
Прим. пер.
СОКРАЩЕНИЯ
ЖУРНАЛЫ И СБОРНИКИ
ВДИ --
"Вестник древней истории".
ABSA
-- "Annual of the British School at Athens".
AFO --
"Archiv fur Orientforshung".
AGGG
--"Abhamdlungen der Cottingischen Gclehrten Gesellschalt (Akademie)".
AJA --
"American Journal of Archeology". AJPh -- "American Journal of Philology".
AM -- "Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts (Athenische
Abteilung)".
APAW
-- "Abhandlungen d. Preussischen Akademie der Wissenschafteni". APF -- "Archiv
fur Papyrusforschung". ArchOr -- "Archiv Orientalni". ARW -- "Archiv fur
Religionswissenschaft". ASAA -- "Annuario della Scuola Archeologica d'Atene".
Ath -- "Athenaeum".
AZ --
"Zeitschrift fur agyptische Sprache".
BASOR
-- "Bulletin of the American Schools of Oriental Research".
BCH --
"Bulletin de Correspondance Hellenique".
BIFAO
-- "Bulletin de 1'Institut Francais d'archeologie Orientale du Caire".
BO --
"Bibliotheca Orientalis".
BSA --
"Annual of the British School at Athens".
BSL --
"Bulletin de la societe de linguistique de Paris".
BSLL
-- "Bulletin de la societe des lettres de Lund".
BSOAS
-- "Bulletin of the School of Oriental and African Studies".
САН --
Cambridge Ancient History.
СЕ --
"Chronique d'Egypte".
CIG --
"Corpus inscriptionum graecarum".
CIL --
"Corpus inscriptionum latinarum".
CPh --
"Classical Philology".
DWA --
"Denkschriften der Wiener Akademie".
FrGrH
-- F. Jасоby, Fragmente der griechischen Historiker.
GDI --
"Sammlung der griechischen Dialekt-Inschriften".
GGA --
"Gottingische Gelehrte Anzeiger".
GGN --
"Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften in Gottingen",
HSCPh
-- "Harvard Studies in Classical Philology".