Проголосуйте за это произведение |
(Н.И.Идельсон "Этюды по истории небесной механики", М., Наука, 1975, c.395)
Астрономическая мысль древних греков с отдаленных эпох развивалась в схеме лунно-солнечного календаря; счет дней в гражданской жизни шел у них по Луне, от новолуния к новолунию; их календарные числа показывали, таким образом, только возраст Луны. Но с тем научным реализмом, который характеризует греческую культуру, с тем проникновенным "удивлением", с которым греки подходили к природе, они быстро усвоили, что астрономические наблюдения должны раскрыть связь явлений звездного неба с движением Солнца и что календарь должен эту связь отображать. С VIII в. до н. э. им был известен восьмилетний период (октоэтерис) -- инструмент, как мы знаем, весьма примитивный. Ко времени Солона-законодателя (около VI в. до н. э.) в Аттике действовала уже исправленная октоэтерида; каждый период удлинялся на 1 1/2 Дня. Следовательно, из двух таких периодов получалось:
2922 * 2 + 3 = 5847 дней = 198 лунных месяцев = 16 солнечных лет.
Такое соотношение дает для Луны вполне приемлемый результат; но солнечный год выходит равным 365 7/16 дня, т. е. на 3/16 Дня больше юлианского года. Следовательно, на каждые 16 лет солнцестояния -- год у древних греков начинался с летнего солнцестояния -- смещались в календаре на 3 дня назад; ошибка очевидная, даже и при всей трудности соответствующих наблюдений. Но уже в V в. Меток достиг существенного улучшения. "Этот человек добился истины в отношении предсказания явлений звездного неба, ибо движения светил и перемены погоды вполне согласуются с его данными; поэтому большинство греков до моего времени пользуются его 19-летним кругом", -- писал историк Диодор в I в. до н. э. Что метеорологические, или климатологические, предсказания шли у древних греков параллельно с астрономическими предвычислениями, это одна из характерных черт их общего мировоззрения; познание природы строилось у них на чисто наблюдательном материале, без всякой примеси астрологии. В какую же календарную форму оно было облечено?
Годовой круг Солнца разделен на 12 равных частей (до-декатеморий), на 12 знаков Зодиака; происхождение этого деления есть вопрос особый, очень сложный и нас сейчас не интересующий; для древнего наблюдателя было существенно, что смена годичных восходов и заходов звезд и -- думал он -- перемены погоды (эписемазии) происходят в определенные моменты прохождения Солнцем его круга; поэтому из наблюдений строятся зодиакальные таблицы, в которых по 12 знакам расписаны и те, и другие явления 31. Ясно, что такие таблицы достаточно составить на 365 дней года; тогда останется только согласовать их со счетом дней в гражданском лунном году и сделать эти данные общедоступными -- греческая наука никогда не запиралась в храмы и не была кастовой. Метон для наблюдения солнцестояний воздвигал свои стелы (колонны) и инструменты на Пниксе в Афинах, у самой площади народных собраний 32, и все решительно могли видеть его парапегмы, т.е. высеченные на камне календари.
Археологи долго не понимали, как могли быть устроены эти календари; ведь нельзя же нанести на камень 6940 дат 19-летнего круга, повторив в них 19 обходов Солнца по всем знакам Зодиака. Только в 1902 г., при раскопках театра в Милете (в Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы; из них сразу же выяснилось остроумное решение данной технической задачи, найденное греками. На рис. 9 изображен один из фрагментов памятника; на нем виден ряд надписей, расположенных по строкам; слева от строк, а также и между ними имеется ряд небольших отверстий; всего их на правом столбце 30 -- что показано сверху греческой буквой L; пронумеруем все эти отверстия, проставив для ясности перед строками числа, которых на памятнике нет.
Рис. 9. Древнегреческий переставной календарь
В переводе надписи гласят следующее:
1 *
Солнце в Водолее
2 *
Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит
* *
5 *
Лебедь на вечерней заре заходит
* *
* * * *
* * *
15 *
Андромеда утром на заре восходить начинает
* *
18 *
Водолея середина восходит
19 *
Пегас утром на заре восходить начинает
*
21 *
Центавр целиком утром заходит
22 *
Гидра целиком утром заходит
23 *
Кит на вечерней заре заходит
24 *
Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя
* *
* *
29 *
Лебедь целиком на вечерней заре заходит
30 *
[Арктур] на вечерней заре восходит
Мы видим, что это отлично сохранившаяся зодиакальная таблица на 1 месяц, именно на время прохождения Солнцем знака Водолея. В нашем современном календаре Солнце вступает в этот знак (300° долготы) около 22 января; отсюда легко было бы, с помощью чисел, поставленных перед строками, определить календарные даты всех остальных предсказанных явлений. Но сейчас надо совершенно забыть эту солнечную датировку; греки ее не знали. В их лунном календаре вступление Солнца в любой из знаков перескакивало с даты на дату по годам круга, как показано на стр. 393, тип А. Но тут приходят на помощь отверстия в камне: если известно, в какое число лунного календаря Солнце в данном году вступает в первый знак, то достаточно проставить во все отверстия как у строк, так и между строками, штифты с последовательными датами, чередуя месяцы по 29 и 30 дней по правилам лунного календаря; тогда каждая из строк таблицы, т. е. каждое явление, придется на вполне определенную дату лунного года; всякий сразу увидит, на какие числа упадут важные и интересные явления природы. Так выяснили, наконец, загадочный раньше смысл слова парапегма и его связь с глаголом, означающим "прикреплять", "вкалывать". Это был всенародный переставной календарь.
Вопрос о внутренней структуре метонова круга у греков хронологами еще окончательно не разрешен; на 19 лет надо вставить 7 эмболисмических месяцев (12*12 + 7* 13 = 235); древние не оставили сколько-нибудь точного описания устройства цикла в отношении порядка их размещения. Теперь обычно считается, что эмболисмическими были 3, 6, 9, 12, 15, 17 и 19-й годы круга. Приняв во внимание, что средний солнечный год в этой системе выходит равным 12 7/19 месяца, читатель легко построит таблицу распределения ошибок к началу каждого из лунных лет, как это было сделано для 8-летнего периода или для свободного лунного календаря.
Введение метонова круга связано
с знаменитым астрономическим наблюдением, о котором сообщает Птолемей:
"Летнее солнцестояние, которое наблюдали Метон и Эукте-мон, приведено в
записях при афинском архонте Апсейде, в 21-й день египетского месяца Фаменот
утром". Перевод датировки и исторические данные весьма точно определяют
день наблюдения: это 27 июня 432 г. до н. э. Но по таблице равноденствий
легко проверить, что солнцестояние было 432 г., 28 июня, в 2 часа, считая
сутки от полудня, по афинскому времени (Афины на I 1/2 часа к востоку от
Гринвича). Следовательно, наблюдение Метона ошибочно не больше как на l
1/2 суток -- для той эпохи хороший результат. Первый день первого
метонова круга положен на первую неомению после этого солнцестояния, что
дает 16 июля 432 г. до н. э., следуя большинству хронологов.